5.4.
Комбинированная схема
анализа урока (Может использоваться
как в целом, так и частично)
1) Общие сведения об уроке.
- Дата, класс,
предмет, количество учащихся по списку,
количество присутствующих, номер урока
по порядку;
- обстановка
в классе; чистота, освещенность помещения,
проветрено ли помещение, порядок в классе,
готовность учащихся к уроку;
- оборудование;
подготовлены ли наглядные пособия, их
целесообразность и необходимость на
уроке, подготовлена ли доска;
- организационное
начало урока; приветствие учителя, организация
класса, установление порядка и дисциплины;
- тема урока,
цели урока (формулирование учащимся целей
и задач урока);
- цель посещения
урока.
2) Тип и структура урока.
- Тип урока:
целесообразность его выбора с точки зрения
темы в целом и дидактической цели занятия;
место урока в системе занятий по целому
разделу;
- связь урока
с предыдущим: как она осуществлялась;
- структура
урока: соответствует ли она данному типу
урока;
- последовательность
отдельных этапов урока. Обеспечение целостности
и завершенности урока;
- особенности
подведения итогов урока.
3) Содержание
урока.
- Соответствие
содержания программе;
- связь учебного
материала с современностью, местным окружением
школы;
- установление
межпредметных связей;
- методы и
формы формирования трудолюбия, чувства
уважения к людям труда;
- особенности
развития интеллектуальных способностей,
нравственных и эстетических чувств у
учащихся;
- использование
дидактических материалов и оборудования
кабинета;
- уровень роста
или совершенствование навыков, знаний
и умений на основе ранее усвоенного материала.
4) Методы
и приемы обучения на уроке.
- Используемая
система методов и приемов, их сочетание;
- соответствие
методов и приемов содержанию материала,
типу, целям, задачам урока и возрастным
особенностям учащихся;
- соответствие
методов обучения осуществлению задач
воспитания;
- соблюдение
основных требований к уроку;
- особенности
развития на уроке наблюдательности и
логического мышления учащихся;
- виды, место
и особенности самостоятельной работы
учащихся;
- формирование
у школьников умения учиться;
- использование
для самостоятельной работы дидактических
мате-"| риалов и технических средств
обучения;
- формирование
у школьников навыков самоконтроля;
- способы индивидуализации
и дифференцирования заданий для учащихся
в зависимости от их личностных и возрастных
особенностей и подготовки;
- обеспечение
последовательности в самостоятельном
применении учащимися знаний, навыков
и умений в ходе урока.
5) Домашнее
задание.
- Подготовленность
учащихся к выполнению домашнего задания;
- дифференциация
и индивидуализация домашних заданий
учащимся;
- объем и планируемое
время для выполнения домашнего задания.
6) Поведение
учащихся.
- Заинтересованность,
прилежность, дисциплинированность учащихся;
- методы вовлечения
школьников в активную умственную деятельность;
- мотивация
учения в течение всего урока, особенности
используемых приемов;
- отношение
учащихся к учителю.
7)
Поведение учителя.
- Умение владеть
классом, организовать его работу» повышать
активность, интерес, соблюдать дисциплину,
отношение к отдельным учащимся с учетом
индивидуальных особенностей каждого;
- стиль и тон
в работе, педагогический такт;
- наблюдательность,
находчивость, эмоциональный подъем;
- внешний вид
учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;
- авторитет
учителя.
8)
Результаты урока.
- Выводы и
предложения. Достижение цели. Выполнение
плана;
- уровень и
качество знаний учащихся (сознательность,
глубина, прочность);
- значение
урока (воспитательное, образовательное
и развивающее;
- инновации
данного урока, которые можно рекомендовать
для
внедрения
в практику других учителей;
- советы и
пожелания учителю, как преодолеть недостатки.
Для обучения студента, молодого учителя
рациональному использованию времени,
бережному отношению к каждой минуте урока
следует использовать структурно-временной
его анализ. При этом обращается внимание
на такие стороны урока:
- рациональное
распределение всего времени (45 минут)
между отдельными элементами урока, т.
е. разумно ли было в данных условиях выделять
именно такое время на опрос, на психологическую
подготовку к восприятию нового материала,
на объяснение нового, на закрепление
или домашнее задание;
- рациональность
каждого из структурных элементов урока:
какие его элементы надо было сократить
по времени, а какие увеличить и для чего
именно;
- распределение
времени внутри отдельных структурных
элементов урока, т.е. сколько времени
в целом было уделено на усвоение нового
материала, в какое время (начало, середина,
конец) урока это происходило, как при
этом проводилась психологическая подготовка
к восприятию нового материала, его подача
и закрепление, применение. Точно также
анализируется время осуществления таких
элементов урока, как опрос учащихся, проверка
и домашнее задание;
- качественное
использование времени на отдельные элементы
урока, (рациональное и эффективное время
на опрос при изучении нового материала,
уровень работоспособности при этом класса,
сколько времени говорил учитель, учащиеся,
сколько потеряно времени на молчание,
неправильные, ошибочные ответы из-за
нечетко поставленных вопросов и т. д.);
- рациональность
использованных приемов и методов обучения,
т.е. насколько целесообразны в данных
условиях были те или иные виды беседы,
самостоятельной работы, формы опроса
и т. д.;
- разумность
связи между содержанием материала и теми
методами, с помощью которых он сообщался
и усваивался.
- Примечание.
3—4 раза в период практики анализ уроков
должен проходить именно в таком виде,
чтобы воспитать у студента бережное отношение
к каждой минуте урока.
- изучение
и анализ передового педагогического
опыта учителей- предметников, классных
руководителей, однокурсников;
- обучение
обобщению личного опыта деятельности;
- посещение
уроков, коллективных творческих дел с
последующим их обсуждением;
-
изучение различных направлений деятельности
учителей-предметников и классных руководителей:
методика общения с учащимися разных возрастов,
воспитание дисциплинированности школьников
на всех этапах учебно-воспитательного
процесса, выбор адекватных поступкам
учеников методов и средств педагогического
воздействия, организация педагогического
просвещения родителей.
- Фамилия,
имя, отчество учителя.
- Дата проведения
урока.
- Смена, номер
урока по расписанию.
- Какой урок
по счету у преподавателя в данный день.
- Цель урока.
- Тип урока
(комбинированный, обобщение, закрепление
знаний, повторение), его вид.
- Методы обучения,
их соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям учащихся.
- Методы опроса
(фронтальный, индивидуальный, групповой,
самостоятельная работа, работа с карточками,
применение ТСО, с использованием специальных
тестов и программ).
- Мотивы учения
(интеллектуальные, социально-значимые,
непосредственно – побуждающие).
- Поведение
учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность,
самообладание, находчивость, умение перестраивать
работу на уроке, зависимость от конспекта
и программы.)
- Стиль общения
и работы учителя.
- Характеристика
познавательных процессов учащихся во
время учебной деятельности на уроке:
восприятия, осмысления, закрепления,
развития внимания, воображения, мышления,
памяти.
- Характеристика
качества усвоения знаний: работа над
понятиями, выделение главного, усвоение
теории и ее связи с практикой, формирование
убеждений, точность знаний.
- Характеристика
интеллектуальной атмосферы урока.
- Как развивает
учитель познавательную активность
и интересы учащихся. Как реализуется
проблемное обучение, создание творческих
ситуаций и заданий. Какие используются
технологии учебного труда и формы обучения
.
- Характеристика
эмоциональной атмосферы урока: отношение
учащихся к работе на уроке, положительный,
оптимистический настрой на урок, влияние
эмоциональности урока на работоспособность
учащихся, формирование у учащихся ответственного
отношения к учению.
- Заинтересованность,
влюбленность и увлеченность учителя
своей профессией.
- Характеристика
развития учащихся в процессе обучения:
какие системные умения и навыки были
приобретены или закреплены, какие способности
при этом развивались, какие нравственные
качества воспитывались в ходе урока (ответственность,
организованность, самоконтроль, Самодисциплина,
трудолюбие, воля)?
- Внешний
вид, культура речи, выразительность невербального
поведенческого портрета учителя.
- Общая оценка
урока (достижение поставленной цели,
результативность урока, педагогическая
обоснованность форм обучения, целесообразность
применяемых методик и технологий, решение
педагогических ситуаций и задач в ходе
урока).
- Рекомендации
по совершенствованию деятельности учителя,
обобщение его опыта с целью совершенствования
своей работы на практике.
6.
Показатели оценочных
компонентов урока
6.1.
Целеполагание и мотивация
учебной деятельности
на уроке.
1. Сообщение цели урока учащимся,
пояснение цели урока и значения
изучаемого материала.
2. Мотивация каждого задания на
уроке и учебных действий учащихся.
3.
Развитие познавательного интереса
у учащихся на уроке( занимательные ситуации,
опора на личный опыт учащихся, использование
дополнительных фактов из научно-популярной
литературы).
4.
Проблемно-творческое построение
урока (ознакомление с нерешенными
проблемами науки, обсуждение гипотез,
раскрытие исторических сведений, постановка
проблемно-творческих заданий).
5.
Создание и реализация авторской мотивационио-личностной
системы обучения и развития школьников
6.2.
Научно-методический
уровень преподавания
1.
Изложение материала соответствует
программе и стандарту образования.
2.
Понятийный аппарат раскрывается
в соответствии с современными
научными воззрениями и требованиями
методики.
3.
Осуществляется интеграция предметных
знаний и сведений из смежных
дисциплин.
4.
При сохранении общей научной логики
изложения дается авторское конструирование
учебного материала:
-
основные понятия темы объединяются
в блоки;
-
выделение взаимосвязей в материале
урока;
-
изменение традиционной логики
изложения материала.
6.3.
Гуманистическая направленность
обучения
1.
Ставятся общие цели развития
личности.
2.
Приобщение учащихся к гуманистическим
ценностям и идеям.
3.
Формирование умений общения
на гуманистической основе.
5.
Использование авторских методик
гуманистического преподавания.
1.
Владение набором традиционных
приемов и методов.
2.
Отбор и адаптация приемов
работы на уроке применительно
к имеющимся условиям.
3.
Творческое применение имеющихся
педагогических инноваций, педагогических
достижений па уроке:
-
составление опорных схем, конспектов;
-
работа со структурно-логическими
схемами, картами;
-
использование обучающих программ;
-
составление заданий и задач с
развивающим содержанием.
4.
Использование собственных оригинальных
технологических приемов, методик,
разработок для создания среды
развития учащегося на уроке.
6.5.
Уровни личностно-ориентированного
взаимодействия в среде
обучения на уроке
1.
Организация фронтального и группового
обучения на уроке.
2.
Осуществление учета индивидуальных
особенностей учащихся, коррекция
их знаний и опыта.
3.
Владение средствами элементарной
диагностики уровней готовности
к обучению, их интересов и
способностей:
—
использование программ и тестов коррекции;
—
дополнительных заданий;
—
материалов повышенной сложности.
4.
Применение на уроке средств
диагностики и коррекции индивидуальных
особенностей группы при реализации
разноуровневого подхода.
5.
Творческое преобразование среды развития
учащегося на основе собственных инновационных
методик.
6.6.
Организация дифференцированного
обучения
1.
Выделение базовых идей и материала
для углубления знаний.
2.
Использование дифференцированных
дидактических материалов при
организации практических работ.
3.
Применение уровневых упражнений,
заданий с развивающим содержанием,
заданий разной степени сложности.