Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить аналитическим путем особенности зрительной памяти у учащихся младших классов, определить пути её коррекции на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: зрительная память умственно отсталых школьников и пути её коррекции средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию зрительной памяти младших школьников.
Введение…………………………………………………………………….стр.
Глава 1.Теоритеческие обоснование проблемы изучение и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.1. Значение зрительной памяти для развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….стр.
1.3. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...стр.
Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………….стр.
2.2. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства ………………….стр.
Вывод по 2 главе……………………………………………………………стр.
Заключение………………………………………………………………….стр.
Содержание литературы…………………………………………………..стр.
Таким образом, умственно отсталые школьники ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям младшего школьного возраста т. к. они иные по многим своим показателям.
1.3. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Великий русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «Память – это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря зрительной памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без зрительной памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру».[ 3]
Умственно отсталые школьники зрительным образом усваивают всё новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на уроках.[20]
Причины замедленного и
Чтобы прочно запомнить какой-
В процессе любого вида деятельности умственно отсталым младшим школьникам постоянно приходится воспроизводить ранее воспринятые знания.
Воспроизведение – это один из процессов памяти, при котором актуализируются ранее образовавшиеся в коре головного мозга связи. Оно происходить при отсутствии объекта, вызвавшего соответствующие следы памяти. В воспроизведении важны такие его стороны, как полнота, точность, последовательность.[12]
Замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения, эпизодическая забывчивость, несовершенство зрительной памяти умственно отсталых школьников, обусловлено плохой переработкой воспринимаемого материала.[12]
Исследование зрительной памяти умственно отсталых школьников, проведенное Л. В. Занковым, показало, что «соотношение непосредственного и опосредованного запоминания у учащихся вспомогательной школы динамично, изменчиво». Учащиеся младших классов не умеют пользоваться приемами опосредованного, т. е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа.[10]
Исследование Л. В. Занкова, как и исследование А. Н. Леонтьева, доказывают в соответствии с идеями Л. С. Выготского, что зрительная память является, в сущности, этапом развития.[3]
Слабость мышления, мешающая умственно отсталым школьникам выделять существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные, резко понижает память. Исследование многих авторов показало, что при воспроизведении рисунка, образа ученики вспомогательных школ выделяют отдельные элементы, а не весь сюжет в целом. Важно умело и одновременно сочетать при изучении новой темы предъявление наглядных пособий с словесными объяснениями.[20]
Когда умственно отсталым
школьникам показывают
В работах А. А. Венгер (Катаева) и Л. А. Венгера, С. И. Давыдовой и других отмечается, что умственно отсталые дети могут дифференцировать простые объемные формы, цвета, оттенки, в соответствии с образцом осуществлять выбор по цвету и по величине, то есть обнаруживают в ряде случаев сохранность восприятия свойств и качеств предметов.[3]
Во много численных работах по изучению зрительной памяти выявлено, что для детей младшего школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием характерны нечеткость представлений, слабость их систематизации, трудности актуализации адекватных представлений, фрагментарность, неполнота и плохое удержание в памяти пространственных соотношений воспринимаемых объектов.[16]
Таким образом, в развитии младших школьников очень важную роль играет зрительная память, так как она является одним из ведущих компонентов познавательной деятельности и тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом, поэтому ей и необходимо уделять должное внимание.
Вывод по первой главе
В первой главе мы проанализировали литературу по теме данной работы. Таким образом, мы пришли к выводу, что зрительная память играет важную роль в развитии личности школьника.
Учитывая изученные нами, особенности школьников с нарушением зрительной памяти, мы можем отметить, что наиболее важным для таких детей является развитие воображения, мышления и восприятия.
Особенно важно отметить, что для умственно отсталых детей необходимо, прежде всего, развивать память. Мы проанализировали также работы различных специалистов, таких как: Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, А. Р. Лурии, Г. М. Дульнева, Б. И. Пинского.
Глава 2.
Организация опытно – экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства
Согласно взглядам Л.В. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.[5]
Неслучайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития. Оно рассматривалось исследователями в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство псохолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственной отсталости. [5]
Психодиагностика нарушенного
развития должна определить
В процессе диагностики должны определятся и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.
Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов(Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, С.Д. Забрамная).
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экстремально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психике и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действии.
Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.
Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка
В коррекционно-педагогическом процессе особое место занимает изобразительная деятельность. С её помощью более интенсивно развивается зрительная память.
Для того чтобы выявить уровень развития той или иной психической функции используется диагностика. Для диагностики зрительной памяти у ребенка на уроках изобразительного искусства чаще всего используют метод наблюдения.
В основу данного исследования
положены ведущие методики
К. Барт разработал методы диагностики высших психических функции младших школьников. В их число входят следующие методики диагностики зрительной памяти:
- зрительное распознавание
- зрительная память, запоминание
серии последовательных
Методы диагностики зрительной памяти.
С помощью заданий проверяют
способность ребенка
Материал: 6 листов бумаги.
Общая инструкция. «Я хочу посмотреть, можешь ли ты запомнить картинку и потом ее нарисовать. Сейчас я её, тебя покажу, посмотри на неё внимательно и нарисуй то, что ты на ней уведешь».
Инструкция. «Посмотри на эту картинку (рис. 1) внимательно». (Учитель в течение 10 секунд показывает картинку ребенку. Остальные картинки закрыты.)
«А теперь нарисуй на листе то, что ты увидел» (Учитель дает ребенку лист бумаги.)
Такое же задание предлагаются к рисунку (рис. 2).
Задание 3-6 аналогичны предыдущему (рис.3 – 6).
Если ребенку трудно воспроизвести фигуру, то можно предложить сначала обвести рисунок карандашом. Затем его закрывают, и ребенок рисует по памяти.