Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель наша должна состоять в том , чтобы сделать из детей не атлетов , акробатов или людей спорта , а лишь здоровых , уравновешенных физически и нравственно людей
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1.Нетрадиционные способы оздоровления- закаливание………………...……4
1.1.воздушнные ванны………………………………………………………..…..4
1.2.водные мероприятия……………………………………………………….....5
1.3.солнечные ванны………………………………………………………..…….7
1.4.ходьба по снегу босиком…………………………………………………..…8
2.Физические упражнения на прогулке……………………………………..…..8
3.Планирование занятий по физической культуре на воздухе……………….10
4. Методика физических занятий на воздухе…………………………………..13
5. Проблемы физического воспитания………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………....21
Список литературы……………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Нетрадиционные способы оздоровления- закаливание………………...……4
1.1.воздушнные ванны………………………………………………………..….
1.2.водные мероприятия…………………………………………………
1.3.солнечные ванны………………………………………………………..……
1.4.ходьба по снегу босиком…………………………………………………..…8
2.Физические упражнения на прогулке……………………………………..…..8
3.Планирование занятий по физической культуре на воздухе……………….10
4. Методика физических занятий на воздухе…………………………………..13
5. Проблемы физического воспитания………………………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Цель наша должна состоять в том , чтобы сделать из детей не атлетов , акробатов или людей спорта , а лишь здоровых , уравновешенных физически и нравственно людей[20].
С.Э. Эйнгорн
В
последнее десятилетие
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, следовательно, мало внимания уделяется самостоятельной двигательной активности ребенка.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и другие), которые оказывают влияние на состояние здоровья и на развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие дошкольника без физического воспитания невозможно.
Физическое
воспитание дошкольников представляет
собой комплекс оздоровительно-
1.физкультурные занятия;
2.физкультурно-
3.активный отдых( физкультурные досуги и праздники для здоровья);
4. самостоятельная двигательная активность;
5.
дополнительное задания по
6. секционно-кружковые занятия;
7.
индивидуальная и
8.
профилактические и
1.Нетрадиционные способы оздоровления - закаливание:
В результате многочисленных исследований выявлено, что среди детей дошкольного и школьного возраста практически здоровыми признаются около 14-15%. Уже в дошкольном возрасте у 15-20% детей обнаруживаются хронические заболевания, которые выявляются и в дальнейшей жизни. Более чем у 50% детей наблюдаются функциональные отклонения от нормы. Около 60% детей младшего школьного возраста имеют высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, и их иммунная система работает в режиме перенапряжения. Отмечается ухудшение общего состояния здоровья учащихся школ, снижение порога жизнестойкости , выносливости, а также сокращение резервных сил организма. Вдумываясь в цифры, необходимо помнить, что речь идет о наших детях, которые должны развиваться и умственно, и физически. А это означает, что физическая культура должна вместить в себя средства и способы оздоровления и улучшения работоспособности, с помощью которых в течение всей жизни можно поддерживать организм в наилучшей физической форме. Такой физической гармонии, можно достичь с помощью нетрадиционных способов оздоровления, в частности таких, как закаливание[16].
1.1.Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе по назначению врача.
Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их на улице идет постепенное облегчение одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.
Имеющиеся
исследования педагогов, опыт работы многих
детских садов подтверждают высокий
результат таких
1.2.Водные мероприятия – это обтирание, обливание, душ, купание (в бассейне, в озере, в реке, в море). Основанием для назначения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно.
При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находится в движении, не мерзнет и получает под руководством воспитателя необходимый жизненный навык.
Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка растирая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.
Во многих детских учреждениях при систематическом закаливании практикуется по рекомендации врачей обливание до пояса после утренней гимнастики (преимущественно в подготовительных группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса – наиболее доступная процедура в различных условиях, поэтому именно к этому виду закаливания целесообразно приучать детей.
Купание как регулярная ежедневная процедура – прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохладная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми лучами, движения самих детей – весь этот комплекс средств оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние[11].
Однако
несмотря на эффективность этой процедуры,
нужно подводить к ней детей
очень осторожно – путем
Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5 – 2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость[12].
Тщательная проверка места купания, одновременное пребывание в воде не более 3-4 детей под неослабным вниманием взрослых, соблюдение всех указаний врача – обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания определяется для каждой возрастной группы врачом детского учреждения. При этом учитываются температура воздуха и воды, погодные условия, а также степень достигнутой закаленности организма ребенка.
1.3. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, которые обладают бактерицидным действием (останавливающим развитие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляющим костно-мышечную систему), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар).
Такое
многообразное влияние солнца на
организм ребенка требует особой
осторожности. При неумеренном
использовании солнечных ванн у
детей могут появиться
Опыт
лучших детских садов подтверждает,
что систематическое
1.4. Ходьба по снегу босиком – это один из способов закаливания, содействующий пробуждению резервных сил организма. Хождение босиком стимулирует зоны и точки, отвечающие за иммунитет, заставляя организм сопротивляться заболеванию. Босохождение в первую очередь выравнивает электронное равновесие, так как земля заряжена отрицательно и человек избавляется от избытка положительных ионов[16,18].
2. Физические упражнения на прогулке.
Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность[4].
Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.
Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
При
распределении игр на день, неделю,
месяц и так далее, воспитатель
планирует использование
Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня.