Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:14, курсовая работа
Цель нашего исследования – изучение особенностей связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
связной описательной речи
в психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие связной описательной речи 8
1.2 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 9
1.3 Особенности связной описательной речи детей с ОНР 11
Глава 2. Экспериментальное изучение связной описательной речи
детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи
2.1 Цель, задачи, организация исследования 15
2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей
связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста
при общем недоразвитии речи 17
Заключение 21
Литература 23
Приложение
В исследовании приняли
Нами была использована методика В.П.Глухова, направленная на изучение связной описательной речи [5].
Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и ОНР (экспериментальная группа). Список обеих групп представлен в приложении №1. Методика состоит из 8 заданий, но для изучения связной описательной речи нам потребовалось только 3 задания.
Задание 1 – составление предложения по трем картинкам (в данном случае «девочка», «корзинка», «лес») направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?». Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, аграмматизмы и др.); характер оказываемой ребенку помощи.
Задание 2 используется для выявления возможностей детей составлять сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.
Задание 3 – составление
рассказа на основе личного опыта
– имеет целью выявить
При
анализе выполнения задания обращается
внимание на особенности фразовой речи,
употребляемой детьми при составлении
сообщения без наглядной и текстовой
опоры. Учитывается степень информированности
рассказа, определяемая количеством значимых
элементов, которые несут ту или иную информацию
по данной теме. Установление количества
информативных элементов и их характера
(простое называние предмета или действия
или их развернутое описание) позволяет
оценить, насколько полно отражена ребенком
тема сообщения.
2.2
Результаты экспериментального
изучения особенностей
связной описательной
речи детей с общим недоразвитием
речи
Результаты
способности детей
На основе полученных данных мы можем сказать, что большинство детей экспериментальной группы (3 испытуемых) справились с заданием. Дети смогли самостоятельно составить предложение, без помощи взрослого. Но у двоих испытуемых задание вызвало определенные трудности. Они не смогли составить предложение без посторонней помощи. Это может говорить нам о том, что у детей с ОНР есть некоторые затруднения в установлении логико-смысловых отношениях между предметами и передаче их в виде законченной фразы-высказывания.
Результаты изучения способности детей контрольной группы устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания представлены в протоколе 2.
На основе полученных данных мы можем сказать о том, что все дети контрольной группы справились с предложенным заданием. Они смогли самостоятельно составить предложение, адекватно отображающее сюжет. Предложения всех детей построены в соответствии с грамматическими нормами языка.
Сравнивая протоколы 1 и 2, мы можем увидеть, что дети из контрольной группы в целом лучше справились с заданием, чем их сверстники из экспериментальной группы. Это может объясняться тем, что у детей с ОНР отмечаются трудности в составлении развернутых предложений, связных высказываний.
Схема
оценки уровней выполнения заданий
на составление рассказа представлена
в таблице 1.
Таблица 1. Распределение детей по уровням выполнения заданий
Уровни выполнения заданий | Рассказ по серии сюжетных картинок | Рассказ - описание | |||
Количество детей | |||||
Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
I – «хороший» (4 балла) | 3 | 1 | |||
II – «удовлетворительный» (3 балла) | 1 | 4 | 1 | ||
III – «недостаточный» (2 балла) | 1 | 1 | 3 | 2 | |
IV – «низкий» (1 балл) | 3 | ||||
V – задание не выполнено |
Из результатов данной таблицы мы видим, что дети контрольной группы лучше справились с заданиями, чем дети экспериментальной группы.
Рассказ по серии сюжетных картинок: большинство детей контрольной группы (3 испытуемых) имеют хороший (4 балла) уровень выполнения задания. Рассказы детей контрольной группы более распространенны, самостоятельны, в них соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Также двое детей имеют удовлетворительный и недостаточный уровни (1 и 1 соответственно). Их рассказы содержат нерезковыраженные нарушения связности повествования, пропуски слов. У ребенка с неудовлетворительным уровнем рассказ носил характер перечисления, отмечены пропуски нескольких моментов действия.
У
большинства детей
Рассказ - описание: из данной таблицы мы видим, что большинство детей контрольной группы (3 ребенка) имеют недостаточный уровень выполнения задания. Их рассказы носили характер простого перечисления свойств, нарушалась связность повествования. Детям приходилось задавать наводящие вопросы, уточнять рассказы детей. Так же 1 испытуемый имеет удовлетворительный уровень. Его рассказ был составлен в соответствии с планом, отмечались отдельные ошибки в построении фраз. Только у 1 ребенка был отмечен хороший уровень выполнения задания. Его рассказ представлял собой связные развернутые высказывания, содержал достаточно информативные ответы.
Дети экспериментальной группы справились с этим заданием значительно хуже: большинство испытуемых (3 ребенка) имеют низкий уровень выполнения задания. Их рассказы представляли собой перечисление свойств предмета без детализации, отмечалась крайняя бедность содержания, нарушение связности речи. Детям приходилось задавать дополнительные вопросы, они затруднялись продолжить рассказ и после вопросов. Это может нам говорить о слабой способности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Также у 2 детей экспериментальной группы отмечен недостаточный уровень выполнения задания. В рассказах этих детей отмечаются нарушения структуры фраз, фрагменты представляют простое перечисление, информативность рассказа недостаточна. Детям требовались наводящие вопросы.
По данным этой таблицы мы видим, что детьми обеих групп лучше было выполнено задание на составление рассказа по серии сюжетных картинок (3 ребенка с хорошим уровнем из контрольной группы и 4 ребенка с удовлетворительным и экспериментальной), чем на составление рассказа - описания. Детям обеих групп легче составлять рассказ по уже готовому наглядному материалу.
По
результатам нашего исследования мы
можем сделать вывод, что уровень
связной описательной речи детей с
общим недоразвитием речи несколько ниже,
чем у детей с нормальным речевым развитием.
Дети с ОНР затруднялись в составлении
предложений и рассказов, рассказы носили
простой характер перечисления, детям
нужна была постоянная стимуляция – дополнительные
вопросы. Дети контрольной группы показали
лучше результаты. Их рассказы представляли
собой связный текст, составленный без
посторонней помощи. Поэтому мы можем
сказать, что у детей с ОНР отмечаются
трудности планирования развернутых высказываний
и их языкового оформления. Для их высказываний
(пересказ, различные виды рассказов) характерны:
нарушение связности и последовательности
изложения, смысловые пропуски, лексические
затруднения, низкий уровень фразовой
речи, следовательно, наша гипотеза полностью
нашла свое подтверждение.
Заключение
В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Нами была выбрана данная тема, которая, по нашему мнению, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, отраженную в гипотезе: старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи. Для изучения связной описательной речи нами была использована методика В.П.Глухова, которая показала, что дети с речевыми нарушениями имеют значительные отклонения в развитии связной описательной речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Большинство детей экспериментальной группы (3 испытуемых) справились с заданием, но у двоих испытуемых задание вызвало определенные трудности. Они не смогли составить предложение без посторонней помощи. Это может говорить нам о том, что у детей с ОНР есть некоторые затруднения в установлении логико-смысловых отношениях между предметами и передаче их в виде законченной фразы-высказывания. Сравнивая протоколы (см. протоколы 1 и 2), мы можем увидеть, что дети из контрольной группы в целом лучше справились с заданием, чем их сверстники из экспериментальной группы. Это может объясняться тем, что у детей с ОНР отмечаются трудности в составлении развернутых предложений, связных высказываний.
По данным таблицы 1 мы можем сделать вывод о том, что дети контрольной группы лучше справились с заданием, их рассказы более содержательны, распространенны. Большинство детей экспериментальной группы имеет удовлетворительный уровень выполнения задания. Некоторым детям для составления рассказа нужна была небольшая помощь, отмечались повторы слов, пропуски отдельных моментов действия.
По данным этой таблицы мы видим, что детьми обеих групп лучше было выполнено задание на составление рассказа по серии сюжетных картинок (3 ребенка с хорошим уровнем из контрольной группы и 4 ребенка с удовлетворительным и экспериментальной), чем на составление рассказа- описания. Детям обеих групп легче составлять рассказ по уже готовому наглядному материалу.