Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 18:16, курсовая работа
В концепции дошкольного воспитания, Положении о дошкольном учреждении в РФ и Программе стабилизации и развития российского образования определены основные задачи дошкольного учреждения:
- укрепление и охрана здоровья ребенка (физическое, психическое), забота о его эмоциональном благополучии,
- развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми, коммуникативности.
- развитие воображения, творческих способностей
- становление общечеловеческих ценностей.
Введение. Стр. 3
Глава 1.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Стр. 6
1.2 Развитие лексики в онтогенезе. Стр.14
1.3 Роль восприятия в развитии речи. Стр.18
Глава 2. Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР.
2.1 восприятие окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР. Стр.24
2.2 Особенности развития лексического состава речи у старших дошкольников с ЗПР. Стр.26
2.3 Анализ методик. Стр.34
Заключение. Стр.38 Список литературы. Стр.40
Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка — привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком (получить ответы на существенные вопросы) или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут[26].
Для обследования зрительного восприятия дошкольника можно использовать комплексный тест М.Фростика [16]. Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
Материал для проведения тестирования представлен в Приложении 1.
Для исследования уровня сформированности лексики существует много методик (Волкова Г.А., Фотекова Т.А., Ястребова А.В. и др). Нам представляется целесообразно использовать тестовую методику диагностики устной речи, разработанную Фотековой Т.А. [12], так как она наиболее информативно позволяет качественно и количественно оценить нарушение, выявить структуру речевого дефекта. В методике предложены речевые пробы, используемые Р.И.Лалаевой и Е.В..Мальцевой. Для успешности выполнения заданий методики разработана бальная система. Методика включает 6 серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики. Из данной методики для исследования лексического строя речи берем 4 серию (исследование словаря и навыков словообразования), состоящую из трех групп заданий. Первая группа включает 10 проб на проверку знаний словоформ, обозначающих названия детенышей, и умения образовывать такие формы от названия взрослого животного. Вторая группа состоит из 5 проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова. Третья группа заданий самая большая: в ней 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных от существительных. Максимальный балл за серию - 50. 5 серия (исследование понимания сложных логико-грамматических отношений) – направлена на проверку понимания обращенной речи. Понимание сложных логико-грамматический конструкций требует сложной аналитико – синтетической деятельности, способности одновременно схватывать информацию, включать кратковременную и долговременную память, сохраняя пространственное восприятие. Всего используется 10 проб, в том числе на понимание конструкций с предлогами, отражающими на речевом уровне реальные пространственные отношения, сравнительные конструкции. Максимальный балл равен 10. Также используем 6 серию (исследование сформированности связной речи). Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Максимальный балл за серию - 30. Материла для проведения исследования представлен в Приложении 2. Для получения индивидуального речевого профиля, высчитываем успешность выполнения в процентном отношении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и полученный результат разделить на максимально возможный
Также для проведения обследования можно использовать «Альбом для логопеда» О.Ю.Иншаковой (стр.127-230) Представленный материал в «Альбоме для логопеда» позволяет провести качественный и количественный анализ словарного состава языка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответсвии с методикой, предлагаемой С,Г.Шевченко.
Экспериментальное опробирование выбранных нами методик планируется провести на педагогической практике и их результаты будут представлены в следующей курсовой работе.
Заключение
Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Анализ литературы показал, что вопрос о развитии восприятия и лексического состава речи детей с ЗПР продолжает изучаться. Ведутся эксперименты и поиски в этой области, которая привлекает самое серьезное внимание разных специалистов. Наиболее актуальными по данному вопросу, на наш взгляд, являются работы Волковой Г.А [2,3], Шевченко С.Г. [5], Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. [6,7]
Рассмотрев вопрос о развитии лексики в норме и у детей с ЗПР, мы пришли к выводу, что готовность ребёнка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевой материал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как нечто отличное от предметного мира.
Недостаточность словарного запаса у детей с ЗПР связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. У большинства детей с ЗПР бедность словарного запаса, своеобразие лексики проявляются в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.
Так же ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества.
Особенности речи у детей с ЗПР характеризуются
нарушением речи как системы; своеобразие
речи отражает недоразвитие эмоционально – волевой сферы, познавательной
деятельности, восприятия. Развитие восприятия
в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный
процесс, который способствует тому, чтобы
ребенок все точнее, четче отображал окружающий
мир, научался различать нюансы действительности
и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.
Развитие восприятия способствует развитию
речи детей дошкольного возраста.
Замедленность процессов восприятия у детей с ЗПР должна учитываться при обучении данной категории детей. Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР будет способствовать и развитию их словаря.
Дети с ЗПР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, им требуется длительное специальное коррекционное воздействие. Чтобы определить методы этого воздействия, необходимо провести диагностику и на ее основе выстроить индивидуальный путь коррекционной работы, опираясь на взаимосвязь родителей, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов для достижения наилучшего результата, для создания наиболее благоприятных условий для речевого развития ребенка с ЗПР. Мы считаем, что одним из таких путей успешного речевого развития является активизация восприятия и на ее основе развитие лексического строя речи.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.
2. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.
3. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
4. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с ЗПР. М., 1983.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М., 2004.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина
С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей
с задержкой психического развития: Учеб.пособие
для студ.высш.учеб.заведений.-М.:
7. Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2002.
8. Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.
9. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990.
10. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
11. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения издание 2-е П. - М. 1971
12. Фотекова Т.А. Тестовая методика
диагностики устной речи
Информационные ресурсы:
13. http://adalin.mospsy.ru/l_01_
14. http://preporation.begimotik.
15. http://logopediya.narod.ru/
16. http://www.u-mama.ru/read/
17. http://www.education.ssti.ru/
18. http://www.defectolog.ru/
19. http://www.education.ssti.ru/
20. http://dou908.hotbox.ru/
21. http://www.5ballov.ru/
22. http://special.psypublica.ru/
23. http://leksika1.narod.ru/
24.http://www.history.ru/
25. http://www.pedlib.ru/Books/2/
26. http://dob.1september.ru/2003/
Дополнительно:
13. У.В.Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород,1994
14. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004.
15. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
16. Логопедия: учебник для студентов
дефектол.фак.пед.вузов/под
17. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
18.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М:ВЛАДОС, 1998
19. Флерова Ж.М Логопедия.. – Ростов –на –Дону: Феникс, 2000.
20. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003
21. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005
22. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003.
23. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993
25. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
26. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
Тест М.Фростик
Субтест 1: Фигуро - фоновое различение
Оборудование: тестовый материал, цветные карандаши (фломастеры), демонстрационная карточка (далее ДК).
Задание 1. Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяснить и показать.) Посмотри внимательно на карточку. Здесь нарисован треугольник (ДК). А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.
Задание 2. Посмотри: на карточке нарисован прямоугольник (ДК). А теперь найди его на этом рисунке и обведи.
Задание 3. А на этой карточке ты видишь крест (ДК). Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.
Задание 4. А на этой карточке ты видишь полукруг (ДК). Найди его на рисунке и обведи.
Задание 5. Здесь нарисована шестиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы две шестиугольные звезды, но они перепутаны между собой. Возьми два любых цветных карандаша и обведи одну звезду одним цветом, а другую — вторым. Обводи внимательно, не торопись.
Задание 6. Посмотри на карточку, на ней нарисована пятиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы такие звезды. Сколько их? Четыре, но они все перепутаны. Возьми четыре цветных карандаша и попробуй «распутать» звезды: обведи каждую из них своим цветом. Будь внимателен и старайся обводить каждую звезду непрерывной линией.
Задание 7. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спрятано несколько ромбов (ДК). Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.
Задание 8. В этом круге спрятаны овалы (ДК). Постарайся их найти на своем рисунке и обвести.
Оценка результатов: за каждую найденную фигуру начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.
Нормативы (уровни развития в баллах):
Очень низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
очень высокий |
12 и меньше |
13-14 |
15-17 |
18-19 |
20 |
Субтест 2: Зрительно-пространственное восприятие
Оборудование: тестовый материал, два цветных карандаша, демонстрационная карточка.
Задание 1. Сейчас перед тобой новое задание. Посмотри: на листе нарисовано много различных фигур, но среди них есть квадраты (ДК). Тебе нужно найти их как можно больше и обвести. Будь внимателен, не перепутай их с прямоугольниками (ДК) или ромбами (ДК). Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные... Закончив, отложи карандаш.