Особенности связной описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – изучение особенностей связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения

связной описательной речи

в психолого-педагогической литературе 6

1.1 Понятие связной описательной речи 8

1.2 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 9

1.3 Особенности связной описательной речи детей с ОНР 11

Глава 2. Экспериментальное изучение связной описательной речи

детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи

2.1 Цель, задачи, организация исследования 15

2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей

связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста

при общем недоразвитии речи 17

Заключение 21

Литература 23

Приложение

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 56.63 Кб (Скачать)

     Коммуникативной задачей высказывания-описания является создание словесного образа объекта; при  этом признаки объекта раскрываются в определённой последовательности. Описанию (как виду монологической речи) присущи основные характеристики связного развёрнутого высказывания: тематическое и структурное единство, адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче, произвольность, плановость и контекстность изложения, логическая завершённость, грамматическая связность.

     Занятия по обучению описанию предоставляют  большие возможности для разностороннего  воздействия на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности. Они способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Они учатся умению выделять и сопоставлять существенные признаки предметов, использовать для их обозначения нужные лексемы, предложения соответствующей структуры, объединять предложения в связное последовательное сообщение. 

      1. Развитие  связной речи у  детей в онтогенезе
 

     Развитие  связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

     У детей без речевой патологии  развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

     На  первом году жизни, в процессе непосредственного  эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной  речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

     К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее  они начинают служить обозначениями  предметов. Постепенно появляются первые предложения.

     На  третьем году жизни быстрыми темпами  развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.[20]

     В среднем дошкольном возрасте большое  влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е. речи, которая понятна сама по себе.[16]

       Психология относит появление  монологической речи у детей  к пяти годам. Д.Б.Эльконин так  пишет об этом: "Изменение образа  жизни ребенка, формирование новых  отношений со взрослыми и новых  видов деятельности приводит  к дифференциации функций и  форм речи. Возникают новые задачи  общения, заключающиеся в передачи  ребенком взрослому своих впечатлений,  переживаний, замыслов. Появляется  новая форма речи – сообщения  в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном... " [27]

     Дети  пяти-шести лет должны овладеть основными  типами монологической речи: рассказом  и пересказом (в их элементарной форме). Между ними есть не только общее, типичное для монологической речи, но и существенное различие. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. [22, 116-118 ]

     В дошкольном возрасте происходит отделение  речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

     Итак, к моменту поступления в школу  связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо [15]. 

      1. Особенности связной описательной речи детей с ОНР
 

     Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные  предложения; без труда пересказывать  рассказы и сказки. Такой малыш  правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи.[25]

     Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. [19]

     В нормальном онтогенезе развитие связной  речи начинается в дошкольном возрасте и проходит более интенсивно в процессе школьного обучения. При общем недоразвитии речи отмечаются выраженные и стойкие нарушения связной речи. Особо выраженные затруднения, как отмечает В.П. Глухов, дети испытывают в изложении элементарной последовательности событий. По мнению В.П. Глухова, несформированность связной речи при общем недоразвитии речи связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи.

     Общее недоразвитие речи имеет разную степень  выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой  речи с элементами фонетического  и лексико-граматического недоразвития. По степени тяжести проявления дефекта  выделяют четыре уровня недоразвития речи. Первые три уровня выделены и  описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень  представлен в работах Т.Б.Филичевой. [28] Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей. [20]

     В совместной работе Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой содержится попытка  дифференцированного описания нарушений  различных видов свзной речи у детей с задержкой речевого развития.

     Анализируя  процедуру составления рассказа по серии сюжетных картинок, авторы отмечают сложности в определении логической последовательности изложения, обусловленные неумением детей расположить картинки в нужном порядке. Сам рассказ в этом случае сводится к перечислению предметов или действий, изображенных на картинках. При пересказе сказки или небольшого рассказа обнаруживаются неполное понимание прочитанного текста, нарушение последовательности при передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов.

     Но  самым сложным или почти недоступным  для этих детей оказывается самостоятельное описание игрушки или знакомого предмета: оно ограничивается чаше всего называнием отдельного признака предмета, на котором застревает ребенок, или перескакиванием с одной мысли на другую. Речь при этом становится более аграмматичной, усугубляются трудности лексического характера.

     В спонтанной речи, при свободном рассказывании, которое оказывается более доступным, нежели описание предмета, дети используют преимущественно простые предложения. Самостоятельное рассказывание характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова (чаше всего подлежащего), нарушением порядка слов в предложении, незаконченностью предложений, ошибками в употреблении слов [9].

     В более поздней работе Т.Е. Филичева, характеризуя речевой статус детей  с нерезко выраженным общим недоразвитием  речи (IV уровень), отмечает своеобразие их связной речи, проявляющееся в нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений [17].

     Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки  или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

     В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы [15].

     Глухов  В.П. отмечал значительные трудности  в овладении навыками связной  контекстной речи у детей с  ОНР обусловлены недоразвитием  различных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

     Овладение связной речью возможно только при  наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи.

     Исследованиями  установлено, что старшие дошкольники  с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число шибок на построение предложений [4].

     Таким образом можно сделать вывод, у детей с ОНР встречаются, как уже было сказано, разнообразные затруднения, возникающие в процессе овладения содержательной и грамматической сторонами связного высказывания. В тоже время все исследователи подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются полноценные способности к сознательному овладению сложнейшими законами языка, к усвоению ими полноценной развернутой связной монологической речью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Экспериментальное  изучение связной  описательной речи детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 

     2.1 Цель, задачи, организация  исследования 

     Целью эксперимента является изучение особенностей связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

     В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:

     - отбор психодиагностических методик  для экспериментального изучения особенностей связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

     - экспериментальное изучение связной  описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

     - сравнить особенности связной  описательной речи детей с  ОНР и их нормально развивающихся  сверстников;

     -анализ  результатов исследования связной  описательной речи;

     Экспериментальной базой явились МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №38» г.Череповца и МДОУ «Центр развития ребёнка -Детский сад № 123» г.Череповца.

Информация о работе Особенности связной описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи