Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:14, реферат
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установление разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Развитие взаимоотношений
дошкольников с окружающими
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установление разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Жизнь ребенка с момента его появления на свет выливается в сложную систему социальных связей. Что же собой представляют самые первые контакты малышей? Какими психическими процессами они обеспечиваются, как возникают, развиваются? Какие трудности могут возникнуть у ребенка в процессе их становления?; На протяжении трех лет я работала над темой «Развитие взаимоотношений дошкольников с окружающими». Для себя я сделала вывод, что мамы и папы, бабушки и дедушки - самые первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая школа малыша - родительский дом - семья. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мама, что мне подсказал отец».
Ещё до того, как ребенок первый раз приходил ко мне в группу, я выясняла у родителей особенности воспитания и взаимоотношений ребенка с членами семьи. Для этого я использовала разнообразные беседы. Эти небольшие беседы с родителями мне очень помогли в период адаптации детей в условиях детского сада.
На первом родительском собрании я пыталась донести до родителей двухлетних малышей, что каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. И всему этому надо учиться. Родители - первые учителя своего ребенка могут помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В уголок для родителей я помещала разнообразные пожелания.
Двухлетние дети - очаровательные существа они весьма честны и искренни во всем: в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего нового и если у них иногда мокрые носы и штанишки, я относилась к тому снисходительно, ласково обращалась к ним, поддерживала их при переживании дискомфорта.
Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, самое лучшее, что я могла сделать - это позабавить детей, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей.
Обилием новых, ярких игрушек ребенка можно отвлечь лишь на непродолжительное время. Вместо радости игрушки часто приносят малышам огорчения и даже слезы. Многие дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают из рук. Объяснения и уговоры, что игрушки общие, что ими надо играть сообща или по очереди, не помогают, так как дома дети полновластные хозяева всех игрушек. Вот почему после первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего доброго отношения друг к другу имеют совместные игры. Я в своей работе использовала такие как:
«Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь», «Подарки», «Кто к нам пришел».
Эти игры помогли мне сблизить детей, объединить их, завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Дети очень любили, когда я с ними играла, танцевала вместе с ними. Это им приносило много радости, весёлого возбуждения, воспитывало чувство ритма, синхронности движений.
Родители порой недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где родители по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми и боязливыми.
Лишь только ласковое обращение порождает доброту. Для малыша важно ощущение успеха, оно помогает поверить в себя и побуждает стремиться к большему. В процессе взаимодействия с малышами я отмечала любое достижение ребенка, поощряла его лаской, улыбкой, одобрительным словом.
С четвертого года жизни для нормального развития нужны товарищи - сверстники, с которыми ребенок себя почувствует на равных. Я заметила что, играя друг с другом, ребятишки учились достойно проигрывать. Общение в игре ставило каждого на свое место. Дети развивали в себе организаторские качества. Но не обходилось без конфликтов, которые в основном, возникали из-за неумения сговориться, организовать совместную игру, хотя с самого начала к ней был явный интерес. Я воспитывала у детей уважение к товарищам, чувство ответственности перед коллективом, отучала от излишней самоуверенности.
Для этого я использовала такие совместные игры, как «Новоселье», «День рождения», «Детский сад», где дети испытывали радость, удовлетворение оттого, что заботились о других, делали друг другу приятное. Ребенок в своих поступках руководствуется не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действовать. Поэтому мне было важно воспитать у детей понимание и стремление поступать так, как должно, и не делать того, чего нельзя. Понимание себя может прийти только через взрослого. Я, рассказывала детям о других людях, читая им книжки, показывая настольный кукольный театр, проводя инсценировки, подводила детей к пониманию того, что за всеми ситуациями стоит настроение героя, пути выхода героя из той или иной ситуации. Очень часто я задавала вопросы о самом ребенке, о его намерениях, побуждениях. Ребенок, отвечая на вопрос, связывал свои действия с окружающими людьми, пытался заглянуть в себя и объяснить свое поведение.
В развитии взаимоотношений детей с окружающими была важна моя предвосхищающая оценка личностных качеств ребёнка. Кроме того, если эта оценка была дана в присутствии коллектива детей, то она оказывала на всех воспитательное воздействие, помогала усвоить нормы поведения. Положительная оценка личностных качеств необходима детям, она вызывает желание выполнять поручения воспитателя, укрепляет уверенность ребенка в своих силах и в правильности своих поступков, влияет на формирование отношения детей к сверстникам.
Таким образом, развивая взаимоотношения дошкольников с окружающими, я организовывала жизнь детей в детском саду так, чтобы у них неуклонно накапливался личный положительный опыт проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений.
Информация о работе Развитие взаимоотношений дошкольников с окружающими