Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 09:40, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: Выявление особенностей работы социального педагога с семьей. Задачи исследования: 1. Изучить характеристики понятий «взаимодействие», «социальное взаимодействие» в наиболее известных в отечественной и зарубежной науке теориях взаимодействия; 2. Выявить основные направления организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи;
Данные переменные важны для
нас тем, что могут помочь выявить формы
семейного неблагополучия.
Проведя сравнительный анализ
методик задействованных в эмпирическом
исследовании, а также изучив собранную
нами информацию и документацию психологической
и социально педагогической службы школы
мы выявили семью с проблемами во внутри
семейных отношениях, на такие семью и
будет направлена коррекционная программа
представленная в параграфе 2.1.
2.3 Социально-педагогическая
программа коррекции детско-родительских
отношений
Механизмы интеграции семьи,
в частности взаимоотношения между ее
членами, играют огромную роль в воспитательном
процессе. Их нарушение влечет за собой
значительные неблагоприятные последствия.
Тот факт, что многие родители
не знают эмоциональных потребностей
своих детей и не обладают необходимыми
навыками для эффективного взаимодействия
с детьми на эмоциональном уровне, пугает
и тревожит. К сожалению, многие родители
фактически не знакомы со своими детьми,
потому что они не хотят потратить время
на то, чтобы быть с ними вместе, позволить
им быть такими, каковы они на самом деле.
И тогда возникают проблемы, решить которые
самостоятельно, без помощи специалиста-психолога
или психотерапевта, практически невозможно.
Родители обращаются за помощью
по различным причинам: из-за типичных
детских проблем общения, сложностей в
детско-родительских отношениях, а также
эмоциональных затруднений у детей.
Предупреждая отрицательное
влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных
факторов путем коррекции ментального
восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую
помощь ребенку и реабилитационную поддержку
его семье.
Детско-родительская терапия
выстроена таким образом, чтобы укрепить
отношения между родителями и ребенком.
В процессе занятий родители становятся
более сензитивными к своим детям и научаются
относиться к ним безоценочно, с пониманием,
создавая атмосферу принятия, в которой
ребенок может чувствовать себя в достаточной
безопасности.
В процессе работы ребенок начинает
воспринимать родителей по-новому, как
союзников, потому что играющий с ним родитель
все время старается понять его чувства,
поступки, экспрессию, точку зрения. Такое
поведение облегчает ребенку принятие
собственного «я» и усиливает его веру
в установившиеся отношения. Ребенок получает
возможность наиболее полно выразить
свои творческие способности и одновременно
испытать чувство ответственности. Могущество
такой свободы — свободы управлять собой,
творить, повелевать, быть глупым, угрюмым,
серьезным, просто радоваться полноте
жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным,
— это, без сомнения, переживание, в высшей
степени облегчающее и стимулирующее
рост ребенка. Ребенок получает у родителя
поддержку, учится правильно оценивать
свои возможности, что способствует формированию
адекватной самооценки.
Цикл включает 10 занятий, продолжительность
каждого 2 часа. Занятия проводятся не
реже одного раза в неделю.
Методическое обеспечение программы
проведения занятий требуется игровой
зал большой площади, с ковровым покрытием.
Противопоказаниями для посещения групп
являются:
— у детей — умственная отсталость,
тяжелые формы заикания, психотические
состояния;
— у родителей — наличие собственных
глубинных личностных проблем (это может
препятствовать концентрации на нуждах
ребенка), интеллектуальная неспособность
к овладению необходимыми навыками, наличие
эндогенного заболевания.
Цели и задачи программы:
1. Коррекция отношений
родителей и детей:
— установление и развитие
отношений партнерства и сотрудничества
родителя с ребенком;
— улучшение понимания родителями
собственного ребенка, особенностей и
закономерностей его развития;
— достижение способности к
эмпатии, к пониманию переживаний, состояний
и интересов друг друга;
— выработка навыков адекватного
и равноправного общения, способности
к предотвращению и разрешению межличностных
конфликтов;
— устранение дезадаптивных
форм поведения и обучение адекватным
способам реагирования в проблемных и
стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения
к «я» (к себе):
— формирование наиболее адекватной
самооценки;
— приобретение уверенности
в себе, создание и принятие внутреннего
«я»;
— укрепление уверенности родителей
в собственных воспитательных возможностях;
— обучение приемам саморегуляции
психического состояния.
3. Коррекция отношения
к реальности (к жизни):
— приобретение навыков выбора
и принятия решений, укрепление волевых
качеств;
— формирование позитивной
установки на отношение к окружающему
миру.
Структура занятий.
Процесс становления группы
как психологической общности, нормы и
ценности, лежащие в ее основании, особенности
межличностных отношений являются объектом
пристального внимания ведущего. С этой
целью на протяжении всего существования
группы развивается и поддерживается
групповая динамика.
Этому способствуют:
— общая структура занятия,
усвоение и привыкание к которой значительно
облегчает процесс адаптации и работы
в группе. К середине цикла (к 4—5-му занятию)
родители и дети привыкают к сценарию
и настолько проникаются духом и смыслом
происходящего в группе, что способны
заменить психолога в проведении отдельных
фрагментов занятия;
— ритуалы приветствия и прощания;
— разминочные упражнения;
— игры, требующие взаимодействия
и сотрудничества, совместного поиска
решений;
— домашние задания, позволяющие
сохранить ощущение сопричастности к
группе в период между встречами.
Общая структура занятия включает
в себя следующие элементы: ритуал приветствия,
разминку, основное содержание занятия,
рефлексию прошедшего занятия, ритуал
прощания.
Остановимся подробнее на каждом
из этих элементов.
Ритуал приветствия — важный
момент работы с группой, позволяющий
сплачивать детей, создавать атмосферу
группового доверия и принятия. Примечательно,
что в ходе развития группы контроль над
его исполнением переходит к членам группы.
Упражнение, выбранное для этой цели, называется
«Связующая нить», выполняется с помощью
клубка. На каждом занятии клубок «наполняется
новым смыслом и содержанием», определяя
тем самым цель встречи.
Разминка — средство воздействия
на эмоциональное состояние участников,
уровень их активности, выполняет важную
функцию настройки на продуктивную групповую
деятельность.
Разминка проводится не только
в начале занятия, но и между отдельными
упражнениями в случае, если возникает
необходимость как-то изменить эмоциональное
состояние детей.
Разминочные упражнения выбираются
с учетом актуального состояния группы
и задач предстоящей деятельности. Разминка
состоит из двух блоков.
I блок — упражнения, либо
позволяющие установить контакт,
активизировать членов группы, поднять
настроение, либо направленные на
снятие чрезмерного эмоционального
возбуждения.
Используются упражнения: «Какая
рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое
имя», «Подари улыбку», «Передай предмет»,
«Обыграй предмет», «Передай сигнал»,
«Игра-танец», «Представление» и т.д.
II блок — танец. Основное
содержание занятия — состоит из нескольких
блоков и представляет собой совокупность
психотехнических упражнений и приемов,
направленных на решение задач программы.
Приоритет отдается многофункциональным
техникам, направленным на развитие познавательных
процессов, формирование социальных навыков,
установление взаимоотношений между родителем
и ребенком, динамическое развитие группы.
Последовательность упражнений предполагает
чередование деятельностей, смену психофизического
состояния членов группы.
I блок — обсуждение
домашнего задания (в кругу). Родители
и дети ведут дневник, который
заполняется дома.
II блок — упражнения, связанные
с темой занятия.
III блок — работа со
сказкой.
Данная работа включает:
— прослушивание сказки-метафоры
или групповое сочинение сказки;
— рисование понравившегося
сюжета из сказки (в этом участвуют все
члены группы, включая ведущего);
— презентация рисунков (в кругу)
и обсуждение услышанной истории;
— иллюстрирование сказки (восстановление
динамики сюжета с помощью рисунков членов
группы).
Важным моментом является то,
что рисунки развешиваются в зале, тем
самым создавая удивительную, сказочную
атмосферу.
IV блок — упражнения, способствующие
установлению контакта между
родителем и ребенком (выполняются
в парах, чаще всего на полу).
1-я часть — упражнения
на вербальное общение «Поговори
со мной на моем языке».
2-я часть — упражнения
на невербальное общение, на тактильный
контакт.
В ходе выполнения этих упражнений
родители и дети получают обратную связь
друг от друга, обогащают представления
о себе, учатся понимать другого, выражать
свои чувства, свою любовь и нежность.
Но главное в этих играх — общий язык.
Родители невольно и незаметно передают
ребенку свое представление о ценностях.
Кроме того, ребенку важно, что родители
заинтересованы его мнением, что принадлежат
в эти минуты ему, и только ему.
V блок — домашнее задание.
Рефлексия занятия — предполагает ретроспективную
оценку занятия в двух аспектах:
— эмоционально-смысловом (понравилось
— не понравилось, было хорошо — было
плохо и почему, что показалось самым важным,
полезным);
— эмоционально-оценочном (как
себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка
своего эмоционального состояния).
Ритуал прощания — способствует
завершению занятия и укреплению чувства
единства в группе. Используется упражнение
«Колокол».
Тематическое планирование
Занятие 1. «Знакомство». Цель.
Знакомство участников друг с другом и
с групповой формой работы.
Занятие 2. «Мир детский и мир
взрослый». Цели. Осознание разницы между
«миром» ребенка и взрослого, что выражается
в особенностях восприятия, эмоциональных
переживаниях, мотивации; приобретение
навыков анализа причин поведения ребенка
исходя из позиции самого ребенка.
Занятие 3. «Все мы чем-то похожи».
Цели. Развитие взаимодействия между членами
группы, умения почувствовать друг друга,
осознание своих индивидуальных качеств.
Занятие 4. «Почувствуй себя
любимым». Цели. Укрепление уверенности
родителей и детей в том, что они любимы,
желанны; активизация сил, развитие навыков
и умений выражать свои чувства.
Занятие 5. «Путь доверия». Цели.
Формирование чувства близости между
родителями и детьми, умения сопереживать,
понимать чувства другого, доверять друг
другу.
Занятие 6. «Агрессия и гнев».
Цели. Работа с агрессией и гневом; осознание
этих состояний, отработка навыков конструктивного
общения, самоконтроля, адекватных способов
выражения агрессии и гнева; проигрывание
различных эмоций и состояний.
Занятие 7. «Душевная погода».
Цели. Раскрепощение живой души, снятие
страхов, преодоление неуверенности в
себе; повышение самооценки, принятие
себя, установление доверия к миру и окружению,
душевного равновесия.
Занятие 8. «Жизнь Земли». Цели.
Формирование позитивной установки на
отношение к окружающему миру; расширение
представлений о мире; развитие наблюдательности,
навыков невербального общения, эмоциональной
экспрессии.
Занятие 9. «Сделай себя счастливей!».
Цели. Развитие партнерства и сотрудничества
родителя с ребенком, умения отстаивать
свои права, высказывать свое мнение, приобретение
навыков равноправного общения, сознание
чувства полноты жизни, ощущения счастья.
Социальный педагог по работе
с семьёй - новая должность конкретного
субъекта воспитательной системы.
Разрабатываемая модель деятельности
социального педагога по организации
процесса взаимодействия с семьёй отражает
содержательную, функциональную и личностную
сторону деятельности. Она является основой
для определения его квалификационной
характеристики.
Обращение к специальной литературе,
изучение передового отечественного и
зарубежного опыта деятельности социальных
педагогов по организации процесса взаимодействия
с семьёй, сравнение с деятельностью психологов,
семейных психотерапевтов, обобщение
и анализ собственного опыта работы, учёт
психолого-педагогических, дидактических,
аналитических, организационных и других
трудностей дают основание вывести принципы
деятельности социального педагога по
организации процесса взаимодействия
с семьёй и обосновать их своеобразие
и специфичность функций как субъектов
воспитательной системы в контексте комплекса
необходимых для этого психолого-педагогических
условий.
Основополагающие принципы
деятельности социального педагога по
организации процесса взаимодействия
с семьёй следующие: гуманистический;
личностно-деятельностный; культурологический;
принцип целостности жизнедеятельности
и воспитания; принцип развивающего общения;
принцип сочетания терпимости, уважения
и требовательности к семье и личности
ребёнка; принцип учёта новых тенденций
развития и функционирования социума,
обеспечение допустимого и целесообразного
посредничества в процессе полноценного
взаимодействия личности, семьи и общества;
принцип милосердия, следование которым
способствует защите семьи и ребёнка.
Содержание работы социального
педагога по организации процесса взаимодействия
с семьёй определяется особенностями
конкретного микросоциума, совокупностью
его социально-педагогических проблем,
профессиональными знаниями и умениями
специалиста. Основными критериями деятельности
социального педагога, взаимодействующего
с семьёй являются повышение психолого-педагогической
культуры родителей и защита семьи и ребёнка
в социуме.
Как показало наше исследование,
суть профессиональной деятельности социального
педагога по организации эффективного
процесса взаимодействия с семьёй заключается
в посредничестве между личностью, семьёй
и обществом в поиске равновесия и гармонии
между ними. Его цель — наладить определённые
эффективные пути взаимодействия между
человеком и его семьёй, с одной стороны,
и обществом, социальным окружением, с
другой, помочь человеку мобилизовать
собственные резервы и решать свои проблемы
самому.