Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить аналитическим путем особенности зрительной памяти у учащихся младших классов, определить пути её коррекции на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: зрительная память умственно отсталых школьников и пути её коррекции средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию зрительной памяти младших школьников.
Введение…………………………………………………………………….стр.
Глава 1.Теоритеческие обоснование проблемы изучение и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.1. Значение зрительной памяти для развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….стр.
1.3. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...стр.
Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2.1. Анализ диагностического инструментария зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………….стр.
2.2. Психолого-педагогические основы коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках изобразительного искусства ………………….стр.
Вывод по 2 главе……………………………………………………………стр.
Заключение………………………………………………………………….стр.
Содержание литературы…………………………………………………..стр.
Какое время года на картинке?
Сколько там человек?
Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.)
Что находится в пруду и рядом с ним?
Какие ещё животные и растения есть на картинке?
Кто чем занимается?
Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.)
Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25мин. Перед ребёнком кладётся чистый лист. Учитель: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне её; можно схематически, просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента».
Таким образом, методики по исследованию уровня развития зрительной памяти дают педагогу общую характеристику на уроках изобразительного искусства, что позволяет наметить дальнейший план в коррекционно-воспитательной работе по развитию зрительной памяти.
Процесс коррекции зрительной памяти на уроках изобразительного искусства является сложным и трудоёмким.
Психолого-педагогическое
Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали А. Н. Граборов, Т. Н. Головина, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и др.
Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование переделать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет младшего школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.[5]
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Оно достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся, четкими, конкретными, полными.[4]
В процессе хорошо
Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии зрительной памяти.
Всё, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмысленно. Необходимы еще и специальные графические умения, так как умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.[5]
Однако имеющиеся у детей
нарушения препятствует
Получить положительные резуль
При коррекции зрительной памяти младших школьников учитываются принципы обучения и воспитания, на основе этих принципов, педагог разрабатывает тематическое планирование по обучению изобразительного искусства и составляет конспект уроков на четверть, главным образом опираясь на программы специальной коррекционной школы VIII вида.
Коррекционная работа по развитию зрительной памяти заключается в играх,
упражнениях, выполнении заданий учителя и многое другое.
Упражнение № 1. «Мыслительные образы и их эмоциональная окраска»
Учитель даёт задание ученикам: «Закройте глаза и вообразите следующие картины:
Осиное гнездо.
Осиное гнездо у вашей двери.
Осиное гнездо у вашей кровати.
Старик на скамейке.
Старик на скамейке на солнце.
Плачущий старик на скамейке на солнце.
Острый нож.
Острый нож, режущий мясо.
Острый нож, режущий вам палец.
Птичка, клюющая корм в саду.
Птичка, купающаяся в луже.
Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки.
Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».
Упражнение № 2. «Фигуры» (тренировка зрительной памяти)
Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на одну-две сек, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания ещё и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребёнок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.
Игра № 1. «Кого не стало?»
Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями птиц: вороны, воробья, синицы, петуха, дятла, попугая. Учащиеся должны посмотреть на эти картинки и назвать изображённых птиц. Затем учитель даёт задание всем закрыть глаза. Тем временем, он убирает одну картинку, а остальные меняет местами. Когда дети открывают глаза, учитель говорит: «Ой, одна птица улетела. Какая? Кто остался?» Дети должны ответить. Упражнение повторяется три раза.
Игра № 2. «Фрукты и овощи»
Учитель: «Дети, скажите мне, какие вы знаете фрукты и овощи? Назовите их».
Дети перечисляют названия фруктов и овощей. Затем учитель даёт задание рассказать о том, что растёт на деревьях, а что на грядках. Дети должны ответить, где что растёт, а также дать характеристику по форме и цвету.
На основе вышеизложенных принципов педагог составляет конспекты уроков на первую четверть, опираясь на тематическое планирование.
Тематическое планирование по обучению изобразительной деятельности [11]
(2 класс)
№ |
Тема урока |
Кол-во час. |
Повторение |
Словарь |
Наглядность |
Примерное содержание обучения и виды работ |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся |
Коррекция недостатков познавательной деятельности |
Методы и упражнения | |
1 четверть | ||||||||||
1 |
Рисование с натуры овощей и фруктов.
Беседа по картинам И.Шишкина. |
1 |
Классификация овощей и фруктов. Обобщающее понятие «овощи» «фрукты» Формы предметов Цвета и их оттенки. |
Овощи Помидор Огурец Лимон Банан |
Плакаты «Овощи» «Фрукт» Муляжи овощей и фруктов Натуральные предметы Картина И.Шишкина «Рожь» |
Правильное восприятие формы, цвета, величины. Передача в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и цельного предмета, конструкцию изображаемого предмета. Раскрашивание в соответствии с формой. |
Уметь передавать изображение предмета в рисунке так, как видят его со своего места. Правильно располагать группу предметов на листе альбома. |
Развитие и коррекция восприятия цвета, формы, величины. Развитие глазомера. Уметь называть и дифференцировать цвет на картинке. |
1.Объяснительно-иллюстративный метод. Его формы: сообщение информации, демонстрация наглядного материала(также при помощи различных ТС). 2.Репродуктивный метод, т.е. многократное воспроизведение действий. Формы: упражнения, решение стереотипных задач, повторение описания наглядно изображенного предмета, чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по схеме. 3.Исследовательский метод. Формы: текстовые проблемные задачи , опыты и др. 4.Эвристический метод, т.е. дети решают задачу с помощью учителя(вопрос учителя содержит частичное решение проблемы или его этап). Формы: слово, тексты, практика, средства наглядности, беседа.
Принципы: 1.Художественно-эстетическая ценность произведений ИЗО 2.Виды и жанры ИЗО в их многообразии 3.Единство восприятия художественной практики в школе 4.Использование ТСО и наглядно 5.Постоянная смена деятельност | |
2 |
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, мухомор, белый гриб и подосиновик) |
1 |
Название грибов. Форма: круг, полукруг |
Мухомор, подосиновик |
Плакат «Грибы» |
Учить передавать в рисунке соотношение ширины и высоты гриба и его частей (шляпка и ножка), конструкцию гриба, его величину, Сравнивать два гриба по форме шляпки и ножки. |
Изображать от руки предмет округлой формы.
Сравнивать два предмета. Ориентировка
на плоскости листа (посередине) Понятие
«Осевая линия» |
Изображать от руки предмет округлой формы.
Сравнивать два предмета. Ориентировка
на плоскости листа (по середине) Понятие
«Осевая линия» | ||
3 |
Рисование по образцу узора в полосе из листьев и ягод |
1 |
Правило составления узора (чередование по форме и цвету, элементов узора). Правило деления отрезка или полосы на равные части по шаблону квадратной формы. |
Узор |
Образец Карта последовательного ведения рисунка Квадрат-мерка Цветное изображение элементов (зеленый листик, ягодка) |
Отрабатывать гармоничное сочетание цвета, ритмичность в повторении элементов орнамента (узора) |
Понимать принцип чередования элементов в узоре |
Корректировать тонкие движения кисти и пальцев Развивать глазомер Уточнение зрительных восприятий величины, цвета, формы, взаиморасположения элементов | ||
4 |
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе из растительных форм (грибов, ягод, листьев, веток) |
1 |
Понятие «Узор». Правило составления узора в полосе. Построение полосы при помощи прямоугольника - мерочки. |
«Узор» «Полоса» |
Таблицы с изображением грибов, листьев, ягод, веток. Таблица с изображением готовых стилизованных элементов. |
Формирование технических и изобразительных умений. Умение осмысливать строение орнамента. |
Уметь делить полосу на равные части с помощью квадратика - мерочки. Уметь отобрать нужные стилизованные элементы узора и правильно их располагать в полосе. |
Умение наблюдать, сравнивать, осмысливать строение узора по схеме. | ||
5 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате |
1 |
Геометрические фигуры Правило составления узора в полосе из растительных форм |
«Квадрат» «Осевая линия» «Треугольник» «Орнамент» «Центр» «Углы» |
Готовый образец. Иллюстрации с изображением предметов, где есть узоры из г. форм. Головной и носовой платок с геометрическим орнаментом, кусочки ткани с г. орнаментом |
Умение рисовать квадрат по готовым точкам, проводить в нем наклонные и прямые осевые линии. Совершенствовать навык раскрашивания с соблюдением контура. |
Эстетическое Воспитание учащихся. Умение гармонически сочетать цвет, ритмично повторять его. |
Проведение от руки линий в различных направлениях.
Совершенствовать мелкие дифференцированные движения пальцев и кисти. Осознанно выполнять движения в заданном направлении. | ||
6 |
Рисование в квадрате узора из веточек и листиков (на осевых линиях) |
1 |
Геометрические фигуры. Правило составления узора Элементы узора из растительных форм (форма листиков) |
«Квадрат» «Узор» «Осевая линия» |
Образцы узоров в квадрате Стилизованные рисунки листьев, веточек Образец для урока. |
Учить проводить в квадрате осевые линии и строить на них узор из листьев, раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур |
Уметь выполнять осевые в квадрате вслед за действиями учителя; делать разметки на осевых линиях для выполнения элементов узора. |
Развивать глазомер. Совершенствовать мелкие дифференцированные движения пальцев и кисти. Развивать пространственную ориентировку. | ||
7
|
Рисование на тему «Деревья осенью» Беседа по картинам Репродукция с картины И.И.Левитана «Золотая осень» |
1 |
Понятия «Лес» «Деревья» Изменения в природе осенью (признаки ранней осени) |
«Осень» «Картинка» |
Картины с изображением деревьев Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» Макет дерева из фанеры, картона |
Обучение элементарным правилам изображения деревьев после устного описания строения дерева и показа приемов изображения деревьев на доске |
Уметь последовательно выполнять рисунок; сравнивать ширину ствола вверху и внизу, веток верхних и нижних, высоту ствола и кроны |
Учить изображать кривые линии разной толщины и длины. Подготовить учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства. Обогащать и развивать речь. |
Конспект
урока рисования во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Тип урока: урок декоративного рисования.
Тема: «Рисование узора в круге – «Расписная тарелка»».
Цель: формирование умение располагать несложный узор в готовой форме, чередуя декоративные элементы по форме и цвету и размещая их по краям круга.»
Задачи:
- коррекционная: развитие зрительной памяти при срисовывании декоративных элементов с образца.
- образовательная: учить детей располагать несложный узор в готовой форме, чередуя элементы по форме и цвету и размещая их по краям круга.
-воспитательная: воспитание понимания ритма, равновесий форм и ритма.
Оборудование: образцы «расписных тарелок», выполненных учителем, открытки с изображением фарфоровых тарелок и другой посуды с росписью, 2-3 мелкие тарелки фарфоровые тарелки с несложными узорами, готовая форма – круг для каждого ученика.
Ход урока.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
-Вводная беседа.
2.Основная часть: анализ объекта изображения;
-Физминутка;
-Определение последовательност
-Указания к началу работы;
-Работа учащихся над рисунком.
3.Заключительная часть: подведение итога;
-Выставление оценок.
|
-Здравствуйте, ребята! Тихо садятся девочки, а теперь мальчики. Проверьте, у всех на партах лежат цветные карандаши, резинка, простой карандаш, альбом. Всё лишнее уберите в рюкзак. -Кто готов, сядьте правильно, красиво. -Ребята, сегодня на уроке рисования мы будем учиться рисовать расписные тарелки(выставляю образцы, тарелки, открытки). -Узор можно нарисовать не только в полосе или квадрате, но и в круге. Посмотрите на эти замечательные тарелки. -Какой они формы? -Эти тарелки сделаны из -Молодцы! Посмотрите на открытки, какие здесь красивые, расписанные узорами тарелки (показываю). Что нарисовано на этой тарелке? А вот что на этой? Правда, ведь красивые сказочные птицы! Что нарисовано на кружке? Посмотрите, как здесь завиты стебельки цветов! А какая вырисована кайма, т. е. верхний край у кружки. А это, что такое? Кто мне скажет? Молодец …! Какими же узором украшена сахарница? Что нарисовано на ней? -Саша, покажи мне кайму у сахарницы. -А теперь посмотрим наши
тарелки (показываю фарфоровые тарелки). Из чего состоит узор? -Ребята, а вот такие замечательные расписные тарелки будем мы рисовать сегодня (показываю на образцы). Каждый из вас может выбрать любую из этих тарелок и нарисовать такую же. -Какой будут формы наши -Какие предметы изображены на первой тарелке? -Как называется эта ягода? -Что крупнее нарисовано: ягоды или листочки? -Какая форма у ягод и листочко
-Как расположены клубнички и листочки? Они, ребята, чередуются: ягоды, листочки, снова ягодка, листочки. То есть ягоды и листочки чередуются по кругу, по краю тарелки. -В середине тарелки что- нибудь нарисовано? - Давайте рассмотрим вторую тарелку. - Какие ягоды изображены на ней? - Как чередуются ягоды и листья? - По сколько листочков и ягод нарисовано? Т.е. ягоды и листья чередуются по двое: два листочка, две ягоды. - Какой формы листья? А вишни? Что больше: листья или вишни? -Посмотрите на третью тарелку. Как называются ягоды, кто догадался? -Правильно. По сколько ягод на каждой веточке? -Обратите внимание, что лист здесь один, но у него три кончика( показываю) -Что больше ягоды или лист? -Как они чередуются? -Какого цвета ягоды на всех трех тарелках? -А листья? -Давайте немного отдохнем: выполним физминутку «Наши красные цветки» : наши красные цветки распускают лепестки(поднимаем руки вверх плавно).Ветерок чуть дышит, лепестки колышет( качание руками). Наши красные цветки закрывают лепестки(присели, спрятались). Головой качают, тихо засыпают(движения головой).
-А теперь рассмотрим последова -по очереди( рисую образцы листьев и ягод). Когда нарисовали все ягоды и листья, начинаем раскрашивать их. -Какие же цвета мы возьмем?
-Откройте альбомы -Покажите, как вы расположите альбомный лист. -Правильно. Где будет располагаться тарелка на листе? (раздаю круги – готовые формы).
-А сейчас можете приступать к рисованию вашей расписной тарелки. Посмотрите еще раз на образцы и выберите одну из них(слабым учащимся раздаю дополнительно образцы на парту; сильные учащиеся рисуют по две тарелки на выбор; слежу за правильным выполнением последовательности построения, помогаю при затруднение).
-Подведем итог. - Что же мы сегодня рисовали? -Красивые у вас получились расписные тарелки? -Какие ягоды нарисованы на образцах? -Как расположены ягоды и листья на тарелке? -Какими цветами нарисованы -Какой формы ягоды? -Листья? (далее ученики по очереди выходят к доске, показывают свой рисунок, сравнивают с образцом, учитель обращает внимание на ошибки и положительные стороны рисунка, выставляется оценка).
-Урок окончен.
|
Приветствуют учителя. Тихо садятся.
Проверяют наличие принадлежностей, необходимых для урока.
Показывают готовность к уроку правильно посадкой за партой.
Смотрят на образцы, тарелки и открытки.
-Круглой формы.
-Кружка, тарелка, чайник, сахарница, ложка.
-Птицы, цветы и ягоды.
-Цветы, листья.
-Сахарница. -Цветы, бабочки.
Показывает .
Из цветов, ягод, листьев.
Смотрят.
Круглой
Красный и зеленый. Ягоды и листья.
Клубника.
Ягоды больше листочков. Ягоды круглые, листья овальные.
По очереди
Нет ничего не нарисовано
Ягоды, листья, опять ягоды, листья.
По две.
Листья овальные, а вишни круглые.
Листья больше вишен. Смородина.
По три ягоды на ветке.
Ягоды меньше листа.
Три ягоды, лист. Красного, зеленого цвета.
Выполняют движения.
Слушают и смотрят на доску.
Красный и зеленый.
Показывают.
По середине.
Рисуют расписные тарелки по выбору.
Расписные тарелки.
Да.
Клубника, вишня, смородина.
По краю чередуются.
Красные, зеленые.
Овальные листья, круглые ягоды.
|