Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить аналитическим путем особенности зрительной памяти у учащихся младших классов, определить пути её коррекции на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: зрительная память умственно отсталых школьников и пути её коррекции средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию зрительной памяти младших школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….стр.
Глава 1.Теоритеческие обоснование проблемы изучение и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.1. Значение зрительной памяти для развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….стр.
1.3. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...стр.


Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………….стр.
2.2. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства ………………….стр.
Вывод по 2 главе……………………………………………………………стр.
Заключение………………………………………………………………….стр.
Содержание литературы…………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.66 Мб (Скачать)

 

  Таким образом, можно сделать  подвывод, что для успешной организации  урока изобразительного искусства  необходимо соблюдать ряд принципов  и специальных условий:

  1. Развитие интереса к изучению изобразительного искусства.
  2. Сочетание систематического контроля над изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им.
  3. Воспитание у учащихся веры в свои силы, творческие способности.
  4. Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей.
  5. Обучение языку изобразительной деятельности, народного, декоративного искусства, дизайна, освоение художественных средств, пластических искусств.
  6. Целенаправленное систематизированное использование искусствоведческих рассказов, бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
  7. Отбор произведений изобразительно искусства для изучений.
  8. Использование на занятиях ТСО.
  9. Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических и архитектурных деталей.
  10. Введение в урок творческих импровизированных задач.
  11. Применение разнообразных художественных материалов и техник работы с ними, смена видов изобразительной деятельности в течении года.
  12. Сочетание коллективной и индивидуальной форм работы с учащимися.
  13. введение в структуру урока игровых элементов и художественно дидактических игр, использование физических соревнований.
  14. Развитие взаимосвязи между разделами учебного предмета изобразительного искусства, а также с другими дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.

Соблюдение всех этих требований позволит более рационально использовать изобразительную деятельность в соответствии с особыми задачами урока.

Вывод по 2 главе

 

  Проанализировав  методики специалистов К. Барт, Л. В. Черемошкиной, Р. С Немова, А. В. Семенович мы можем отметить, что важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения.

  Эффективность коррекционной воспитательной работы может проходить на уроках изобразительного искусства, что будет благоприятно  способствовать развитию зрительной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Занятием рисованием с умственно отсталыми школьниками служат важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции зрительной памяти в развитии.

  Умственно отсталые школьники  располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующих методик на уроках рисования.

Под влиянием правильного осуществляемого обучения изобразительного искусства совершенствуется представление, зрительная память, обогащаются представления, развивается наблюдательность и произвольное внимание.

   Корекционно - развивающий  эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности зрительной памяти младших школьников, применением специальных педагогических методов, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон.

  Необходимо учесть ведущую  роль учителя в осуществлении  коррекционного – воспитательной  работы на уроках изобразительного искусства. Занятие рисованием приобретает действенный характер, если учитель ясно представляет себе особые задачи вспомогательной школы, хорошо знает методику и специфику работы с умственно отсталыми школьниками.

  Таким образом, проблема, затронутая в нашей курсовой работе, на данный момент не до конца раскрыта, и требует дальнейшего развития, как в разработке методик обучения, так и в разработке диагностических методик.

 

 

 

 

 

 

Содержание литературы

 

  1. Ануфриев А. Ф., Котромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические  таблицы., Психодиагностические  методики., Коррекционные упражнения. – 4 – е из., стер. – М., Издат. «Ось – 89». 2006 – 272с.
  2. Барт К. Трудности  в обучении: раннее предупреждение: учеб. пособие / Карлхайнц Барт; пер. с нем. Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 208.
  3. Выготский  Л. С. «Основы дефектологии» Учебник для вузов. Спб – 2003г.
  4. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1974.
  5. Грошенков И. В. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия», 2002.- 208с.

Для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160с.

  1. Истомина З. М. Развитие памяти: учеб. метод. пособие для студ. зао.  педаг. инст. / З. М. Истомина. – М.: «Просвещение», 1978.-119с.
  2. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб.  заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Издательский центр  «Академия», 2006. – 224с.
  3. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
  4. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. заведении: в 3 книгах: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и  психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.
  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - Издательский центр «Академия», 2001 – 272с.
  6. Перспективное планирование по предметам учебного цикла 2 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (для обучающихся, воспитанников с нарушениями интеллектуального развития) / Казымова Е.Н., Коблова Г.С., Комарова Л. Н., Орлова Г.Л., Под редакцией Е.Н. Казымовой; ИПКи ПРО курганской области. – Курган, 2006. – 122с.
  7. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых  школьников: Учеб. пособие
  8. Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных  учреждений  VIII вида. – М., 1999. – С. 149 – 191.
  9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – М., Просвещение, 1979.
  10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232с.
  11. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – Пер. с англ. – М.: Тривола; 1996. – 600с.
  12. Черемошкина Л.В. Психология памяти: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.
  13. Черемошнина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие  для родителей и педагогов – Ярославль. «Академия развития», 1997. – 240с.
  14. Чутко Н. Я.  Развитие памяти школьников: на материале изучения истории. – М., Педагогика, 1982 -  96с.
  15. Шпек  О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: Пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 432.

 

 

Приложение к стр.

 

Зрительная память, запоминание серии последовательных символов.

 

(рис. 1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 2)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к стр.


                            


 


 

 


 

 

 

 

К стр.


 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к стр.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 8)

 

Приложение к стр.

 

(рис. 9 )


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к стр.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 10)  Стимульные изображения ломанных линий .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 11)  Трафаретные рамки для  воспроизводства стимульных изображений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 12).  Карточки с треугольниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 13). Матрица  для поиска (узнавания) экспонированных  карточек  с  треугольниками.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к стр.

(рис. 14) 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития