Оздоровление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть условия проведения образовательных программ по физическому воспитанию в деятельности ДОУ.
Рассмотреть теоретические основы формирования психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Изучить опыт проведения физкультурно-оздоровительных занятий дошкольного возраста направленных на формирования психологического и физического здоровья.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….…2-3
Глава 1 Характеристика психологического и психического и физического здоровья детей в дошкольном возрасте
Характеристика физического здоровья детей ………………………………………………..…4-11
Характеристика развития психологического и психического здоровья
детей……………………………………………………………………………………………………………………12-19
Формирование и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ……………………...20-26
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………………..27-28
Глава 2 Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста направленные на формирование их психологического и физического здоровья детей
2.1 Физкультурно-оздоровительные занятия направлены на психическое и физическое здоровья детей………………………………………………………………………………………………...29-32
2.2 Условия проведения занятий способствующие в физкультурно-оздоровительной работе……………………………………………………………………………………………………………………….33-35
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………………………………36-38
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………39
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.46 Кб (Скачать)
  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-стретчинг;

-ритмопластика;

-физкультминутки и динамические  паузы;

-подвижные и спортивные игры;

-пальчиковая гимнастика;

-гимнастика для глаз;

-дыхательная гимнастика;

-гимнастика бодрящая;

-гимнастика корригирующая;

-гимнастика ортопедическая;

-релаксация;

-солевая комната;

-ароматерапия;

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни:

– физкультурные занятия

–игротренинги и игротерапия;

–коммуникативные игры;

–циклы занятий и игровых  упражнений из серии «Здоровье»;

–самомассаж и точечный массаж;

-биологическая обратная связь(БОС).

  1. Коррекционные технологии:

–арт-терапия;

–сказотерапия;

–песочная терапия;

–технология музыкального воздействия;

Технология воздействия цветом;

–технология коррекции поведения;

-психогимнастика;

-фонетическая ритмика.

Из всех перечисленных здоровьесберегающих  технологии хочется обратить внимание на подвижные игры.

Подвижная игра -эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются независимым средством развитие детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповых помещениях в физкультурном, музыкальном золах, а также на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственное, воздействуют на все психические процессы ( мышление, воображение, память, внимание).

Воспитывают этику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от ее содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития ее участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры- короче, степень нагрузки -меньше, участие взрослого- активнее.

Активное, заинтересованное участие, педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных  технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих  педагогических технологий повысит  результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов  и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Обозначенные  проблемы касаются состояния здоровья детей современных дошкольников и нуждается в и пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов , родителей и общественности. Особое место  ответственности относятся  образовательной системы, которая должна сделать воспитательно-образовательный процесс здоровье формирующим.

На реализацию программы физического развития ребенка оказывают влияние как  климатогеографические факторы, так  и двигательная активность, в частности организация физического воспитания, физкультурно-оздоровительные занятия в дошкольных учреждениях. Исходя  из данного положения, мы рассматривали влияние двигательной активности: постановки физического воспитания и физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня в дошкольном образовательном учреждении - на состояние здоровья старших дошкольников. Моделирование постановки физического воспитания, физкультурно-оздоровительных занятиях в режиме дня дошкольников учреждения позволило повысить целенаправленную двигательную активность детей 5-7 лет до 8ч15мин в старшей группе.

Физкультурно-оздоровительная  работа проводится как с использованием традиционных и нетрадициаоных методов оздоровления. Дети обучают правильному дыханию, умению следить за осанкой и выполнять корригирующие упражнения, точечному массажу, закаливанию, элементам плаванья, аэробике. В оздоровлении детей эффективно используют витаминотерапия, фототерапия, музыкотерапия, что позволяет поддерживать высокий  психоэмоциональный фон.  Проводимая работа осуществляется при систематическом медико-психолого-педагогическом наблюдении за воспитательно-образовательном процессом. Комплексный подход в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста сопровождается ростом функциональных возможностей и физической подготовленности, улучшение состояния здоровья.

Здоровье  – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек  радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.         Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число  здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % от общего количества детей, поступающих в школу. Многие ученые и практики указывают причину – недостаточная двигательная активность у детей.

Удовлетворение  потребности дошкольника в движениях  является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличение работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

Физкультурно-оздоровительная  система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка, привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить базис здорового образа жизни будущего человека.

Овладевая необходимым программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься физической культурой не только в детском саду, но и дома.

Данная  модель двигательного режима для  детей старшего дошкольного возраста, насыщенная разнообразными видами и  формами двигательной деятельности, а также целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности, может быть взята за основу построения различных вариативных двигательных режимов.

В каждом конкретном ДОУ педагогический коллектив  должен творчески отнестись к  проблеме организации оптимального двигательного режима и выбрать  свой собственный вариант, учитывая местные условия конкретного ДОУ.

Физическое  воспитание в дошкольном учреждении является действенным средством, способствующим разностороннему развитию ребенка. Процесс оптимизации двигательной активности детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, достижение хорошего уровня физической подготовленности.

Для реализации вышеперечисленных задач воспитателю  по физической культуре необходимо заниматься разнообразной деятельностью:

- исследовательской  (направлена на повышение своей  квалификации, передачу опыта коллегам, совершенствовании своего педагогического мастерства);

- конструктивной (планирование содержания разных  видов по физической культуре  на весь учебный год и организацией  их проведения в соответствии  с программными требованиями  и индивидуальными особенностями  детей);

- организаторской  (координирование своей деятельности  со всеми членами коллектива, для формирования здорового образа жизни в семье и детском саду);

- коммуникативной  (установление педагогически целесообразных  отношений с детьми, родителями  и коллегами; умение создавать  благоприятный эмоциональный климат  в группе, выявить интересы и  мотивы поведения каждого ребенка,  его двигательные возможности и способности).

Деятельность  воспитателя по физической культуре – это сложный процесс, в результате которого решается комплекс медико-педагогических и психологических задач. Воспитатель должен иметь глубокие знания по теории и методике физического воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  3. Андерсон В.А., Вике JI.A., Жбанва А.С. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» М., 1991
  4. В.Алямовская.- М: Чистые пруды, физкультура в детском саду: теория и методика физкультурных мероприятий / 2005. 
  5. О.И.Бочкарева. – Волгоград:  ИТД « Корифей».  Система работы по формированию здорового образа жизни.
  6. Бальсевич В.К., Л.И. Лубышева. Физическая культура: молодежь и современ                    ность //Теория и практика физической культуры. 1995, № 4,
  7. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1
  8. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г. П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» М., 1990
  9. Викулов А.Д., Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» Ярославль, 1996 г.
  10. Волошина JI.H, «Воспитание двигательной культуры дошкольников» М, 2005
  11. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М., 2005
  12. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: «Просвещение», 2005
  13. Ю.А Кириллова -  Журнал «Дошкольная педагогика» Ноябрь 2011г.
  14. Кожухова Н.Н. Рыжкова Л А «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 2003
  15. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.И. «Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении» – М., 2003
  16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000.
  17. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. – М.: «ФиС», 1968.
  18. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. – М.: «ФиС»,

 

  1. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 12. 2002.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: «ВЛАДОС», 2005. - Кн. 1: Общие основы психологии.
  3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: «Просвещение»
  5. ОсокинаТ.И. «Физическая культура в детском саду» – М., 1990 г.
  6. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
  7. Полтавцева Н.В. «Физическая культура в дошкольном детстве» –М., 2006
  8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. –М.: Мозайка-Синтез, 2000.
  9. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003
  11. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
  12. Сологуб Е.Б., Г.П. Виноградов, С.В. Никольская. Физическое развитие детей дошкольного возраста. - СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1993.
  13. Солодков А.С., Е.М. Есина. Функциональное развитие детей дошкольного возраста //Матер. итог. научн. конф. ин-та за 1997 г. - СПб.: ВИФК,
  14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2001.
  15. Шишкина В.А. Движение + движения. – М.: «Просвещение», 1992.
  16. Н.А . Фараджева, А.А. Шибаева, Забайкал. Гос.гум.-пед.ун-т-Чита.-231с. Учебное методическое пособие/инновационные подходы к содержанию и организации физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников.
  17. Т.С.Яковлевой. – М: Школьная Пресса, Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.2007.
  18. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил

Информация о работе Оздоровление