Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 09:40, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: Выявление особенностей работы социального педагога с семьей. Задачи исследования: 1. Изучить характеристики понятий «взаимодействие», «социальное взаимодействие» в наиболее известных в отечественной и зарубежной науке теориях взаимодействия; 2. Выявить основные направления организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи;
Цель. Развитие нравственных
взаимоотношений, знакомство с особенностями
характера участников группы, подчеркивание
индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается
назвать свое имя и охарактеризовать себя
первой его буквой. Например, Женя — жизнерадостный,
Лена — ласковая, Таня — тихая и т.д.
После этого участники по желанию
повторяют все имена с характеристиками
по кругу.
Танец на сплочение группы
Обсуждение домашнего задания
Обсуждение проходит в форме
обмена мнениями, впечатлениями, чувствами,
которые вызвало выполнение домашнего
задания.
— Какую часть таблицы было
труднее заполнять?
— Где больше записей получилось?
Ведущему нужно обратить внимание
на связанность некоторых характеристик
ребенка из левой и правой частей таблицы
(продолжением достоинств часто являются
недостатки).
«Тень»
Цель. Развитие наблюдательности,
памяти, внутренней свободы и раскованности,
умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются
на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма
спокойной музыки. Один человек (родитель)
— «путник», другой (ребенок) — его «тень».
«Путник» идет через поле, а за ним, на
два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень»
старается точь-в-точь скопировать движения
«путника». Через некоторое время участники
меняются ролями.
Желательно стимулировать «путников»
к выполнению разных движений: «сорвать
цветок», «присесть», «проскакать на одной
ноге», «остановиться и посмотреть из-под
руки» и т.д.
После игры — обсуждение.
«Белые медведи»
Цель. Снятие эмоционального
напряжения, сплочение группы, снятие
мышечного напряжения.
Выбирается ведущий. Он догоняет
участников, которые разбегаются по залу.
Те, которых ведущий «осаливает», берутся
за руки, образуя цепочку. Следующих «медведей»
ловят «цепочкой».
Упражнение быстро снимает
напряжение, создает приятную атмосферу
сотрудничества.
«Упрямый»
Цели. Повышение самооценки,
развитие ощущения свободы, автономности
при общении с родителями, самоконтроля,
внимания.
Родители и дети в кругу. Выбирается
самый упрямый ребенок. Его мама — ведущая.
Родитель дает команду, все выполняют
ее, а ребенок — наоборот. Например, все
поднимают руки вверх — ребенок опускает
их вниз.
Сказка
«Баржа»
Дети и родители называют все,
что может объединять людей: например,
семья, дружба, беда, праздник, поход и
т.д.
Презентация
«Игра без правил»
Важно, чтобы в игре родитель
и ребенок с помощью выражения «Я думаю,
что ты не любишь...» открылись друг другу
«как есть» — теми своеобразными чувствами,
которым нет ни разумного объяснения,
ни суда — вот так я чувствую, вот так я
вижу...
«Машины»
Цели. Налаживание физического
контакта между родителями и детьми, развитие
тактильных ощущений.
Участники группы разбиваются
на пары (родитель и ребенок). Ребенок в
роли «машины» — родитель в роли «мойщика
машины». У «мойщика» глаза закрыты или
завязаны. В течение пяти минут «машину»
приводят в порядок: моют, протирают, полируют,
проговаривая все свои действия, используют
как можно больше ласковых слов. Затем
родители меняются с детьми ролями.
Домашнее задание (См. приложение
3)
Рефлексия «Связующая нить»
«Колокол»
Занятие 4. «Почувствуй
себя любимым»
«Связующая нить»
Тема упражнения «Я люблю...».
«Ласковое имя»
Цель. Создание позитивного
настроения, развитие чувства доверия
участников друг к другу, формирование
в группе атмосферы взаимной поддержки.
Каждый из участников по очереди
становится в круг и протягивает руки
ладонями вверх тому, с кого бы он хотел
начать движение по кругу. Все по одному
называют варианты (ласкательные) имени
участника, стоящего в центре круга, и
как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться
к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить
за «подарок».
Игра-танец
Цели. Раскрепощение участников
группы, развитие внимания, способности
к самовыражению, снятие эмоционального
и мышечного напряжения.
Все участники становятся в
круг. Под ритмичную музыку один из них
показывает какое-нибудь танцевальное
движение, а остальные в течение минуты
повторяют его. Так по очереди группа танцует
различные танцы.
Обсуждение домашнего задания
Дети и родители отвечают на
вопросы.
— Удалось ли найти в поступках
детей такие стороны поведения, которые
вызывают радость, удовольствие, воодушевление?
— Какие индивидуальные особенности
вашего ребенка выявляются этими поступками?
Важно предоставить возможность
высказаться всем — и родителям, и детям.
«Аплодисменты по кругу»
Цели. Переживание чувства радости,
волнения, ожидания, сплочение группы,
создание атмосферы принятия.
Все становятся в круг. Ведущий
подходит к кому-то из участников, смотрит
ему в глаза и дарит свои аплодисменты,
изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они
оба выбирают следующего участника, который
также получает свою порцию аплодисментов
— они оба подходят к нему, встают перед
ним и аплодируют. Затем уже вся тройка
выбирает следующего партнера. Каждый
раз тот, кому аплодировали, имеет право
выбирать следующего. Таким образом, игра
продолжается, а овации становятся все
громче и громче.
Важно услышать овации не только
ушами, но и почувствовать их всей душой.
«Паровозик»
Цель. Развитие произвольности,
умения принимать на себя ответственность,
заботу о других.
Звучит веселая музыка. Участники
встают друг за другом и крепко держатся.
Первый человек — «паровозик», все остальные
— «вагоны». У «вагонов» глаза при движении
закрыты. «Паровоз» отвечает за движение
состава, чтобы он ни во что не врезался
и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать.
Каждому участнику важно побывать и в
роли «паровоза», и в роли «вагона».
После игры обязательно обсуждение
по вопросам:
— Какая роль понравилась больше
и почему?
— Какой «паровоз» был более
заботливым и осторожным?
Все участники становятся в
круг. Каждый ребенок по очереди выходит
в центр, его хором называют по имени три
раза. Затем хором проговаривают фразу:
«Мы тебя любим». Можно назвать ребенка
каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик»,
«Солнышко» и т.д.).
Сказка
«Баржа»
Дети называют круглые предметы,
например, яблоко, солнце, часы, пуговица
и т.д.
Презентация
«Игра без правил»
С помощью выражения «Я люблю,
когда ты...» дети и родители высказывают
свое мнение. Важно дать позитивный аспект,
опереться на положительные характеристики,
затронуть все сферы жизни (отношения,
пристрастия в еде, увлечениях, черты характера
и т.д.)
«Налаживание взаимоотношений»
Цели. Возможность выразить
свою любовь, поддержку, принять ребенка,
ощутить тактильный контакт.
Упражнение выполняется в парах.
Звучит спокойная музыка. Все садятся
на ковер (ребенок и его родитель сидят
спиной друг к другу), закрывают глаза
и чувствуют друг друга. Мама (папа) — большая,
надежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные,
хрупкие, ранимые. Потом родители тихо
говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок
отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди
сколько захочется.
В конце упражнения дать возможность
родителям и детям выразить свои чувства
(обнять, поцеловать, погладить).
Домашнее задание (См. приложение
4)
Рефлексия «Связующая нить»
«Колокол»
Занятие 5. «Путь доверия»
«Связующая нить»
Тема упражнения «Я могу...».
«Передай сигнал»
Цели. Сплочение группы, развитие
способности к сосредоточению и чувства
ответственности.
Участники становятся в круг,
держась за руки. Ведущий просит всех закрыть
глаза и передает какой-нибудь сигнал
(два раза пожать руку, поднять руку вверх
и т.д.). Получивший справа или слева сигнал
должен передать его следующему по цепочке.
Игра окончена, когда ведущий получает
переданный им сигнал. В игре используется
принцип «испорченного телефона».
Повторяется несколько раз.
Танец «Цветок» (См. занятие
2)
Обсуждение домашнего задания
Участники работают по вопросам.
— Попробуйте отобрать те поступки
(из перечисленных), которые можно было
бы совершить в реальности.
— Что чувствовали, когда выполняли
это задание?
— На какой из вопросов легче
отвечать и почему?
«Слепой и поводырь»
Цели. Формирование чувства
близости между родителями и детьми, развитие
чувства безопасности, умения сопереживать,
понять чувства другого человека (эмпатия).
Упражнение проводится в парах
(родитель и ребенок). Один из участников
— «слепой», второй — его «поводырь»,
который должен провести «слепого» через
различные препятствия, созданные заранее
(мебель, столы, стулья, препятствием могут
быть другие люди), познакомить с внешним
миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель
«поводыря» — провести его так, чтобы
тот не споткнулся, не упал, не ушибся.
После прохождения маршрута
участники меняются ролями.
Далее желательно обсудить
с участниками ход игры, спросить, что
они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями»,
было ли уютно в этих ролях, что хотелось
сделать во время игры, как изменить ситуацию.
«Разведчики»
Цели. Развитие наблюдательности,
памяти, коммуникативных и организаторских
способностей, формирование чувства доверия
и ответственности.
Из группы выбираются «разведчик»
и «командир». Остальные — «отряд». В зале
стулья расставлены хаотично. «Разведчик»
проходит между стульями с разных сторон.
«Командир» наблюдает за действиями «разведчика».
Затем он проводит «отряд» по
тому пути, который был ему показан «разведчиком».
Потом уже второй «разведчик» прокладывает
новый путь и другой «командир» повторяет
его и т.д.
«Кошки-мышки»
Цели. Снятие эмоционального
и мышечного напряжения, преодоление страхов.
Выбираются «кошка» и «мышка».
Все остальные образуют круг, взявшись
за руки, — это «домик мышки». Задача «кошки»
— поймать «мышку». Стоящие в кругу защищают,
прячут «мышку» от «кошки».
Сказка
«Баржа»
Участники называют все красное:
например, солнышко, бант, щеки, клубника
и т.д.
Презентация
«Игра без правил»
Тема игры «Я могу доверить
тебе...».
«Ежик»
Цели. Эмоциональная поддержка,
установление доверительных отношений
между родителями и детьми, принятие друг
друга, тактильный контакт.
Упражнение проводится в парах
(родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается»
в клубочек и сохраняет положение. Задача
второго — развернуть его, найти подход,
создать условия, при которых «ежик» захочет
сам раскрутиться, установить взаимопонимание.
Запрещаются силовые приемы, щекотка,
уговаривание словами. После чего участники
меняются ролями. Упражнение заканчивается
обсуждением.
— Как вы себя чувствуете?
— Какая роль понравилась больше
и почему?
— Где можно использовать такие
прикосновения?
Домашнее задание (Cм. приложение
5)
Рефлексия «Связующая нить»
«Колокол»
Занятие 6. «Агрессия
и гнев»
«Связующая нить»
Тема упражнения «Я злюсь, когда...».
«Представь себя...»
Цели. Создание позитивного
настроения, сплочение группы, развитие
наблюдательности, внутренней свободы
и раскованности, способности к самовыражению,
возможность посмотреть на себя со стороны.
Участники образуют большой
круг. Каждый участник по очереди выходит
в центр (придумывает заранее, от лица
какого героя фильма, сказки, литературного
произведения он будет действовать) и
называет это имя.
Например: «Я — Золушка», «Я
— Робин Гуд». При этом выполняет движение,
характерное для выбранного персонажа.
После того как участник возвращается
на свое прежнее место, группа повторяет
его имя, манеру двигаться, говорить, идя
в центр круга. И так три раза. Человек,
чье имя названо, наблюдает за этим процессом
со стороны.
Танец свободы и победы «Святой
Георгий»
Цели. Снятие агрессии, чувства
вины, накопившегося внутреннего напряжения,
развитие способности к самовыражению,
сплочение группы.
Это древний танец, в котором
стоящие в хороводе участники группы «убивают»
воображаемым копьем представленного
в центре круга дракона (змея, противника
и т.д.). При этом благодаря эффекту групповой
динамики снимается значительная часть
груза от чувства вины, который распределяется
между участниками танца. Профилактике
возникновения и усиления чувства вины
за проявленную агрессию служит другой
повторяемый элемент танца — танцующие
идут под веселую музыку по кругу и радуются,
что «убили» дракона. При выражении радости
каждый проявляет свои чувства свободно,
как хочет и как может.
Обсуждение домашнего задания
Участники работают по вопросам:
— Какие фразы вызвали наибольшее
затруднение в определении чувств?
— Часто ли дети произносят
такого типа высказывания?
— Понимаете ли вы в этот момент
их чувства?
— Что вы делаете для того, чтобы
показать ребенку, что вы поняли его чувства?
«Толкалки»
Цель. Развитие умения анализировать
свою агрессию через игру, соизмерять
свои силы, отработка навыков самоконтроля
и игры по правилам, снятие напряженности,
расширение контакта в группе.
Упражнение выполняется в парах
(родитель с родителем, ребенок с ребенком).
По знаку ведущего участники попарно упираются
друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть
партнера с места. Ведущий следит за тем,
чтобы никто никому не причинил боли, не
делал резких толчков.
Постепенно можно ввести новые
варианты игры. Например, участники, взявшись
за руки, тянут напарника на себя.
Звучит веселая музыка. Дети
встают друг за другом вместе со взрослыми
и крепко держат друг друга за плечи. Первый
человек — «голова дракона», последний
— «хвост дракона». «Голова дракона» пытается
поймать «хвост», а тот уворачивается
от нее.
Ведущий должен следить за тем,
чтобы участники не отпускали друг друга.
В роли «головы дракона» и его
«хвоста» должны побывать все участники,
причем дети обязательно должны побывать
в роли «головы», а их родители — в роли
«хвоста».