Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В концепции дошкольного воспитания, Положении о дошкольном учреждении в РФ и Программе стабилизации и развития российского образования определены основные задачи дошкольного учреждения:
- укрепление и охрана здоровья ребенка (физическое, психическое), забота о его эмоциональном благополучии,
- развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми, коммуникативности.
- развитие воображения, творческих способностей
- становление общечеловеческих ценностей.

Оглавление

Введение. Стр. 3
Глава 1.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Стр. 6
1.2 Развитие лексики в онтогенезе. Стр.14
1.3 Роль восприятия в развитии речи. Стр.18
Глава 2. Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР.
2.1 восприятие окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР. Стр.24
2.2 Особенности развития лексического состава речи у старших дошкольников с ЗПР. Стр.26
2.3 Анализ методик. Стр.34
Заключение. Стр.38 Список литературы. Стр.40

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 702.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР

Содержение

Введение.           Стр. 3

Глава 1.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.  Стр. 6

1.2 Развитие лексики в онтогенезе.       Стр.14

1.3 Роль восприятия в развитии речи.      Стр.18

Глава 2. Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР.

2.1 восприятие окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР.            Стр.24

2.2 Особенности развития лексического состава речи у старших дошкольников с ЗПР.         Стр.26

2.3 Анализ методик.          Стр.34

Заключение.          Стр.38 Список литературы.         Стр.40

Приложения.            Стр.41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

Введение

  На современном этапе развития образования выделяется проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в увеличении количества детей с задержкой психического развития.

  Изучение детей с задержкой психического развитая (ЗПР) в дошкольный период -  важное направление в исследовании этой проблемы.  
 Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся и не представится возможным наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка. Формируются основы личности ребенка, расширяется сфера его деятельности, познавательное развитие идет более интенсивно.

  В концепции дошкольного воспитания, Положении о дошкольном учреждении в РФ и Программе стабилизации и развития российского образования определены основные задачи дошкольного учреждения:

 - укрепление и охрана здоровья ребенка (физическое, психическое), забота о его эмоциональном благополучии,

 - развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми,  коммуникативности.

- развитие воображения, творческих способностей

- становление общечеловеческих ценностей.

  Реализация этих задач относится и к дошкольникам с задержкой психического развития, недоразвитием речи и другими патологиями. Развивающий эффект обучения особенно необходим в отношении детей с ЗПР, трудности и проблемы которых связаны с асинхронностью и отставанием в развитии целого ряда психических функций и сфер личности.  
 Изучение детей с задержкой психического развития в настоящее время продолжает оставаться актуальным, так как количество таких детей неуклонно растет по разным причинам (медицинским, социальным, педагогическим).  
 Актуальность проблемы определяется тремя факторами:

Первый фактор- частота указанной аномалии, то есть относительно заметный удельный вес детей с ЗПР.

Второй фактор- процесс концептуальной переориентации системы мирового и отечественного образования на максимальную интеграцию детей с неглубокими аномалиями различного характера в сообществе детей с нормальным развитием.

Третий фактор - необходимость обеспечения современного учебно - воспитательного процесса, ориентирующегося на индивидуально - развивающий подход педагога к ребенку. На данном этапе особенно важно, выявить детей с задержкой психического развития и компенсировать в адекватных состоянию ребенка психолого - педагогических условиях эту разновидность аномального развития.

 О детях с ЗПР к настоящему времени накоплена определенная научная информация. Клиническое изучение детей данной категории позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.). Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи (В.И. Лубовский, ТВ. Егорова, Т.Р. Капустина, Р.Д. Тригер, ТА. Стрекалова, У.В. Ульенкова и др.). Было отмечено, что дети с ЗПР имеют потенциальные возможности усвоения программного материала, но для этого необходимо создать адекватные психофизическому развитию этих детей условия обучения, которые способствуют повышению уровня обучаемости и социальной адаптации.

  Анализ литературы показал, что вопрос о развитии восприятия и лексического состава речи детей с ЗПР продолжает изучаться. Ведутся эксперименты и поиски в этой области, которая привлекает самое серьезное внимание разных специалистов.

  Проблема исследования. Коррекция недоразвития восприятия и формирование лексического состава речи у старших дошкольников с ЗПР путем активизации восприятия и на его основе формирование лексики является одним из необходимых условий готовности их к обучению в школе.

 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Закономерности развития лексического состава речи и восприятия у старших дошкольников с ЗПР.

 ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Особенности формирования словаря у детей с ЗПР и восприятия окружающей действительности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретически обосновать эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование лексического строя речи путем активизации восприятия.

  В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстоит решить следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности  проблемы в теории и практике  логопедии.  
2. Выявить особенности лексического строя речи и восприятия у детей в норме

3. Выявить особенности лексического  строя речи у детей с ЗПР 
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применились теоретические  методы: анализ медицинской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

 Задержка психического развития  является одной из актуальных проблем в современной дефектологии, детской психологии и психиатрии. В работах зарубежных и отечественных клиницистов, психологов и педагогов, непосредственно касающихся вопросов диагностики и обучения детей с ЗПР, наряду с термином "задержка психического развития" используются различные другие термины для обозначения данной группы детей: "дети с трудностями в обучении", "дети с нарушениями в поведении", "дети, подвергнувшиеся социальной и культурной депривации", "дети с минимальной мозговой дисфункцией", "дети с легкой дисфункцией мозга", "дети с временной задержкой психического развития" и другие. Такое многообразие терминов отражает разнообразие подходов к названной проблеме.

Отечественные исследователи при изучении ЗПР принимают во внимание различные аспекты данной проблемы. Дети, отстающие в интеллектуальном развитии и неуспевающие в массовой школе, стали объектом комплексных исследований многих специалистов (врачей, психологов, педагогов, дефектологов и др.). После выделения М.С. Певзнер основных клинико-психолого-педагогических аспектов исследования ЗПР начинается изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития. В работах авторов, занимавшихся  этим вопросом, обнаруживаются различные определения ЗПР. Так Ю.Г. Демьянов  характеризует ЗПР как сборную по клиническим признакам группу различных вариантов отставания в психическом развитии. В.В. Лебединский под ЗПР понимает не необратимое недоразвитие, а  замедление темпа психического созревания. 3.Тржесоглава  определяет данную аномалию развития как "лёгкую дисфункцию мозга", т.е. синдром, отражающий наличие легких нарушений развития, возникающих в основном в пренатальном периоде, который характеризуется весьма пестрой клинической картиной. В настоящее время термин "задержка психического развития" объединяет клинически неоднородную группу дизонтогений, которая имеет специфические особенности психического развития [17]

  Этиологические факторы, вызывающие данную группу аномалий развития, носят, как правило, множественный характер и полиморфны по своей природе. К причинам, приводящим к ЗПР, относят:

- патологию беременности (травмы  матери и плода, тяжелые интоксикации, токсикозы, "стрессы" во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус фактору и др.),

-  врожденные болезни плода (например, сифилис),

- недоношенность,

- асфиксию 

-  родовые травмы,

- ранние (в первые 1-2 года жизни) постнатальные заболевания (дистрофирующие инфекционные заболевания, в первую очередь желудочно-кишечные, мозговые травмы, пневмонии и некоторые другие),

- генетические факторы,

- неблагоприятные социальные условия  воспитания (дефицит общения с  окружающими, ограниченность ведущей деятельности, травмирующая ребенка окружающая микросреда, алкоголизм родителей и другие) [17]

  Следовательно, нарушение психического развития у детей с ЗПР может быть обусловлено своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

  В связи с многообразием проявлений задержек психического развития, предлагаются различные классификации данной аномалии развития. М.С. Певзнер и Т.А. Власова  с учетом клинической симптоматики выделили две основные формы ЗПР: психический и психофизический инфантилизм, астенические и церебрастенические состояния организма. Наиболее распространенной является классификация К. С. Лебединской, основанная на этиопатогенетическом принципе, в которой выделяются четыре основных варианта задержки психического развития: ЗПР конституционного происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического генеза. Каждый из этих вариантов может быть осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических и имеет определенную клинико-психологическую структуру, особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности. [17]

  Следует отметить прогностическую неоднородность отдельных вариантов ЗПР. Стойкость ЗПР во многом зависит от того, лежит ли в ее основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), либо нарушение внимания, памяти, подвижности психических процессов, своеобразие отдельных корковых функций. ЗПР при выраженных нейродинамических, главным образом, церебрастенических расстройствах, является более стойкой и нуждается не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.  
 В зависимости от характера этиологии и патогенеза, а также от времени воздействия на организм ребенка патогенных факторов возможна вариативность отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. В то же время, несмотря на значительные индивидуальные особенности, дети с ЗПР характеризуются рядом общих признаков, к которым относятся нарушения познавательной деятельности и прежде всего - несформированность навыков интеллектуальной деятельности, умственных операций, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, обусловливающее несформированность сложных форм поведения, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, нарушения речевого развития. Названные особенности усугубляются повышенной утомляемостью, истощаемостью, пониженной работоспособностью, нарушением целенаправленности и контроля в процессе деятельности.

Психологические характеристики детей с ЗПР рассматриваются многими авторами. Рассмотрим наиболее существенные психологические и психофизиологические особенности, присущие в определенной степени всем детям с ЗПР.

В.И. Лубовский, характеризуя высшую нервную деятельность детей данной группы, в качестве причин своеобразия их психических процессов называет повышенную иррадиацию возбуждения, ослабление внутреннего торможения и выраженные проявления инертности нервных процессов. При этом он отмечает, что высшей нервной деятельности детей с задержкой развития на каждой возрастной стадии развития присущи признаки нервной деятельности детей более младшего возраста: замедленная выработка дифференцировок, незначительные проявления инертности прежних словесных связей, нестабильность реакции. Неполноценность высшей нервной деятельности детей является физиологической основой своеобразия психического развития при ЗПР. Неравномерность психического развития проявляется в мозаичном нарушении высших психических функций: одни из них повреждаются негрубо, другие оказываются функционально неустойчивыми в результате нарушений процессов торможения и возбуждения, третьи - незрелыми. В одних случаях, например, при органическом инфантилизме, преобладает незрелость эмоционально-волевой сферы, в других случаях ЗПР проявляется в замедленном развитии интеллектуальной деятельности (целенаправленности, программирования, контроля). [18]

  Для детей с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

  У детей данной группы наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

  На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

  У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие от умственно отсталых, дети рассматриваемой категории относительно простые узоры выполняют правильно. [17]

Информация о работе Особенности развития словаря и знаний об окружающей действительности у старших дошкольников с ЗПР