Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить аналитическим путем особенности зрительной памяти у учащихся младших классов, определить пути её коррекции на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: зрительная память умственно отсталых школьников и пути её коррекции средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию зрительной памяти младших школьников.
Введение…………………………………………………………………….стр.
Глава 1.Теоритеческие обоснование проблемы изучение и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.1. Значение зрительной памяти для развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….стр.
1.3. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...стр.
Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………….стр.
2.2. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства ………………….стр.
Вывод по 2 главе……………………………………………………………стр.
Заключение………………………………………………………………….стр.
Содержание литературы…………………………………………………..стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоритеческие обоснование проблемы изучение и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.1. Значение зрительной памяти для развития
детей младшего школьного возраста…………………………………………………………
1.2. Психолого-педагогическая характеристика
младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………
1.3. Особенности зрительной памяти младших
школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...
Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………….стр.
2.2. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства ………………….стр.
Вывод по 2 главе……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Содержание литературы………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
Введение.
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая
или сложная деятельность основана
на том, что образ воспринятого
Память – сохранение человеком полученной им информации благодаря образованию в нервной системе следов протекающих нервных процессов. Различают три основных процесса памяти: запоминание, воспроизведение и узнавание того, что было в прошлом опыте данного человека. Они взаимосвязаны со всеми психическими процессами, особенно с процессами мышления. Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это её важнейшая характерная черта.
Значение памяти в жизни людей огромно. Память – основа всякого научения. Если бы человек забывал всё, что он воспринимал, переживал и делал, его психическое развитие было бы невозможно.
Когда ребёнок рождается, он ничего не знает, ничего не умеет. Для того чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен усвоить знания об окружающем мире, владеть нормами поведения, приобрести определённые навыки и умения. Всё это связано с работой памяти.
Зрительная память – необходимая предпосылка любой творческой деятельности, всегда осуществляемой на основе уже полученной информации. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря этому мы можем интенсивно и плодотворно развивать зрительную память. Именно на это направлено наше исследование.
Цель исследования: выявить аналитическим путем особенности зрительной памяти у учащихся младших классов, определить пути её коррекции на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: зрительная память умственно отсталых школьников и пути её коррекции средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию зрительной памяти младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педегогическую характеристику умственно отсталых школьников.
3. Отобрать необходимый
4. Определить основные направления коррекционной работы по формированию зрительной памяти на уроках изобразительного искусства.
Методологическую базу составили:
1. Теоретическая концепция Л.С. Выготского;
2. Теория психического дизонтогенеза В. В. Лебединского, В. В. Лубовского;
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладевать опытом прошлых поколений, применять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения.[16]
К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание. Главный среди них – запоминание, которое обеспечивает закрепление в памяти новой информации путём связывания её с уже приобретённым ранее знанием.
Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.[6]
Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременно удерживаемого воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти заученно, а забывание – это исчезновение, выпадение его из памяти. Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению.[6]
Воспроизведение – это один из процессов памяти, при котором актуализируются ранее образовавшиеся в коре головного мозга связи. Оно происходит при отсутствии объекта, вызвавшего соответствующие следы памяти.
Воспроизведение, как и запоминание, бывает произвольным и не произвольным. Оно может проходить на основе произвольного и не произвольного запоминания. В воспроизведении важны такие его стороны, как полнота, точность и последовательность.
Воспроизведение дает возможность судить о качестве запоминания: на сколько успешно ученики усвоили тот или иной материал. Поскольку оно тесно связано с запоминанием, то на его продуктивность большое влияние оказывают все те факторы, которые действуют на процесс запоминания.
Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.[6]
Основными характеристиками названных процессов являются: объём и скорость запоминания, прочность и длительность сохранения, точность и полнота воспроизведения.
Различают несколько видов памяти. В соответствии с характером запоминаемого материала выделяют память вербальную (словесную), образную (представления), двигательную и эмоциональную.
Исходя из того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемой информации, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную память.
С учётом длительности хранения информации память разделяют на кратковременную и долговременную.
В зависимости от целей и задач деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения, выделяют непроизвольную и произвольную память.
Память является одной из важных психических функций, т. к. с её помощью человек может не только запоминать предметы и явления, но и воспроизводить их через определённое количество времени. Память играет огромную роль в процессе обучения, т. к. весь учебный материал, который изучается в школе в большей или меньшей степени сохраняется в памяти и плодотворно влияет на дальнейшее развитие интеллекта.[16]
Так же в жизни человека немаловажную роль играет зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Благодаря зрительному восприятию осуществляется процесс зрительного запоминания образа. Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ огромного количества раздражителей, действующих на глаз.
Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. [16]
Вопросами изучения развития зрительной памяти занимались такие известные психологи, как: Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. И. Пинский, Г. И. Дульнев и другие.[6]
Таким образом, зрительная память играет огромную роль в развитии познавательных процессов ребенка, а так же в усвоении учебного материала.
1.2.Психолого-педагогическая
характеристика младших
Этиология и симптоматика олигофрении, механизмы её развития, а также методы коррекции детей достаточно полно освещены в литературе В.Г. Петровой, Т.А. Власовой, А.В. Лурия, М.С. Певзнер, Т. Н. Головиной, Б.И Пинского, Г.И. Дульнева, И.М. Соловьева, Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, Л.С. Выготского, Г.Я. Трошина.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением центральной нервной системой (в период от 0 до 3 лет).[12]
Этиология – учение о причинах возникновения интеллектуальных нарушений, из-за широкого круга вредных воздействий.[10]
Причины возникновения умственной отсталости могут быть эндогенными (внутренние): изменение наследственных структур, эндокринные заболевания и разные метаболические факторы, возраст родителей, внутриутробные инфекции, физические факторы, химические вредности, механические воздействия и т.д.. Экзогенные (внешние) причины: асфиксия плода в сочетании с родовой травмой, заболевания в первые годы жизни, социальные факторы.
Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости:
- легкую (IQ- 40-69);
- умеренную (IQ-35-49);
- тяжелую(IQ-20-34);
- глубокую (IQ ниже 20).
Легкая степень умственной отсталости младших школьников - дебильность – встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Характеризуется сниженным интеллектом, своеобразные особенности эмоционально – волевой сферы. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии; нарушение познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения. Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных условиях. Такие условия создаются для них в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII видах.[12]
Умеренная умственная
Тяжелая умственная отсталость младших школьников – имбецильность – во многом сходна с умеренной умственной отсталостью. Познавательные возможности умственно отсталости резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам.[12]
Глубокая умственная