Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В концепции дошкольного воспитания, Положении о дошкольном учреждении в РФ и Программе стабилизации и развития российского образования определены основные задачи дошкольного учреждения:
- укрепление и охрана здоровья ребенка (физическое, психическое), забота о его эмоциональном благополучии,
- развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми, коммуникативности.
- развитие воображения, творческих способностей
- становление общечеловеческих ценностей.

Оглавление

Введение. Стр. 3
Глава 1.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Стр. 6
1.2 Развитие лексики в онтогенезе. Стр.14
1.3 Роль восприятия в развитии речи. Стр.18
Глава 2. Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР.
2.1 восприятие окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР. Стр.24
2.2 Особенности развития лексического состава речи у старших дошкольников с ЗПР. Стр.26
2.3 Анализ методик. Стр.34
Заключение. Стр.38 Список литературы. Стр.40

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 702.50 Кб (Скачать)

 

Задание 2. А на этом листе тоже нужно найти и обвести фигур как можно больше, но кругов (покажите ДК). 

 

Оценка результатов:

За каждый найденный квадрат (круг) начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 15 баллов  

 

Нормативы (уровни развития в баллах) : 

 

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

8 и меньше

9

10-11

12-13

14-15


 

 

 

 

 

 

  

 

Субтест 3: Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память 

 

Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.  

Задание 1. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный так же, как образец (нарисован отдельно, покажите его ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».

Задание 2. А здесь нужно найти точно такой же круг, как на образце (покажите ребенку образец), и зачеркнуть его.

Задания 3, 4  (инструкция,  приведенная  ниже, аналогична для обоих заданий). Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, но они расположены не просто так, а в определенном порядке (покажите образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигур среди остальных и зачеркни ее.

Задания 5, 6  (инструкция,  приведенная  ниже, аналогична для обоих заданий).Посмотри: на образце (задание 5) нарисованы два треугольника (в задании 6 — круг, квадрат и треугольник). Тебе нужно найти точно так же нарисованные фигуры среди остальных и зачеркнуть их.

Задания 7, 8 (инструкция, приведенная ниже, к обоим заданиям аналогична). А в этих заданиях образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее. 

 

Оценка результатов:

за каждую правильно найденную фигуру (уголки, круг, группы фигур, букву П, букву У)  начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 8 баллов. 

 

Нормативы (уровни развития в баллах) : 

 

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

4 и меньше

5

6

7

8


 

  

 

 

 

 

 

 

Субтест 4: Зрительно-пространственное восприятие и графо-моторные навыки 

 

Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.

Задание 1. Здесь нарисован квадрат (показать), а рядом не дорисованы пять квадратов, т. е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: лист не вращай,  те линии, которые уже есть, обводить нельзя.

Задание 2. А здесь нужно дорисовать фигуры так, чтобы они не отличались от образца — круга с крестом (показать). Будь внимателен.

Задание 3. Образец в этом задании похож на конверт (показать). Дорисуй незаконченные рисунки. Не торопись, не обводи уже нарисованные линии.

Задание 4. И последнее задание. Дорисуй неполные фигуры. Должен получиться ромб с уголком (показать). 

 

Оценка результатов: за каждую правильно дорисованную фигуру  начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов. 

 

Нормативы (уровни развития в баллах): 

 

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

11 и меньше

12 - 13

14-15

16 -18

19-20


 

  

 

 

  

 

 

 

А теперь суммируйте все полученные баллы. Максимальный итог теста М. Фростик  — 62 балла.  

 

Нормативы (уровни развития в баллах): 

 

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

45 и меньше

46 - 49

50 - 53

54 - 58

59 - 62


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Обследование словаря с использованием методики Фотековой.

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.

1. Инструкция: у кошки-котята, а  у…

Козы –

Волка-

Утки –

Лисы –

Льва –

Собаки –

Курицы-

Свиньи –

Коровы –

Овцы –

2. Образование существительных  в уменьшительной форме

Инструкция: большой  - мяч, а маленький –это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять

Стол

Стул

Дом

Снег

Дерево

3. Образование прилагательных от  существительных

А) относительных

Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная

Шляпка из соломы –

Кисель из клюквы –

Горка изо льда –

Салат из моркови –

Варенье из вишни –

Суп из грибов –

Варенье из яблок –

Варенье из сливы –

Варенье из малины –

Варенье из клубники

Варенье из черники –

Лист дуба –

Лист клена –

Лист осины –

Шишка ели –

Б) качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а…

Волка за жадность

Зайца за трусость

Медведя за силу

Льва за смелость

Инструкция: если днем жара, то день жаркий, а если

Мороз

Солнце

Снег

Дождь

Ветер

Холод

В) притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у..

Кошки

Медведя

Волка

Льва

Лисы

Зайца

Белки

Гнездо орла

Клюв птицы

Ружье охотника

Оценка для всех западаний серии: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи: 0,25 балла –неверно образованная форма; 0юаллов –невыполнение.

Серия 5. Исследование понимания логико – грамматических отношений.

  1. а) покажи ключ, карандаш. Б) покажи карандашом ключ в) карандаш – ключом.
  2. а) нарисуй круг под крестом б) крест – под кругом
  3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - ред весной?
  4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
  5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

В задании 1 оцениваются только три последних пробы, в задании 2 – обе пробы. Оценка:1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов неверный ответ.

Серия 6. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок)

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка: 1)Критерий смысловой целостности: 5 баллов –рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.

2) Критерий лексико – грамматического  оформления высказывания: 5 баллов  – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 балов –рассказ не оформлен.

3) Критерий самостоятельности выполнения  задания: 5 баллов – самостоятельно  разложены картинки и составлен  рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

ГОРОШИНЫ.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь к мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка проводится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.

1)Критерий смысловой целостности: 5 баллов –воспроизведены все  смысловые звенья; 2,5 балла –смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл –пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.

2) Критерий лексико – грамматического  оформления высказывания: 5 баллов – пересказ составлен без нарушения грамматических и лексических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл –отмечаются аграмматизмы, повторы , неадекватное использованиеслов; 0 балов –пересказ не доступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения  задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл –пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам недоступен.

 

 

 

 

 


 

 



Информация о работе Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР