Особенности связной описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – изучение особенностей связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения

связной описательной речи

в психолого-педагогической литературе 6

1.1 Понятие связной описательной речи 8

1.2 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 9

1.3 Особенности связной описательной речи детей с ОНР 11

Глава 2. Экспериментальное изучение связной описательной речи

детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи

2.1 Цель, задачи, организация исследования 15

2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей

связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста

при общем недоразвитии речи 17

Заключение 21

Литература 23

Приложение

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 56.63 Кб (Скачать)

     По  результатам нашего исследования мы можем сказать, что уровень развития связной описательной речи детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Для их высказываний характерны непоследовательность рассказывания, нарушение связности, лексические затруднения. Поэтому мы можем сказать, что наша гипотеза полностью нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи выполнены. 

 

      Литература 

1) Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2) Бородич А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,1984.

3) Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Собр. соч. Т. 4. - М., 1982.

4) Глухов из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию..\\Дефектология 1994 - №2

5) Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.

6) Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология, 1990. - №6

7) Доморацкая З.А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: НИИ СиМО АПН СССР,1979.

 8) Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР.2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.

9) Жукова НС, Мастюкова ЕМ., Фидичева Т.Е. — Преодоление и речевого развития у дошкольников. — М., 1973.

10) Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. — М., 1977.

11) Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание.1986, №12.

12) Капинос В.И. и др. Развитие речи. Задания для учащихся 4 класса по русскому языку. — М., 1978.

13) Корицкая ЕГ. и Шимкович ТА. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. - М., 1972. - С 181-199.

14) КоротковаЭ.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение.

15) Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.)

16) Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: "Академия развития", 2002. – 144 с.

17) Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной, - 2-е изд., доп. — М., 2003.

18) Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ : Транзиткнига, 2006.

 19) Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 200 с.

20) Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256с.

21) Программа  коррекционного обучения и воспитания  детей с общим недоразвитием  речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б.  Филичева и Г.В. Чиркина. - М., 1989.

22) Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с., ил., 4 л. ил

23) Речевое общение: цели, мотивы, средства. / Под ред. Сорокина Ю.А., Тарасова Е.Ф. - М., 1985.)

24) Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. — М., 1989.

25) Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. – 112с.

26) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

27) Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с.

28) Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: "Гном-Пресс", 1999.-80с.

29) Якубинский Л. Л. О диалогической речи // Русская речь / Под ред. Л.В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков. - Т. 1. Пг. - 1923.  
 

 

     

Приложение 

     Таблица 1 Список детей контрольной и экспериментальной групп

    Экспериментальная группа Возраст Контрольная группа Возраст
    Никита 6 Катя 7
    Ирина 6 Настя 7
    Арина 6 Миша 6
    Алексей 6 Леонид 6
    Даниил 6  Даша 6
 

     Таблица 2 Список детей экспериментальной группы с указанием степени общего недоразвития речи.

    Экспериментальная группа Степень ОНР
    Никита III
    Ирина III
    Арина III
    Алексей III, дизартрия
    Даниил III, дизартрия
 

     Протокол 1 Результаты способности детей экспериментальной группы устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания

Имя ребенка Вид задания Фраза, составленная ребенком Помощь, оказанная ребенку Оценка  выполнения задания (правильное выполнение, отмечаемые трудности и ошибки)
Никита Составление предложения  по трем картинкам («девочка», «корзинка», «лес»). Девочка держит корзинку и пошла искать грибы в лес. Ребенок сам  не смог начать предложение, только с  посторонней помощью (был задан вопрос «Что сделала девочка?»). В составленном предложении отмечаются ошибки в согласовании слов, несоответствие времен глаголов.
Ирина То же Девочка взяла  корзинку и пошла в лес. Предложение было составлено самостоятельно, без помощи. Предложение составлено грамматически правильно, без аграмматизмов. Предложение адекватно предложенному заданию.
Арина То же Девочка взяла  корзинку и девочка пошла в  лес собирать ягоды. Ребенок смог самостоятельно составить предложение. Предложение составлено грамматически неправильно, наблюдается повтор слова.
Алексей То же Машинка взяла  корзинку и пошла в лес за грибами. Предложение составлено самостоятельно, без помощи взрослого. Предложение грамматически неправильно, вместо предложенного персонажа ребенок называет предмет, неадекватный предложенному заданию.
Даниил То же Девочка взяла  корзинку и пошла в лес. Без помощи взрослого ребенок не смог связать сюжетные картинки, составить единое предложение. оно составлено по наводящим вопросам. («Что сделала девочка?»). При составлении  предложения отмечались некоторые трудности: ребенок не смог самостоятельно составить предложение.
 

     Протокол 2 Результаты способности детей контрольной группы устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания

Имя ребенка Виды  задания Фразы, составленные ребенком Помощь, оказанная ребенку Оценка  выполнения задания (правильность выполнения, отмечаемые трудности и ошибки)
Катя Составление предложения  по трем картинкам («девочка», «корзинка», «лес»). Девочка взяла  корзинку и пошла в лес собирать грибы. Предложение составлено без посторонней помощи. Предложение составлено грамматически правильно, адекватно предложенному заданию.
Настя То же Девочка взяла  корзинку и пошла в лес. Ребенок составил предложение без посторонней  помощи. Предложение составлено грамматически правильно, без аграмматизмов.
Миша То же Девочка пошла  с  корзинкой за яго дами в лес. Предложение составлено самостоятельно. Составленное  предложение грамматически правильно, адекватно предложенному заданию.
Леонид То же Девочка взяла  корзинку и пошла в лес. Ребенок самостоятельно составил предложение, без помощи взрослого. Предложение адекватно  предложенному заданию, составлено грамматически правильно.
 Даша То же Девочка взяла  корзинку и пошла в лес за ягодами. Принесла много ягод. Ребенок смог самостоятельно составить предложение. Предложение составлено самостоятельно, достаточно полно и адекватно отображает сюжет.

Информация о работе Особенности связной описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи