Особенности работы социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявление особенностей работы социального педагога с семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристики понятий «взаимодействие», «социальное взаимодействие» в наиболее известных в отечественной и зарубежной науке теориях взаимодействия;
2. Выявить основные направления организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи;

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога.docx

— 389.58 Кб (Скачать)

Ведущими направлениями его деятельности по эффективной организации процесса взаимодействия с семьёй являются в первую очередь диагностика и коррекция внутрисемейных отношений, а также актуализация воспитательных возможностей семьи, организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье, трудному ребёнку в решении проблем адаптации в обществе, ведение профилактической работы, координация сотрудничества с социальными и психологическими службами, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Из дипломной работы следует, что основные функции социального педагога, применяемые в процессе организации взаимодействия с семьёй — диагностическая, прогностическая, консультативная, коммуникативная, функция развития профессиональных и личностных качеств, охранно-защитная, предупредительно-профилактическая и посредническая.

Вышеприведённый перечень функций не претендует на исчерпывающее описание содержания деятельности социального педагога по организации эффективного процесса взаимодействия с семьёй, тем более что жизнь ставит всё новые задачи.

В реально существующей практике функции социального педагога взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Личностная сторона деятельности социального педагога по организации эффективного процесса взаимодействия с семьёй раскрывается в личностно-профессиональных качествах, где выделяются три группы характеристик, свидетельствующих об отношениях к людям, к своей работе и к себе.

 

Заключение

 

 

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через которые ребенок усваивает основные социальные знания. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «семьями группы риска».

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощь, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участие в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решений суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.

Задачи социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенно отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего похода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента – с позиции клиентоцентризма.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

   Социальному педагогу  приходится сталкиваться с различными  проблемами семьи. Это:

  - больные дети, дети-инвалиды;

  - пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

  - половая распущенность  и проституция;

  - алкоголики и наркоманы;

  - дети-бродяги;

  - развод родителей

   Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

   К предупреждению  относится материальная помощь  семьям со стороны государства  в виде выплаты пособий. Предоставление  льгот, социальной помощи. Социальный  педагог кроме педагогических  проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

   Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

 

Список литературы

 

  1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. / К. А. Абульханова-Славская - М.: Наука, 1980. - 335 с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Психоаналитические основы педагогики сотрудничества. / Ш.А. Амонашвили-М.: Педагогика, 1991. - 279 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.
  4. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства. / И.П. Андриади - М.: Академия, 1999.- 160 с.
  5. Антонов, А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В. И. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304 с.
  6. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). / А.И. Арнольдов - М.: РАО, 1999. - 136 с.
  7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  8. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы: Пособие. / В.Г. Бочарова - М.: SvR -Аргус, 1994.-208 с.
  9. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. / Л.П. Буева - М.: МГУ, 1968. -268 с.
  10. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В. Василькова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  11. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) / Ю.В. Василькова - Социально-технологический институт. - ГФ «Полиграфресурсы», 1998. - 424 с.
  12. Вишневский, А.Г. Семья вчера, сегодня, завтра / А.Г. Вишневский // Современная семья. Трудности и надежды: Тезисы Всесоюз. науч.-практ. конференции. -М., 1989.-С. 3-6.
  13. Воспитание школьника в семье / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979. - 192 с.
  14. Гаврилова, Т.П. Учитель и семья школьника. / Т.П. Гаврилова — М.: Просвешение, 1988. - 80 с.
  15. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи / Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина // Вопросы психологии- 1985. - № 2, - С. 186-187.
  16. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи./ И.В. Гребенников - М.: Знание, 1976. — 40 с.
  17. Дементьева, И. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях / И. Дементьева, Н. Зубарева // Воспитание в  школе, 2003. - №10. – С. 13-17.
  18. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров – М.: Просвещение, 1996. – 189 с.
  19. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И Захаров - СПб.: Питер, 2000. – 224с.
  20. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев - М.: Педагогика, 1987. – 379 с.
  21. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.пособие / Тамара Владимировна Лодкина. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 192 с.
  22. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская - СПб.: Питер, 2000. – 117 с.
  23. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова - М.: Тривола, 2008. – 269 с.
  24. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова – М.: Просвещение: Учебная литература, 2006. – 456 с.
  25. Олифиренко, Л.Я. Социальная поддержка детей "группы риска": Учеб.пособие / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 256 с.
  26. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
  27. Павленок, П.Д. Теория, история и методология социальной работы / П.Д. Павленок: Учеб.пособие – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Ко", 2005. – 215 с.
  28. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с.
  29. Скотт, Д.Г. Способы разрешения конфликтов /Д.Г. Скотт – Киев, ГИИМ, Изд-кое общество «Верзилин и К», ЛТД, 2001. – 239 с.
  30. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин - М.: РОСМЕН, 2008. – 290 с.
  31. Социальная работа / Под общ.ред. проф. В.И. Курбатова: Учеб.пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с. (Высшее образование)
  32. Социальная педагогика: Курс лекций/Под.общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416с.
  33. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.О. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.
  34. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко - М.: Мысль, 1987. – 213 с.
  35. Торохтий, В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) / В. С. Торохтий – М.: МГСУ, 2000. – 348 с.
  36. Фридман, Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей / Л. М. Фридман – М.: Наука, 1999. - 203с.
  37. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – с. 345.

Приложение 1

 

Текст опросника.

 

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом  знать все, о чем думает мой  ребенок.

3. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

4. Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его  травмируют.

5. Я испытываю к ребенку  чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто  мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда  недоброе отношение к ребенку  приносит ему пользу.

11. По отношению к своему  ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые  заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает  в психологическом развитии и  для своего возраста выглядит  недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально  ведет себя плохо, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое  плохое.

18. При всем старании  моего ребенка трудно научить  хорошим манерам.

19. Ребенка с детства  следует держать в жестких  рамках, только тогда из него  вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам  в дом.

21. Я всегда принимаю  участие в играх и делах  ребенка.

22. К моему ребенку постоянно  «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

24. Когда в компании  говорят о детях, мне становится  стыдно, что мой ребенок не  такой умный и способный, как  другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком свое свободное  время.

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то  время, когда он был еще совсем  маленьким.

29. Я часто ловлю себя  на том, что с неприязнью и  враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы  мой ребенок достиг того, что  лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не  только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться  к нему, относиться к нему с  уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы и пожелания моего  ребенка.

33. При принятии решений  в семье следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что  в своих требованиях и претензиях  ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают  о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  с ребенком.

38. Я испытываю дружеские  чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов  моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск  с ребенком, то невозможно нормально  отдохнуть.

41. Самое главное –  чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения  моего ребенка.

44. Мой ребенок кого  угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка  мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто  меня раздражает.

47. Воспитание ребенка  – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание  дети потом благодарят своих  родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше  недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы  моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в  состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то  обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет  не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится  мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего  ребенка.

58. Я восхищаюсь своим  ребенком.

59. Ребенок не должен  иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения  о способностях моего ребенка  и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить  с теми детьми, которые нравятся  его родителям.  
Приложение 2

Ребенку задают следующий набор вопросов.

  1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
  2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников).
  3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
  4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?
  5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним – для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?
  6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? – для дошкольников).
  7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?
  8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?
  9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?
  10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?

 

Приложение 3

Тест

 

1. Охотнее всего я уехал  бы из дома.

2. Если семья не выполняет  моих желаний, я скандалю.

3. В моей семье меня  никто не может понять, поэтому  я обсуждаю свои проблемы с  друзьями, которые меня понимают.

4. Для семьи я делаю  только то, что мне поручают.

5. Если в семье возникают  какие-либо проблемы, я иногда  способствую их разрешению.

6. Я использую малейшую  возможность, чтобы доставить радость  своей семье.

7. Я стараюсь понять  родителей, братьев и сестер даже  тогда, когда не считаю правильным  то, что они от меня требуют.

8. Если я чем-нибудь  озабочен, то говорю об этом  откровенно с родителями, братьями, сестрами и прошу у них совета.

 

Приложение 4

Методика Рене Жиля - тест

Произносите задания медленно, не торопясь. Если ребенок уже читает, можно предложить ему читать вопросы самостоятельно.

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  1. Размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

  1. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

  1. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

  1. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

  1. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

  1. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

Информация о работе Особенности работы социального педагога