Отчет по педагогической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 11:21, отчет по практике

Краткое описание

В ходе педагогических практик студентам предоставляется возможность реализовать усвоенные на занятиях приоритетные направления педагогической деятельности, образовательные технологии, приемы педагогического взаимодействия.
Педагогические практики в общеобразовательной школе студенты проходят после изучения таких учебных курсов как психология, педагогика, основы педагогического мастерства, преподавание частных методик по предмету, которые дают теоретическое представление о целостном образовательном процессе, его содержании и организации.

Файлы: 1 файл

таня.doc

— 406.00 Кб (Скачать)

5.4. Комбинированная схема анализа урока (Может использоваться как в целом, так и частично)

     1) Общие сведения об уроке.

    • Дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;
    • обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;
    • оборудование; подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска;
    • организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;
    • тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);
    • цель посещения урока.

       2) Тип и структура урока.

  • Тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу;
  • связь урока с предыдущим: как она осуществлялась;
  • структура урока: соответствует ли она данному типу урока;
  • последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока;
  • особенности подведения итогов урока.

3) Содержание  урока. 

  • Соответствие содержания программе;
  • связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;
  • установление межпредметных связей;
  • методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;
  • особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;
  • использование дидактических материалов и оборудования кабинета;
  • уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала.

4) Методы и приемы обучения на уроке.

  • Используемая система методов и приемов, их сочетание;
  • соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;
  • соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;
  • соблюдение основных требований к уроку;
  • особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;
  • виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;
  • формирование у школьников умения учиться;
  • использование для самостоятельной работы дидактических мате-"| риалов и технических средств обучения;
  • формирование у школьников навыков самоконтроля;
  • способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;
  • обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.

  5) Домашнее задание.

  • Подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;
  • дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся;
  • объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6) Поведение учащихся.

  • Заинтересованность, прилежность, дисциплинированность учащихся;
  • методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;
  • мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;
  • отношение учащихся к учителю.

7)   Поведение учителя.

    • Умение владеть классом, организовать его работу» повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;
    • стиль и тон в работе, педагогический такт;
    • наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;
    • внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;
    • авторитет учителя.

8)   Результаты урока.

    • Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана;
    • уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность);
    • значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее;
    • инновации данного урока, которые можно рекомендовать для

  внедрения в практику других учителей;

    • советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.
 

    5.5. Структурно-временной анализ урока.

       Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:

    • рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока, т. е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание;
    • рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;
    • распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение. Точно также анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;
    • качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности при этом класса, сколько времени говорил учитель, учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.);
    • рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.;
    • разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
    • Примечание. 3—4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.

    5. 6. Анализ и обобщение передового педагогического опыта

    • изучение и анализ передового педагогического опыта учителей- предметников, классных руководителей, однокурсников;
    •    обучение обобщению личного опыта деятельности;
    •    посещение уроков, коллективных творческих дел с последующим их обсуждением;
    •     изучение различных направлений деятельности учителей-предметников и классных руководителей: методика общения с учащимися разных возрастов, воспитание дисциплинированности школьников на всех этапах учебно-воспитательного процесса, выбор адекватных поступкам учеников методов и средств педагогического воздействия, организация педагогического просвещения родителей.

    5.7. Схема психолого-педагогического анализа урока 

    1. Класс

    1. Фамилия, имя, отчество учителя.
    2. Дата проведения урока.
    3. Смена, номер урока по расписанию.
    4. Какой урок по счету у преподавателя в данный день.
    5. Цель урока.
    6. Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление знаний, повторение), его вид.
    7. Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
    8. Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, работа с карточками, применение ТСО, с использованием специальных тестов и программ).
    9. Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно – побуждающие).
    10. Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраивать работу на уроке, зависимость от конспекта и программы.)
    11. Стиль общения и работы учителя.
    12. Характеристика познавательных процессов учащихся во время учебной деятельности на уроке: восприятия, осмысления,  закрепления, развития внимания, воображения, мышления, памяти.
    13. Характеристика качества усвоения знаний: работа над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связи с практикой, формирование убеждений, точность знаний.
    14. Характеристика интеллектуальной атмосферы урока.
    15. Как развивает учитель познавательную активность  и интересы учащихся. Как реализуется проблемное обучение, создание творческих ситуаций и заданий. Какие используются технологии учебного труда и формы обучения .
    16. Характеристика эмоциональной атмосферы урока: отношение учащихся  к работе на уроке, положительный, оптимистический настрой на  урок, влияние эмоциональности урока на работоспособность учащихся, формирование у учащихся ответственного отношения к  учению.
    17. Заинтересованность, влюбленность и увлеченность учителя своей профессией.
    18. Характеристика развития учащихся в процессе обучения: какие системные умения и навыки были приобретены или закреплены, какие способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались в ходе урока (ответственность, организованность, самоконтроль, Самодисциплина, трудолюбие, воля)?
    19. Внешний вид, культура речи, выразительность невербального поведенческого портрета учителя.
    20. Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока, педагогическая обоснованность форм обучения, целесообразность применяемых методик и технологий, решение педагогических ситуаций и задач в ходе урока).
    21. Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя, обобщение его  опыта с целью совершенствования своей  работы на практике.
 
 

        

     6. Показатели оценочных компонентов урока 

     6.1. Целеполагание и мотивация учебной деятельности на уроке.

       1. Сообщение цели урока учащимся, пояснение цели урока и значения  изучаемого материала.

      2. Мотивация каждого задания на  уроке и учебных действий учащихся.

     3. Развитие познавательного интереса у учащихся на уроке( занимательные ситуации, опора на личный опыт учащихся, использование дополнительных фактов из научно-популярной литературы).

     4. Проблемно-творческое построение  урока (ознакомление с нерешенными   проблемами науки, обсуждение гипотез, раскрытие исторических сведений, постановка проблемно-творческих заданий).

     5. Создание и реализация авторской мотивационио-личностной системы обучения и развития школьников

     6.2. Научно-методический уровень преподавания

     1. Изложение материала соответствует программе и стандарту образования.

     2. Понятийный аппарат раскрывается  в соответствии с современными  научными воззрениями и требованиями  методики.

     3. Осуществляется интеграция предметных  знаний и сведений из смежных  дисциплин.

     4. При сохранении общей научной логики изложения дается авторское конструирование учебного материала:

     - основные понятия темы объединяются  в блоки;

     - выделение взаимосвязей в материале  урока;

     - изменение традиционной логики  изложения материала. 

     6.3.  Гуманистическая направленность обучения

     1. Ставятся общие цели развития  личности.

     2. Приобщение учащихся к гуманистическим  ценностям и идеям.

     3. Формирование умений общения  на гуманистической основе.

    4. Выработанные  системные умения стали основой  саморазвития и    самопознания личности.

     5. Использование авторских методик  гуманистического  преподавания.

      6.4. Уровни педагогических технологий  

     1. Владение набором традиционных  приемов и методов.

     2. Отбор и адаптация приемов  работы на уроке применительно  к имеющимся условиям.

     3. Творческое применение имеющихся  педагогических инноваций, педагогических  достижений па уроке:

     - составление опорных схем, конспектов;

     - работа со структурно-логическими  схемами, картами;

     - использование обучающих программ;

     - составление заданий и задач с развивающим содержанием.

     4. Использование собственных оригинальных  технологических приемов, методик,  разработок для создания среды  развития учащегося на уроке.

     6.5. Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения на уроке

     1. Организация фронтального и группового обучения на уроке.

     2. Осуществление учета индивидуальных  особенностей учащихся, коррекция  их знаний и опыта.

     3. Владение средствами элементарной  диагностики уровней готовности  к обучению, их интересов и  способностей:

     — использование программ и тестов коррекции;

     — дополнительных заданий;

     — материалов повышенной сложности.

     4. Применение на уроке средств  диагностики и коррекции индивидуальных  особенностей группы при реализации  разноуровневого подхода.

     5. Творческое преобразование среды развития учащегося на основе собственных инновационных методик.

6.6. Организация дифференцированного обучения

     1. Выделение базовых идей и материала  для углубления знаний.

     2. Использование дифференцированных  дидактических материалов при  организации практических работ.

     3. Применение уровневых упражнений, заданий с развивающим содержанием,  заданий разной степени сложности.

Информация о работе Отчет по педагогической практике