Нетрадиционные способы оздоровления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель наша должна состоять в том , чтобы сделать из детей не атлетов , акробатов или людей спорта , а лишь здоровых , уравновешенных физически и нравственно людей

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1.Нетрадиционные способы оздоровления- закаливание………………...……4
1.1.воздушнные ванны………………………………………………………..…..4
1.2.водные мероприятия……………………………………………………….....5
1.3.солнечные ванны………………………………………………………..…….7
1.4.ходьба по снегу босиком…………………………………………………..…8
2.Физические упражнения на прогулке……………………………………..…..8
3.Планирование занятий по физической культуре на воздухе……………….10
4. Методика физических занятий на воздухе…………………………………..13
5. Проблемы физического воспитания………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………....21
Список литературы……………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    При составлении календарного плана  проведения подвижных, спортивных игр  и физических упражнений следует  принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость  разнообразия движений и двигательных действий. Педагог следит за тем, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался во время прогулок.

    Важную  роль в активации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который  устанавливается на участке или  выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр[10].

    Во  время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, лапту и другие. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий.

    В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (овладение «школой мяча»).

    Особое  внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка  развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств[12].

    Виды  прогулок:

    Игровая прогулка.  Желательно заранее продумать  содержание игр, место их проведения, дозировку. Но еще лучше если дети сами выбирают игры, назначают из своей среды руководителей, помощников, капитанов.

    Прогулка  с трудовыми занятиями. Она включает выполнение различных хозяйственных  работ: различных хозяйственных  работ: расчистку катка, оборудование спортплощадок, посадку деревьев и другое. Если объем работы достаточно велик, целесообразно каждому из детей определить индивидуальное задание по группам.

    Спортивная  прогулка. Она включает простейшие соревнования в беге, прыжках, метаниях, зимой – в беге на коньках или лыжах  и так далее.

    Прогулка  – экскурсия. Включает элементы познавательного  характера (например, ознакомление с  историческими памятниками, местами  революционных и боевых событий, наблюдения за природой).

    Прогулка перед сном. Не должны быть длительной. Гулять надо спокойно. Если дети затевают игры, не должно быть быстрого бега, прыжков.  

    Прогулка  с подвижными играми. Известный специалист в области игры, педагог из Липецка С.А. Шмаков считает, что игра- королева «детского досуга». В самостоятельных занятиях физическими упражнениями подвижные игры, особенно не воздухе, приобретают большое значение в организации содержательного досуга, активного отдыха[3].

    3. Планирование занятий по физической культуре на воздухе.

      При планировании физкультурных занятий на воздухе следует учитывать температуру воздуха, силу ветра и наличие осадков, В зависимости от этих факторов ежемесячно намечается определенное количество занятий для проведения в помещении.

В соответствии со среднемесячной температурой можно определить круг физических упражнений, их характер и интенсивность для использования на физкультурных занятиях. Так, в дни, когда температура воздуха опускается ниже —20° С, занятие следует проводить в помещении. Если температура воздуха близка к —20°С, на занятиях, проводимых на воздухе, должны быть даны интенсивные динамические упражнения, увеличена физическая нагрузка на организм ребенка, а продолжительность занятий несколько сокращена.

     От  погодных условий зависит и место занятий в режиме дня. Наиболее приемлема первая прогулка. Время второй прогулки используется для занятий значительно реже: при неблагоприятной погоде, при отмене прогулки или наличии трех занятий в первую половину дня.

Летом обычно занятие проводится в начале прогулки, пока температура воздуха не поднялась еще слишком высоко. В дни, когда температура воздуха достигает +25° С и выше, рационально проведение плавания и купания во второй половине дня, так как температура воды к этому времени повышается.

     В остальные периоды года занятия проводятся в середине или в конце прогулки. Это связано с тем, что после двух-трех организованных занятий в помещении детям по выходе на прогулку следует предоставить время для самостоятельной деятельности.

     Знание  температуры воздуха в день занятий помогает воспитателю предусмотреть рациональную одежду детей. Наиболее приемлемы для холодного периода утепленные куртки, ботинки, вязаные шапочки. Летом дети занимаются в маечках, трусиках и в легком головном уборе. Наиболее удобной обувью считаются кеды или полукеды. В жаркие дни на занятиях дети могут быть без маечки и босиком[8].

     Ежедневные  физкультурные занятия не нарушают установленного программой режима дня: используется время, отведенное для проведения подвижной игры и индивидуальной работы по развитию движений. Это дает возможность выделить на физкультурные занятия ежедневно 30—35 мин, не занимая времени, предназначенного для других видов деятельности, в том числе и самостоятельной[5].

     Особенностью  занятий на воздухе является включение в их содержание спортивных упражнений и игр с элементами спортивных игр, рекомендуемых программой (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.). Это обеспечивает усвоение навыков движений всеми детьми и в значительной степени разнообразит содержание занятий.

     Распределение основного содержания занятий в  течение года (всего 220 занятий) выглядит следующим образом: обучение основным движениям — 74 занятия, обучение спортивным упражнениям— 88 занятий, играм с элементами спортивных игр— 41  занятие и подвижным играм—17 занятий.

Весь  материал по развитию движений располагается  концентрическим способом, позволяющим повторять упражнения через определенные промежутки времени, но уже с более высокими требованиями к качеству его выполнения.

     Проведение  занятий  на   воздухе требует  четкой  разработки содержания   с   правильным  соотношением   нового   и  усвоенного, материала,  с  учетом  этапа  обучения   (ниже дается  примерное, распределение физических упражнений по этапам освоения их в подготовительной группе)[17].                                                                   

     На  каждый месяц планируется для разучивания 5—6 новых игр, которые в зависимости от сложности повторяются 2—4 раза.

     Большое место в работе с детьми седьмого года жизни занимают   игры   с   элементами   соревнования,   эстафеты,   где - успех команды зависит от действий коллектива детей в целом[8]. 

     4.Методика и содержание физкультурных занятий на воздухе.

     Структура занятий по физической культуре на воздухе соответствует современным педагогическим требованиям, которые предъявляются к занятиям в детском саду. Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность каждой части соответственно равняется: 9—10, 16—18 и 2—3 мин. В целом это составляет 30—35 мин[15].

     Однако  в разные сезоны в зависимости  от температурных условий, задач  и содержания занятия продолжительность  его в целом и отдельных частей изменяется. Так, например, если на занятии ставится задача — закрепление передвижения на лыжах, I часть может состоять из подготовки и надевания лыж. В связи с этим она сокращается до 1,5—2 мин, а II часть увеличивается. На другом занятии, когда ставится, например, задача обучения прыжку в высоту с разбега, I часть может быть увеличена до 12—15 мин в связи с введением ряда подготовительных и подводящих упражнений.

     При проведении занятий на воздухе используется большая площадь и большое  количество спортивного инвентаря, что дает возможность сочетать на одном занятии несколько видов движений. Таким образом, может быть достигнуто разнообразие как содержания занятий, так и способов организации занимающихся, обеспечивающих большую моторную плотность и физическую нагрузку. Целесообразным является занятии таких движений, как лазанье или равновесие с прыжками через скакалку; прыжков в длину или в высоту с разбега и упражнений с мячами[1].

       Следует отметить, что на одном и том же занятии можно сочетать и более двух видов движений. Примером может служить сочетание упражнений в равновесии, подлезании под дуги, выполнение прыжков через скакалку. При таких сочетаниях физических упражнений имеются широкие возможности для использования как индивидуального, так и группового, и фронтального методов организации занимающихся, что, безусловно, способствует расширению функциональных возможностей организма детей и совершенствованию двигательной функции.

     Значительная  часть занятий на воздухе проводится во все периоды года в естественных условиях: в парках, в лесах, скверах, на пересеченной местности, на водоемах, специально оборудованных для обучения плаванию дошкольников. Содержание этих занятий составляют прыжки с кочки на кочку, через ручейки, канавы, с пня на пень, переправы через ручейки по доске, подпрыгивание с доставанием веток, бег по пересеченной местности, бег с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т.д.), метание снежков, ходьба на лыжах, катание на коньках, скольжение на ногах по льду замерзшего пруда или речки и другие упражнения.

     Занятия осенью.

     В сентябре и первой половине октября основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в разнообразных прыжках через короткую и длинную скакалку, в длину и высоту с места и с разбега, в метании в цель, на расстояние. Наряду с основными движениями в этот период осваиваются езда на велосипеде, самокате, элементы игр в бадминтон, городки, баскетбол, настольный теннис, футбол. В холодные дни количество упражнений и их повторение несколько увеличиваются. Осенью широко используются эстафеты и игры с текстом.

     В сентябре следует провести контрольные  занятия с целью учета двигательных умений детей.

     В случае неблагоприятной погоды, при  которой не может быть организовано эффективное обучение движениям, проводится занятие, состоящее из одних подвижных игр и эстафет. Например, занятие может состоять из следующих игр: «Карусель», «Медведь и пчелы», эстафета с прыжками, «Гуси-лебеди», «Где позвонили?». Первая игра средней подвижности обеспечивает подготовку организма к предстоящей нагрузке. Следующие игры высокой подвижности дают организму ребенка достаточную физическую нагрузку и решают задачи основной части занятия. Последней спокойной игрой достигается постепенное снижение нагрузки. Физическая нагрузка регулируется как подбором игр и эстафет большей или меньшей подвижности, так и количеством повторений одной и той же игры. Последовательность игр обеспечивает смену движений, в которых дети упражняются[8].

     Осенью  используются простейшие формы туризма — пешеходные прогулки на расстояние. Длительность ходьбы в умеренном темпе в чередовании с ускоренной ходьбой и бегом составляет 15 мин в одну сторону и столько же в обратном направлении. В промежутке проводится активный отдых в виде игры - малой или средней подвижности, сбора осенних листьев, желудей, каштанов, шишек.

     Занятия весной.

     В первой половине марта все еще  значительное место отводится ходьбе на лыжах, катанию на санках и коньках, скольжению на ногах по ледяным дорожкам. В связи с увеличением количества дней с неблагоприятной погодой в конце марта и в начале апреля увеличивается число занятий, проводимых в помещении.

     В конце апреля и в мае большое  внимание уделяется езде на велосипеде, самокате, элементам настольного  тенниса, баскетбола, городков. Увеличивается количество подвижных игр с текстом[8].

     Занятия летом.

     Летом идет дальнейшее закрепление и совершенствование  основных движений и спортивных упражнений – ходьба, бег, прыжки в длину, в высоту, метание, езда на велосипеде, освоение элементов игры в бадминтон, обучение плаванию (купание). Летом чаще, чем в другие сезоны проводятся занятия в лесу.   

     Занятия зимой.

     Зимой на занятиях, проводимых на воздухе, используется ходьба на лыжах, катание на санках и коньках, метание в горизонтальную и вертикальную движущуюся цель, метание на расстояние, ходьба по снежному валу со спрыгиванием, скольжение на ногах по ледяной дорожке с выполнением разнообразных заданий (присесть, поймать предмет, повернуться и т.п.). В целях подготовки к предстоящей физической нагрузке в основной части занятия проводятся пробежки, подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, похлопывая, притопывая и т. п.

Информация о работе Нетрадиционные способы оздоровления