Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:14, курсовая работа
Цель нашего исследования – изучение особенностей связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
связной описательной речи
в психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие связной описательной речи 8
1.2 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 9
1.3 Особенности связной описательной речи детей с ОНР 11
Глава 2. Экспериментальное изучение связной описательной речи
детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи
2.1 Цель, задачи, организация исследования 15
2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей
связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста
при общем недоразвитии речи 17
Заключение 21
Литература 23
Приложение
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет –
Институт педагогики и психологии
Кафедра
дефектологического образования
Курсовая
работа по дисциплине «Специальная (коррекционная)
дошкольная педагогика»
на тему:
Особенности связной
описательной речи
у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием
речи
Выполнила:
Студентка группы 4ЗКП-41
Ряхина Т.В.
Научный руководитель:
Доцент
Захарова
Т.В.
Г.Череповец,
2010 – 2011 уч. год
Содержание
Введение 3
Глава
1. Теоретическое обоснование
связной описательной речи
в
психолого-педагогической
1.1 Понятие связной описательной речи 8
1.2 Развитие
связной речи у детей в
1.3 Особенности связной описательной речи детей с ОНР 11
Глава 2. Экспериментальное изучение связной описательной речи
детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи
2.1 Цель, задачи, организация исследования 15
2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей
связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста
при общем недоразвитии речи 17
Заключение 21
Литература 23
Приложение
Введение
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У
детей с нормой речевого развития
в старшем дошкольном возрасте связная
речь достигает довольно высокого уровня.
Это очень важно для
Психолого-педагогические
исследования в коррекционной педагогике
показывают, что в настоящее время
наблюдается устойчивая тенденция
к увеличению числа детей со сложными
нарушениями речевого развития. При
общем недоразвитии речи наблюдаются
различные сложные речевые
Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной описательной речи у детей с ОНР дошкольного возраста .
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах Кониной М.М., А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Тихеевой Е.И., А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались Бородич А.М., В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Большое внимание уделили вопросу развития и изучения связной описательной речи Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития описательной речи у детей старше дошкольного возраста». В.П.Глухов «О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»
Цель нашего исследования – изучение особенностей связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности связной описательной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
В основу работы была положена следующая гипотеза: старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи.
Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач:
- - в ходе исследования изучить особенности связной описательной речи детей с ОНР;
Нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий), статистические – качественная и количественная обработка результатов эксперимента.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №38» г.Череповца и МДОУ «Центр развития ребёнка -Детский сад № 123» г.Череповца.
Курсовая
работа изложена на 25 страницах, содержит
10 страниц основного текста работы, литературы
из 29 источников. Структурно работа состоит
из введения, двух глав, заключения, литературы,
приложения. Работа иллюстрирована 1 таблицей.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения связной описательной речи в психолого-педагогической литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, обшей и специальной методики.
В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» попадает даже такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом.
Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.
В отличие от диалога монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был выделен Л.П. Якубинским. В качестве дифференциальных признаков этой формы общения автор называет обусловленную длительностью говорения связанность, «настроенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера; наличие заданности, предварительного обдумывания» [29].
С.Л. Рубинштейн, развивая учение о монологической речи, в первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении.
Сложность монологической речи, отмеченную исследователями, автор объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное» [24].
В итоге автор делает важный в педагогическом плане вывод о необходимости специального обучения основным видам связной контекстной речи — описанию, объяснению, рассказу — уже в дошкольном возрасте [23].
Капинос В.И. отмечал, что трактовка связной речи, разрабатываемая в психологии и психолингвистике, оказала существенное влияние на развитие методической мысли и явилась основой научного совершенствования обучения монологическому контекстному высказыванию. На основе концепции теории текста как процесса и как результата сложной речемыслительной деятельности начала создаваться теория методики обучения связной речи (Т.А. Ладыженская, А.К. Маркова), принципиальным положением которой явился отказ от узко лингвистического понимания монологической речи как определенных видов устных и письменных изложений и сочинений. Основное внимание в процессе обучения стало уделяться содержательной стороне связного высказывания [12].
Воробьева рассматривает связную речь на современном этапе развития науки как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
Как продукт речемыслительной деятельности текстовое сообщение выступает в единстве двух планов — внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.
Внутренний план, отражая содержание, заданное интеллектом, представляет собой совокупность программ разных уровней: это и программа целого текстового сообщения, и программы каждого отдельно взятого предложения.
Нарушение цельности внутреннего плана приводит к разрывам мысли и непониманию такого сообщения партнером по коммуникации.
Внешний план монологического высказывания представляет собой линейную последовательность предложений, организованных по правилам языка в группу. Этот план характеризуется признаком связности, проявляющейся в зависимости коммуникативно слабых предложений от коммуникативно сильных [18].
В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов, явлений как одному из условий успешного обучения в школе [2,7,11,14] и др.
В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально-смысловой тип речи [11] . Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.
В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.
Пример описания. «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры». (К. Д. Ушинский) [1,116.]