Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить аналитическим путем особенности зрительной памяти у учащихся младших классов, определить пути её коррекции на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: зрительная память умственно отсталых школьников и пути её коррекции средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию зрительной памяти младших школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….стр.
Глава 1.Теоритеческие обоснование проблемы изучение и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.1. Значение зрительной памяти для развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….стр.
1.3. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...стр.


Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………….стр.
2.2. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства ………………….стр.
Вывод по 2 главе……………………………………………………………стр.
Заключение………………………………………………………………….стр.
Содержание литературы…………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.66 Мб (Скачать)

  Какое время года на картинке?

  Сколько там человек?

  Что происходит здесь? (Указывается  левый нижний угол, там нарисован  пруд.)

  Что находится в пруду  и рядом с ним?

  Какие ещё животные и растения  есть  на картинке?

  Кто чем занимается?

  Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.)

 Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25мин. Перед ребёнком кладётся чистый лист. Учитель: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне её; можно схематически, просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента».

    Таким образом, методики по исследованию уровня развития зрительной памяти дают педагогу общую характеристику на уроках изобразительного искусства, что позволяет наметить дальнейший план в коррекционно-воспитательной работе по развитию зрительной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства

Процесс коррекции зрительной памяти на уроках изобразительного искусства является сложным и трудоёмким.

 Психолого-педагогическое изучение  особенностей графической деятельности  умственно отсталых детей учеными в значительной степени способствует научному обоснованию методики преподавания рисования в специальной школе. Обучение детей рисованию признано одним из важных коррекционных средств. Отмечается также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира.[5]

 Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали А. Н. Граборов, Т. Н. Головина, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и др.

 Изобразительная деятельность  требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование переделать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет младшего школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.[5]

 Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Оно достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся, четкими, конкретными, полными.[4]

 В процессе хорошо организованных  занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.[8]

 Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии зрительной памяти.

 Всё, что следует передать  в рисунке, должно быть не только  правильно воспринято и осмысленно. Необходимы еще и специальные графические умения, так как умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.[5]

 Однако имеющиеся у детей  нарушения препятствует развитию  таких умений. Так, например, у учащихся  младших классов  наблюдаются  значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются.[4]

 Получить положительные результаты в коррекции зрительной памяти умственно отсталых школьников в процессе изобразительного искусства можно лишь при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий. Одним из таких условий является использование методик и коррекционных приемов.

 При коррекции зрительной  памяти младших школьников учитываются  принципы обучения и воспитания, на основе этих принципов, педагог разрабатывает тематическое планирование по обучению изобразительного искусства и составляет конспект уроков на четверть, главным образом опираясь на программы специальной коррекционной школы VIII вида.

  • Воспитывающая и развивающая направленность обучения. Связан с необходимостью формирования у школьников нравственных представлений и понятий. Реализация данного принципа содействует общему физическому и психическому развитию.
  • Научность и доступность. Предполагает достижения современной науки, реальной действительности, содержания учебных предметов и построения обучения школьников на уровне их реальных возможностей. Данный принцип требует использование методической системы, которая делает доступным сравнительно сложный материал.
  • Систематичность и последовательность. Заключается в необходимости формирования у школьников стройной логической системы знаний, взаимосвязанных фактов и закономерностей. Предполагает линейно концентрическое расположение материала и преемственность в  процессе обучения, т.е. когда изучение одного материала строится на предыдущем и связывается с последующим.
  • Связь обучения с жизнью. Отражает обусловленность обучения общественными потребностями и влиянием общественной среды. Реализуется в организации учебной воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью. Этот принцип предполагает опору на жизненный опыт детей и подготовку к самостоятельной жизни в обществе.
  • Наглядность. Означает привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них уровня регулярных умений и навыков. Его сущность обогащение чувственного познавательного опыта необходимого для полноценного овладения абстрактными понятиями. Наглядность должна обеспечивать опору на ощущения ребенка.
  • Сознательность и активность. Именно сознательное усвоение знаний, умений, навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, что предотвращает формализм и способствует превращению знаний в устойчивые убеждения. Под активацией учения понимается соответствующая организация действий школы направленная на осознание учащимися учебного материала.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход. Суть индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных физических способностей. Предполагает всестороннее обучение учащихся и разработку соответствующих мер с учетом индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход предполагает учет типологических особенностей, для его осуществления нужна дифференциация на группы и учет их успеваемости.
  • Прочность знаний умений и навыков. Отражает результаты обучения. Его суть заключается в том, что школа должна дать учащимся прочные знания умения и навыки, чтоб они могли их воспроизвести. Прочность знаний умений и навыков достигается путем повторения и выполнением упражнений, во время которых закрепляются навыки.

Коррекционная работа по развитию зрительной памяти заключается в играх,

упражнениях, выполнении заданий учителя и многое другое.

Упражнение № 1. «Мыслительные образы и их эмоциональная окраска»

    Учитель даёт задание  ученикам: «Закройте глаза и вообразите  следующие картины:

Осиное гнездо.

Осиное гнездо у вашей двери.

Осиное гнездо у вашей кровати.

Старик на скамейке.

Старик на скамейке на солнце.

Плачущий старик на скамейке на солнце.

Острый нож.

Острый нож, режущий мясо.

Острый нож, режущий вам палец.

Птичка, клюющая корм в саду.

Птичка, купающаяся в луже.

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки.

Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».

 

Упражнение № 2. «Фигуры» (тренировка зрительной памяти)

   Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на одну-две сек, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания ещё и цвет.  Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребёнок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

 

Игра № 1. «Кого не стало?»

     Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями птиц: вороны, воробья, синицы, петуха, дятла, попугая. Учащиеся должны посмотреть на эти картинки и назвать изображённых птиц. Затем учитель даёт задание всем закрыть глаза. Тем временем, он убирает одну картинку, а остальные меняет местами. Когда дети открывают глаза, учитель говорит: «Ой, одна птица улетела. Какая? Кто остался?» Дети должны ответить. Упражнение повторяется три раза.

 

Игра № 2. «Фрукты и овощи»

     Учитель: «Дети, скажите  мне, какие вы знаете фрукты  и овощи? Назовите их».

Дети перечисляют названия фруктов и овощей. Затем учитель даёт задание рассказать о том, что растёт на деревьях, а что на грядках. Дети должны ответить, где что растёт, а также дать характеристику по форме и цвету.

 

     На основе вышеизложенных  принципов педагог составляет  конспекты уроков на первую  четверть, опираясь на тематическое  планирование.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по обучению изобразительной деятельности [11]

(2 класс)

Тема урока

Кол-во час.

Повторение

Словарь

Наглядность

Примерное содержание обучения и виды работ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Коррекция недостатков познавательной деятельности

Методы и упражнения

1 четверть

1

Рисование с натуры овощей и фруктов.

 

 

Беседа по картинам И.Шишкина.

1

Классификация овощей и фруктов. Обобщающее понятие «овощи» «фрукты» Формы предметов Цвета и их оттенки.

Овощи Помидор Огурец Лимон Банан

Плакаты «Овощи» «Фрукт» Муляжи овощей и фруктов Натуральные предметы Картина И.Шишкина «Рожь»

Правильное восприятие формы, цвета, величины. Передача в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и цельного предмета, конструкцию изображаемого предмета. Раскрашивание в соответствии с формой.

Уметь передавать изображение предмета в рисунке так, как видят его со своего места. Правильно располагать группу предметов на листе альбома.

Развитие и коррекция восприятия цвета, формы, величины. Развитие глазомера. Уметь называть и дифференцировать цвет на картинке.

1.Объяснительно-иллюстративный метод. Его формы: сообщение информации, демонстрация наглядного материала(также при помощи различных ТС).

2.Репродуктивный метод, т.е. многократное воспроизведение действий. Формы: упражнения, решение стереотипных задач, повторение описания наглядно изображенного предмета, чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по схеме.

3.Исследовательский метод. Формы: текстовые проблемные задачи

, опыты и др.

4.Эвристический метод, т.е. дети решают задачу с помощью учителя(вопрос учителя содержит частичное решение проблемы или его этап). Формы: слово, тексты, практика, средства наглядности, беседа.

 

Принципы:  

1.Художественно-эстетическая ценность произведений  ИЗО

2.Виды и жанры ИЗО в их многообразии

3.Единство восприятия художественной практики в школе

4.Использование ТСО и наглядности на уроке

5.Постоянная смена деятельности учащихся на уроках                                                                                         

2

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, мухомор, белый гриб и подосиновик)

1

Название грибов. Форма: круг, полукруг

Мухомор, подосиновик

Плакат «Грибы»

Учить передавать в рисунке соотношение ширины и высоты гриба и его частей (шляпка и ножка), конструкцию гриба, его величину, Сравнивать два гриба по форме шляпки и ножки.

Изображать от руки предмет округлой формы. Сравнивать два предмета. Ориентировка на плоскости листа (посередине) Понятие «Осевая линия» 

Изображать от руки предмет округлой формы. Сравнивать два предмета. Ориентировка на плоскости листа (по середине) Понятие «Осевая линия» 

3

Рисование по образцу узора в полосе из листьев и ягод

1

Правило составления узора (чередование по форме и цвету, элементов узора). Правило деления отрезка или полосы на равные части по шаблону квадратной формы.

Узор

Образец Карта последовательного ведения рисунка Квадрат-мерка Цветное изображение элементов (зеленый листик, ягодка)

Отрабатывать гармоничное сочетание цвета, ритмичность в повторении элементов орнамента (узора)

Понимать принцип чередования элементов в узоре

Корректировать тонкие движения кисти и пальцев Развивать глазомер Уточнение зрительных восприятий величины, цвета, формы, взаиморасположения элементов

4

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе из растительных форм (грибов, ягод, листьев, веток)

1

Понятие «Узор». Правило составления узора в полосе. Построение полосы при помощи прямоугольника - мерочки.

«Узор» «Полоса»

Таблицы с изображением грибов, листьев, ягод, веток. Таблица с изображением готовых стилизованных элементов.

Формирование технических и изобразительных умений. Умение осмысливать строение орнамента.

Уметь делить полосу на равные части с помощью квадратика - мерочки. Уметь отобрать нужные стилизованные элементы узора и правильно их располагать в полосе.

Умение наблюдать, сравнивать, осмысливать строение узора по схеме.

5

Рисование геометрического орнамента в квадрате

1

Геометрические фигуры Правило составления узора в полосе из растительных форм

«Квадрат» «Осевая линия» «Треугольник» «Орнамент» «Центр» «Углы»

Готовый образец. Иллюстрации с изображением предметов, где есть узоры из г. форм. Головной и носовой платок с геометрическим орнаментом, кусочки ткани с г. орнаментом

Умение рисовать квадрат по готовым точкам, проводить в нем наклонные и прямые осевые линии. Совершенствовать навык раскрашивания с соблюдением контура.

Эстетическое Воспитание учащихся. Умение гармонически сочетать цвет, ритмично повторять его.

Проведение от руки линий в

различных направлениях.

 

Совершенствовать мелкие дифференцированные движения пальцев и кисти. Осознанно выполнять движения в заданном направлении.

6

Рисование в квадрате узора из веточек и листиков (на осевых линиях)

1

Геометрические фигуры. Правило составления узора Элементы узора из растительных форм (форма листиков)

«Квадрат» «Узор» «Осевая линия»

Образцы узоров в квадрате Стилизованные рисунки листьев, веточек Образец для урока.

Учить проводить в квадрате осевые линии и строить на них узор из листьев, раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур

Уметь выполнять осевые в квадрате вслед за действиями учителя; делать разметки на осевых линиях для выполнения элементов узора.

Развивать глазомер. Совершенствовать мелкие дифференцированные движения пальцев и кисти. Развивать пространственную ориентировку.

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование на тему «Деревья осенью»

Беседа по картинам Репродукция с картины И.И.Левитана «Золотая осень»

1

Понятия «Лес» «Деревья»

Изменения в природе осенью (признаки ранней осени)

«Осень»

«Картинка»

Картины с изображением деревьев

Репродукция  картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Макет дерева из фанеры, картона

Обучение элементарным правилам изображения деревьев после устного описания строения дерева и показа приемов изображения деревьев на доске

Уметь последовательно выполнять рисунок; сравнивать ширину ствола вверху и внизу, веток верхних и нижних, высоту ствола и кроны

Учить изображать кривые линии разной толщины и длины. Подготовить учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства. Обогащать и развивать речь.


 

 

Конспект

   урока рисования во 2 классе коррекционной школы VIII вида

 

Тип урока: урок декоративного рисования.

Тема: «Рисование узора в круге – «Расписная тарелка»».

Цель: формирование  умение располагать несложный узор в готовой форме,     чередуя декоративные элементы по форме и цвету и размещая их по краям круга.»

Задачи:

- коррекционная: развитие зрительной памяти при срисовывании декоративных элементов с образца.

- образовательная: учить детей располагать несложный узор в готовой форме, чередуя элементы по форме и цвету и размещая их по краям круга.

-воспитательная: воспитание понимания ритма, равновесий форм и ритма.

Оборудование: образцы «расписных тарелок», выполненных учителем, открытки с изображением фарфоровых тарелок и другой посуды с росписью, 2-3 мелкие тарелки фарфоровые тарелки с несложными узорами, готовая форма – круг для каждого ученика.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Подготовительная часть: организационный момент;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вводная беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть: анализ объекта изображения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Физминутка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Определение последовательности построения рисунка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Указания к началу работы;

 

 

 

 

 

 

 

-Работа учащихся над рисунком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключительная часть: подведение итога;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выставление оценок.

 

 

 

 

 

-Здравствуйте, ребята! Тихо садятся девочки, а теперь мальчики.

 Проверьте, у всех  на партах  лежат цветные карандаши, резинка, простой карандаш, альбом. Всё лишнее уберите в рюкзак.

-Кто готов, сядьте правильно, красиво.

-Ребята, сегодня на уроке рисования мы будем учиться рисовать расписные тарелки(выставляю образцы, тарелки, открытки).

-Узор можно нарисовать не  только в полосе или квадрате, но и в круге. Посмотрите на эти замечательные тарелки.

-Какой они формы?

-Эти тарелки сделаны из фарфора. Это такой материал, из которого  делают посуду. Ребята, скажите, а  что относится к посуде?

-Молодцы! Посмотрите на открытки, какие здесь красивые, расписанные узорами тарелки (показываю). Что нарисовано на этой тарелке? А вот что на этой? Правда, ведь красивые сказочные птицы!

Что нарисовано на кружке? Посмотрите, как здесь завиты стебельки цветов! А какая вырисована кайма, т. е. верхний край у кружки.

А это, что такое? Кто мне скажет? Молодец …! Какими же узором украшена сахарница? Что нарисовано на ней?

-Саша, покажи мне кайму у сахарницы.

-А теперь посмотрим наши

 

 

 тарелки (показываю фарфоровые

тарелки). Из чего состоит узор?

-Ребята, а вот такие замечательные расписные тарелки будем мы рисовать сегодня (показываю на образцы). Каждый из вас может выбрать любую из этих тарелок и нарисовать такую же.

-Какой будут формы наши тарелки? Какие мы возьмем карандаши, посмотрите внимательно на тарелки.

-Какие предметы изображены на первой тарелке?

-Как называется эта ягода?

-Что крупнее нарисовано: ягоды  или листочки?

-Какая форма у ягод и листочков?

 

-Как расположены клубнички и  листочки? Они, ребята, чередуются: ягоды, листочки, снова ягодка, листочки. То есть ягоды и листочки чередуются по кругу, по краю тарелки.

-В середине тарелки что-

нибудь нарисовано?

- Давайте рассмотрим вторую 

тарелку.

- Какие ягоды изображены на

 ней?

- Как чередуются ягоды и листья?

- По сколько листочков и ягод  нарисовано? Т.е. ягоды и листья чередуются по двое: два листочка, две ягоды.

- Какой формы листья? А вишни? Что больше: листья или вишни?

-Посмотрите на третью тарелку. Как называются ягоды, кто догадался?

-Правильно. По сколько ягод на  каждой веточке?

-Обратите внимание, что лист здесь один, но у него три кончика( показываю)

-Что больше ягоды или лист?

-Как они чередуются?

-Какого цвета ягоды на всех  трех тарелках?

-А листья?

-Давайте немного отдохнем: выполним  физминутку «Наши красные цветки» : наши красные цветки распускают

лепестки(поднимаем руки вверх плавно).Ветерок чуть дышит, лепестки колышет( качание руками).

 Наши красные цветки закрывают лепестки(присели, спрятались). Головой качают, тихо засыпают(движения головой).

 

-А теперь рассмотрим последовательность рисования тарелки(рисую на доске).Сначала вам нужно обвести круг. Ягоды и листья мы будем располагать по краю тарелки, а середина остается пустой. Сначала всю тарелку рисуете простым карандашом, чтобы легче было исправить свои ошибки- стереть их резинкой. Ведь простой карандаш легче стирается резинкой, чем цветные карандаши. Рисовать начинаем сверху, вправо, по кругу. Чередуем: ягода, листья, ягода, листья…

-по очереди( рисую образцы листьев  и ягод).

Когда нарисовали все ягоды и листья, начинаем раскрашивать их.

-Какие же цвета мы возьмем?

 

-Откройте альбомы

-Покажите, как вы расположите альбомный лист.

-Правильно. Где будет располагаться тарелка на листе? (раздаю круги – готовые формы).

 

-А сейчас можете приступать  к рисованию вашей расписной тарелки. Посмотрите еще раз на образцы и выберите одну из них(слабым учащимся раздаю дополнительно образцы на парту; сильные учащиеся рисуют по две тарелки на выбор; слежу за правильным выполнением последовательности построения, помогаю при затруднение).

 

-Подведем итог.

- Что же мы сегодня рисовали?

-Красивые у вас получились  расписные тарелки?

-Какие ягоды нарисованы на  образцах?

-Как расположены ягоды и листья на тарелке?

-Какими цветами нарисованы ягоды  и листья?

-Какой формы ягоды?

-Листья?

(далее ученики по очереди выходят к доске, показывают свой рисунок, сравнивают с образцом, учитель обращает внимание на ошибки и положительные стороны рисунка, выставляется оценка).

 

 

-Урок окончен.

   

Приветствуют учителя. Тихо садятся.

 

Проверяют наличие принадлежностей, необходимых для урока.

 

 

Показывают готовность к уроку правильно посадкой за партой.

 

 

 

 

Смотрят на образцы, тарелки и открытки.

 

-Круглой формы.

 

 

 

-Кружка, тарелка, чайник, сахарница, ложка.

 

 

 

 

-Птицы, цветы и ягоды.

 

 

 

-Цветы, листья.

 

 

 

 

-Сахарница.

-Цветы, бабочки.

 

 

Показывает .

 

 

 

Из цветов, ягод, листьев.

 

 

 

Смотрят.

 

 

 

 

 

 

 

Круглой

 

 

Красный и зеленый.

Ягоды и листья.

 

Клубника.

 

Ягоды больше листочков.

Ягоды круглые, листья овальные.

 

 

По очереди

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет ничего не нарисовано

 

 

 

 

 

 

 

Ягоды, листья, опять ягоды, листья.

 

 

 

 

По две.

 

 

Листья овальные, а вишни круглые.

 

 

 

 

Листья больше вишен.

Смородина.

 

По три ягоды на ветке.

 

 

 

 

 

 

Ягоды меньше листа.

 

Три ягоды, лист.

Красного, зеленого цвета.

 

 

 

Выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и смотрят на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный и зеленый.

 

Показывают.

 

 

 

 

По середине.

 

 

 

 

 

 

Рисуют расписные тарелки по выбору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расписные тарелки.

 

 

Да.

 

 

Клубника, вишня, смородина.

 

 

По краю чередуются.

 

 

Красные, зеленые.

 

 

Овальные листья, круглые ягоды.

 

 

 

Информация о работе Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития