Отчет по педагогической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 11:21, отчет по практике

Краткое описание

В ходе педагогических практик студентам предоставляется возможность реализовать усвоенные на занятиях приоритетные направления педагогической деятельности, образовательные технологии, приемы педагогического взаимодействия.
Педагогические практики в общеобразовательной школе студенты проходят после изучения таких учебных курсов как психология, педагогика, основы педагогического мастерства, преподавание частных методик по предмету, которые дают теоретическое представление о целостном образовательном процессе, его содержании и организации.

Файлы: 1 файл

таня.doc

— 406.00 Кб (Скачать)

     4.    Авторские разработки для дифференцированного  обучения.

     5. Использование авторских учебных  материалов и пособий для дифференцированного обучения.

     6.7. Формирование у учащихся умений самостоятельного учебного труда

     1. Организация работы с учебником  по ходу объяснения учебного  материала.

     2. Формирование умений самостоятельно  пополнять знания при работе  с источниками информации.

     3. Формирование специальных умении но предмету:

     - оформлять и анализировать опыт  и задания;

     - строить умозаключение;

     - выдвигать гипотезу.

     4. Разработаны авторские приемы  организации самостоятельной познавательной  деятельности учащихся.

     5. Предложена и реализована авторская система развивающего обучения. 

     6.8. Системность и целостность обучения

     1. Урок рассматривается как целостная единица учебного процесса. Осуществляется достижение целей урока.

     2. В процессе целеполагания раскрываются  общие цели темы (раздела) во взаимосвязи с целями урока.

     3. Используются дидактические механизмы  системного построения уроков:

     - выделение блоков информации  в теме;

     - укрупнение дидактической единицы  информации;

     - зачетная система.

     4. Вносятся собственные разработки  в системное построение уроков и систематизацию знаний.

     5. Предложена авторская система  изучения темы (раздела) курса,  разработаны дидактические, средства ее реализации:

     - обобщающие таблицы;

     - комплексные задания;

     - рейтинговая оценка знаний по  блокам. 

    6.9. Анализ культуры речи учителя на уроке 

    1.  Лексическое  богатство речи учителя.
    2. Орфоэпическая грамотность и соблюдение актов нормативного произношения, правильность ударений.
    3. Стиль изложения учебного материала.
    4.   Реализация функций речевой деятельности учителя (управленческой, информационной, организаторской, познавательной, стимулирующей).
 

      6.10.  Решение педагогических задач на уроке 

      1. Постановка  цели.
      2. Учет и анализ всех обстоятельств  и условий  педагогических ситуаций.
    1. Выбор методов и средств, для достижения поставленной педагогической цели.
    1. Оперативность решения педагогических задач и адекватность реагирования на незапланированные ситуации общения.
 

      6.11.  Культура педагогического общения 

    1. Личность  педагога - субъект педагогического  общения (проявление  духовно-нравственных качеств, профессионализм, коммуникативных умений и навыков).
    2. Подготовленность к общению на уроке.
    3. На начальном этапе урока постановка целей и доведение их до сознания учащихся.
    4. Управление общением во время урока. Наличие обратной связи.
    5. Анализ осуществленного общения.
    6. Умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
 
 

7.   Программа изучения учащихся. 

Общие сведения об ученике

Фамилия, имя, где живет ребенок. Где работают его родители. Режим и досуг  ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача). 

Общий уровень развития ребенка

1.Общее  развитие. Культура речи, начитанность, интересы, посещение музеев, библиотек,  читальных залов, театров и  других культурных центров организации досуга.

2. Отношение  ребенка к учебному труду, к  занятиям в школе. Систематически  ли готовит домашнее задание,  внимателен ли на уроках, способен  ли организовать свой учебный  труд. Как относится к своим  успехам и неудачам.

3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.

4. Отношение  к физическому труду. Как ученик  относится к работе в школьных  мастерских, на пришкольном участке, в школьной столовой, к уборке класса и школы,  самообслуживанию.

5. Уровень  дисциплины ученика. Владеет ли  ученик навыками и привычками  культурного поведения, вежливого  обращения с товарищами и со  взрослыми. Организован ли на  уроках. Опрятен и аккуратен.

6 Интересы  и склонности и способности  ученика. Учебные предпочтения. Интересы  в областях литературы, искусства,  науки, техники, спорта. Хобби  ребенка. В каких кружках, объединениях  занимается, Какой профессией интересуется. 

Основные  черты личности ученика

      1. Общественное сознание. Мировозрение. Гражданская позиция, Основная направленность идеалов, стремлений. Основные мотивы в общественной работе, труде, учебной деятельности.                                                 
      2. Нравственные качества ученика. Чувство долга, ответственности, любви к Родине, дому, школе, одноклассникам.  Интерес к событиям в стране, городе, школе, классе. Готовность оказать помощь. Правдивость, принципиальность, честность, скромность в отношениях с товарищами, учителями, родителями. Проявление чуткости и внимания к окружающим.
      3. Эмоционально - волевые черты характера ученика: целеустремленность, активность, решительность, смелость, самостоятельность, уверенность в себе,  волевое саморегулирование, стойкость, настойчивость, упрямство, мужество, самокритичность.
      4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила воли, характера. Уравновешенность и подвижность психических процессов (как быстро или медленно ребенок говорит, что-либо делает, реагирует на вопросы, просьбы).Какие процессы преобладают: возбуждения или торможения. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов6 речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства, эмоции
 
 

Характер  социализации ребенка

- участие  в общественной жизни класса. Интерес к жизнедеятельности  классного коллектива и степень  активности участия в делах  класса. Участие в детских (юношеских)  организациях;

  • характер выполнения общественной работы, заданий, поручений. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Наличие организационных, коммуникативных навыков и умений у ученика;
  • занимаемое учеником положение  в классном коллективе. Отношение к нему одноклассников. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.     
 
 

8. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса. 

     Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы  класса направляется на то, чтобы учащийся смог развить личностные качества, соответствующие сформированному предполагаемому образу учащегося школы.

  • нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей как семья, школа, учитель», Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к жизни и личности Другого человека; умение различать хорошие и плохие поступки людей; правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников; соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах;
  • познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  • коммуникативный потенциал (овладение коммуникативными навыками): стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным. умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
  • художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

     физический  потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены,

       Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:

    1. сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего р
    2. развитость креативных способностей учащихся;
    3. проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
    4. сформированность классного коллектива.

       В соответствии с данными критериями  могут быть использованы разнообразные   методы изучения  классного коллектива  и отдельных учащихся, например:

    1. Социально психологическая  самоаттестация коллектива. (Р.С.Немов)
    2. Уровень воспитанности личности на основе выявления общих параметров по сферам «общение», «здоровье», «досуг».
    3. Анкета изучения интересов учащихся.
    4. Анкета изучения отношений к школе и учебным предметам.
    5. Методика по изучению сплоченности классного коллектива.
    6. Методика по изучению отношения к общественным поручениям.
    7. Методика «Референтометрия»
    8. Методика «Определения психологического климата в классе путем «Цветописи» и другие.

На основе полученных данных составляется психолого-педагогическая характеристика класса. С учетом интересов учащихся планируется и проведение воспитательной работы класса. 

9. Схема составления психолого-педагогической характеристики классного       коллектива  

      Предлагаемая  классному руководителю схема составления психолого-педагогической характеристики класса — ориентировочная. Она может быть взята за основу, дополнена или сокращена с учетом поставленных задач.   

      1. Общие сведения о классе и история его  формирования (пол, возрастной состав, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей, когда сформировался коллектив и т. д.). Учебная деятельность (успеваемость, общее умственное развитие, развитие речи, способность к учению, старательность, интерес к знаниям и т. д.). Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдение школьного режима, выполнение требований взрослого и т. д.). Общественно полезный труд (отношение к труду, наличие трудовых навыков и умений, организованность в труде, выполнение общественных поручений).
 

      2. Направленность деятельности  класса. Какие мотивы, цели, потребности и интересы преобладают в жизни и делах класса? Активность класса в целом, ее проявление в учебе, труде, общественной работе. Особенности жизни и деятельности класса как ученического коллектива. Место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами, как вне школы, так и в школе. Особенности общественной активности класса в целом и отдельных его членов: отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности.

      3. Организационная  структура классной  группы. Характеристика актива класса, органов самоуправления. Авторитет актива, его умение организовать класс на решение важнейших учебных и общественных задач.

      4. Характеристика учебной  и трудовой деятельности  класса. Отношение учащихся к учебе в целом и к отдельным предметам. Участие класса в трудовой деятельности и его результативность. Есть ли заинтересованность в успехе совместной деятельности? Профессионально-трудовая направленность учащихся.

      5. Особенности межличностных  отношений внутри  класса. Товарищество и дружба. Дружба мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции.

Информация о работе Отчет по педагогической практике