Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить аналитическим путем особенности зрительной памяти у учащихся младших классов, определить пути её коррекции на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: зрительная память умственно отсталых школьников и пути её коррекции средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию зрительной памяти младших школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….стр.
Глава 1.Теоритеческие обоснование проблемы изучение и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.1. Значение зрительной памяти для развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….стр.
1.3. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...стр.


Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………….стр.
2.2. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства ………………….стр.
Вывод по 2 главе……………………………………………………………стр.
Заключение………………………………………………………………….стр.
Содержание литературы…………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.66 Мб (Скачать)

Оценивание. Задание считается выполненным, если ребенок правильно воспроизвел форму. Небольшие отклонения не учитываются.

  Можно продолжать занятия  с ребенком, предложив еще одно  задание. Поставить в ряд три разноцветных деревянных кубика. Ребенок по порядку называет цвета. Затем кубики накрываются платком. Ребенку надо поставить кубики, соблюдая последовательность цветов по памяти.

  Оценивание. Визуальная память  ребенка, запоминание серии последовательных символов оценивается по пятибалльной шкале.

Задание (+, -) □     □    □    □   □                

                         1    2     3    4    5

Способность ребенка в области зрительно – моторной памяти

Хорошо развиты(ярко выражены)

Развиты(без выраженных отклонений)

Частично развиты(легкие отклонения)

Слабо развиты(выраженные отклонения)

Не развиты(сильные нарушения)


     

Показатели отклонений в развитии:

 не может нарисовать фигуры по памяти;

 опускает важные детали изображения;

 путает пространственное расположение геометрических фигур;

 испытывает трудности в области моторики письма;

 слишком сильный или слишком слабый нажим при рисовании

 

  1. Зрительное распознавание геометрических фигур (форм) [2]

  С помощью заданий проверяем  способность ребенка, различать совмещенные изображения фигур.

  Ребенок получает разноцветные  карандаши или фломастеры.

Инструкция. «Сейчас мы поиграем с тобой в новую игру. Посмотри, здесь – зонт и бокал (учитель показывает на их изображение (рис .7).Ты должен обвести зонт карандашом. Старайся вести его по линии, не отрывая от бумаги». Если задание вызывает трудности, то учитель показывает ребенку, как надо его выполнить.

 «А теперь посмотри (показывает  рисунок): зонт, а затем возьми  другой карандаш и обведи им бокал. Постарайся плотно прижать карандаш и не отрывая его от линии. Сделай так, чтобы можно было легко отличить зонт от бокала.

   

 

 

Задание 1.

Инструкция. «Посмотри внимательно, здесь три фрукта изображены вместе. Возьми карандаши и обведи каждый фрукт отдельным цветом» (рис. 8).

Оценивание. При выполнении задания ребенок должен показать способность различать в совмещенном изображении отдельные фигуры. Задание считается выполненным, если ребенку удается обвести фигуру, не слишком прерывая линию. Точность очертания (контура) в расчет не берется. Задание считается невыполненным, если, обводя одну фигуру, ребенок захватывает линии другой.

Способность ребенка зрительно распознавать основные фигуры (формы) оценивается по пятибалльной шкале.

Задание (+, -)   □   □    □  

                        1     2    3

Способности ребенка в области зрительного распознавания геометрических      фигур (форм)

Хорошо развиты (ярко выражены)

Развиты(без выраженных отклонений)

Частично развиты (легкие отклонения)

Слабо развиты(выраженные отклонения)

Не развиты(сильные нарушения)


 

Показатели отклонений в развитии:

 не может сконцентрироваться и распознавать фигуры, изображенные совмещено;

 карандаш держит в руке напряженно;

долго ищет решение;

не может провести линию по предложенному контуру (нарушена координация в системе глаз – рука).

     Л.В. Черемошкина разработала методику «Диагностика природной памяти», для определения уровня развития зрительной памяти младших школьников.

1. Диагностика природной  памяти[18]

  В приложении (рис. 9),  на котором  нарисована фигура, состоящая из четырех пересекающихся линий. Необходимо изобразить точно такой же рисунок.

  Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистый лист бумаги.

  После того, как всё необходимое  подготовлено для работы, можно  начинать. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги и карандаш или ручку.

  Инструкция: «На короткое время  учитель показывает школьнику карточку, на которой нарисована фигура, он должен постараться запомнить её и нарисовать. Если он сразу не запомнит, педагог должен будет показать до тех пор. Пока не запомнит, и не нарисует эту фигуру. Педагог должен предупреждать о показе картинке, предупредительное слово «Внимание». После того как педагог будет убирать  картинку, ребенок сможет начинать рисовать.

  Ребенок после каждой экспозиции  картинки должен рисовать на  новом листе бумаги.

  Картинка показывается до  тех пор, пока рисунок  ребенка не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:

- приблизительные размеры фигуры;

- наклоны фигуры;

- количество линии и количество  их пересечений.

  Для того, чтобы сделать вывод  о силе природной памяти, необходимо  подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2сек×количество  показов картинки.

  Оценка результатов:

- если ребенок правильно запомнил предлагаемую  фигуру  менее, чем за 18 секунд, то это говорит о хорошей природной памяти;

- если время правильного запоминания колеблется в пределах от 20-30 секунд, то природная память средне – продуктивная.

- если время запоминания от 30 секунд, то природная память  имеет продуктивность ниже среднего.  

 

   Р.С. Немов разработал методы диагностики памяти у младших школьников. В их число входят методики:

- определение объема кратковременной  зрительной памяти

- оценка оперативной зрительной  памяти

 

  1. Определение объема кратковременной зрительной памяти[9]

   Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис.10 А , Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную сетку (рис.11 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части (рис. 10). По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

  Правильное воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличается от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

  Полученный результат, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

 

  1. Оценка оперативной зрительной памяти[9]

  Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки - задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников на рис. 12. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольников (рис. 13), среди которых и те шесть треугольников которые ребенок только, что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольника.

  Показателем развитости зрительной  оперативной памяти является  частное от деления времени  решения задачи в минутах на  число ошибок, допущенных в процессе  решения, плюс единица. Ошибками считаются  неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой - либо причине найти. 

  Практически для  получения этого показателя поступают  следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников, и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

  Затем определяют  среднее время работы ребенка  над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

  Момент окончания  времени работы ребенка над  поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

  Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис.?. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним на рис.?) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3, 8, 12, 14, 16; второму набору - 2, 7, 15, 18, 19, 21; третьему набору - 4, 6, 10, 11, 17, 24; четвертому набору - 5, 9, 13, 20, 22, 23.

   Оценка результатов

10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов — 10 — получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов — 8 — получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

     2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, ли его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает

ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

 

Исследование зрительной памяти по А. В. Семенович[15]

«6 фигур»

  1.Перед ребёнком на 10-15сек выкладывается набор из шести фигур (рис. 14).

  Учитель говорит ребёнку: «Посмотри  внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее».

  Затем эталонный ряд убирается, и ребёнок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется ещё раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребёнок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется четыре раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

  Прочность хранения зрительной  информации исследуется через 20-25мин (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. Учитель: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их ещё раз».

  Нормативом  здесь считаются  две ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

2. Ребёнку предлагается для запоминания другой ряд из шести фигур с той

же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой.

  После этого через 20-25мин  исследуется прочность их запоминания, как и в пункте 1.

  Этот вариант исследования  позволяет сравнить между собой  межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

  1. «6 букв»

(рис. 15)

  Инструкция и условия проведения  исследования, как и в пунктах 1, 2 эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных вариантов):

  1. ЕИРКГУ;
  2. ДЯВСРЛ;
  3. НЮБКИЬ;
  4. ОУЗТЩЧ.
  5. Сюжетная картинка «Лето»

(рис. 16).

  Перед ребёнком на 20сек кладётся  картинка «Лето». Учитель: «Рассмотри  внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать её».

  После чего эталон убирается  и ребёнку задаются вопросы:

Информация о работе Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития