Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 09:40, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: Выявление особенностей работы социального педагога с семьей. Задачи исследования: 1. Изучить характеристики понятий «взаимодействие», «социальное взаимодействие» в наиболее известных в отечественной и зарубежной науке теориях взаимодействия; 2. Выявить основные направления организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи;
Ты потерял что-то, что стоит
очень дорого. Кому первому ты расскажешь
об этой неприятности? Напиши ниже.
У тебя болят зубы, и ты должен
пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной
зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот
человек? Напиши.
Ты сдал экзамен. Кому первому
ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
Ты на прогулке за городом. Обозначь
крестиком, где находишься ты.
Другая прогулка. Обозначь,
где ты на этот раз.
Где ты на этот раз?
Теперь на этом рисунке размести
несколько человек и себя. Нарисуй или
обозначь крестиками. Подпиши, что это
за люди.
Тебе и некоторым другим дали
подарки. Кто-то получил подарок гораздо
лучше других. Кого бы ты хотел видеть
на его месте? А может быть, тебе все равно?
Напиши.
Ты собираешься в дальнюю дорогу,
едешь далеко от своих родных. По кому
бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
Вот твои товарищи идут на прогулку.
Обозначь крестиком, где находишься ты.
С кем ты любишь играть: с товарищами
твоего возраста; младше тебя; старше тебя?
Подчеркни один из возможных ответов.
Это площадка для игр. Обозначь,
где находишься ты.
Вот твои товарищи. Они ссорятся
по неизвестной тебе причине. Обозначь
крестиком, где будешь ты.
Это твои товарищи, ссорящиеся
из-за правил игры. Обозначь, где ты.
Товарищ нарочно толкнул тебя
и свалил с ног. Что будешь делать: будешь
плакать; пожалуешься учителю; ударишь
его; сделаешь ему замечание; не скажешь
ничего? Подчеркни один из ответов.
Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на
стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
Ты много помогаешь маме? Мало?
Редко? Подчеркни один из ответов.
Эти люди стоят вокруг стола,
и один из них что-то объясняет. Ты находишься
среди тех, которые слушают. Обозначь,
где ты.
Ты и твои товарищи на прогулке,
одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь
крестиком, где ты.
Во время прогулки все расположились
на траве. Обозначь, где находишься ты.
Это люди, которые смотрят интересный
спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
Это показ у таблицы. Обозначь
крестиком, где ты.
Один из товарищей смеется над
тобой. Что будешь делать: будешь плакать;
пожмешь плечами; сам будешь смеяться
над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни
один из этих ответов.
Один из товарищей смеется над
твоим другом. Что будешь делать: будешь
плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться
над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни
один из этих ответов.
Товарищ взял твою ручку без
разрешения. Что будешь делать: плакать;
жаловаться; кричать; попытаешься отобрать;
начнешь его бить? Подчеркни один из этих
ответов.
Ты играешь в лото (или в шашки,
или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.
Ты недоволен? Что будешь делать: плакать;
продолжать играть дальше; ничего не скажешь;
начнешь злиться? Подчеркни один из этих
ответов.
Отец не разрешает тебе идти
гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь;
надуешься; начнешь плакать; запротестуешь;
попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.
Мама не разрешает тебе идти
гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь;
надуешься; начнешь плакать; запротестуешь;
попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.
Учитель вышел и доверил тебе
надзор за классом. Способен ли ты выполнить
это поручение? Напиши ниже.
Ты пошел в кино вместе со своей
семьей. В кинотеатре много свободных
мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел
вместе с тобой?
В кинотеатре много пустых мест.
Твои родственники уже заняли свои места.
Обозначь крестиком, где сядешь ты.
Опять в кинотеатре. Где ты будешь
сидеть?
Приложение 5
Занятие 1. «Знакомство»
Ведущий знакомит участников
с целями и задачами тренинга. Обговариваются
условия и режим работы, вводятся правила
групповой работы. Ведущий рассказывает,
в какой форме будут проходить занятия,
каким темам они будут посвящены; раскрывает
философию, на которой строятся отношения
и взаимодействие с детьми: признание
и уважение личности ребенка и стремление
к сотрудничеству.
«Связующая нить»
Цель. Создание работоспособности,
позитивного настроения и сплоченности
группы.
Участники становятся в круг.
Ведущий, держа в руках клубок, здоровается
со всеми и передает клубок соседу. Тот,
к кому попал клубок, приветствует всех
и передает его следующему игроку, оставляя
ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок
возвращается к ведущему, все оказываются
«связаны» одной нитью. «Слегка натяните
ниточку и почувствуйте, что мы — единое
целое в этом мире...»
«Какая рука у соседа»
Цель. Установление контакта
между участниками группы, развитие тактильных
ощущений.
Дети и родители берутся за
руки. Правая рука сверху, левая снизу.
В полной тишине почувствовать, какая
рука (мягкая, теплая, влажная, холодная,
приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает,
что он чувствует и ощущает.
«Знакомство»
Цель. Сближение участников
группы.
Дети и родители садятся в круг.
Каждый родитель представляет своего
ребенка и говорит, что он любит, что не
любит, какой у него характер. Дети подтверждают
слова родителей. То же самое делают дети,
представляя своих родителей.
«Молекулы»
Цель. Повышение позитивного
настроя и сплоченности группы, эмоциональное
и мышечное расслабление.
Инструкция: «Представим себе,
что все мы — атомы. Атомы выглядят так:
согнуть руки в локтях и прижать кисти
к плечам. Атомы постоянно двигаются и
время от времени объединяются в молекулы.
Число атомов в молекуле может быть разнообразное,
оно будет определяться тем числом, которое
я назову. Мы все сейчас начнем быстро
двигаться по этой комнате, и время от
времени я буду называть какое-нибудь
число, например три. И тогда атомы должны
объединяться в молекулы — по три атома
в каждой. Молекулы выглядят так: лицом
друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».
Сказка
«Баржа»
Цель. Снятие эмоционального
напряжения, развитие познавательных
процессов, преодоление неуверенности
в себе.
Участники становятся в круг
и называют слова, перебрасывая при этом
друг другу мяч, то есть «грузят баржу»:
например, все слова на «н» («ножницы»,
«нарциссы», «налим» и т.д.).
«Презентация»
Цель. Развитие умения адекватно
выразить свое эмоциональное состояние,
повышение самооценки.
Каждый ребенок по очереди становится
в круг и рассказывает о своем рисунке.
Родители в роли зрителей.
«Игра без правил»
Цель. Создание атмосферы принятия
и понимания, развитие навыков общения,
активного слушания, эмпатии, умения безоценочно
относиться друг к другу.
Родитель и ребенок садятся
рядом и разговаривают, постоянно проговаривая
начало предложенной фразы «Мне нравится,
что ты...» и добавляя к ней свое содержание.
Тем самым возникает позитивный диалог,
родитель дает ребенку, а ребенок — родителю
«обратную связь».
Упражнение на принятие себя
«Я — Ты»
Цель. Формирование чувства
близости между родителями и детьми.
Родители и дети садятся на
ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит
спокойная музыка. Они должны почувствовать
друг друга. Затем родитель говорит «я»,
ребенок — «ты». Родитель говорит «ты»,
ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение
заканчивается тогда, когда захотят сами
участники.
Домашнее задание
Ведущий говорит о важности
понимания самого себя и понимания своего
ребенка и предлагает выполнять домашние
задания. Следует обратить внимание на
важность ведения дневника и выполнения
домашних заданий, так как их обсуждение
всегда происходит на последующих занятиях.
Родители отвечают на вопросы за себя
и за ребенка, дети также отвечают за себя
и за родителя. (Вопросы см. приложение
1)
Рефлексия «Связующая нить...»
Выполняется по аналогии с первым
упражнением, только в данном случае участники
по кругу: 1) характеризуют настроение,
2) высказывают свои чувства — что понравилось,
что нет и почему.
«Колокол»
Цель. Сплочение группы, эмоциональное
и мышечное расслабление, создание атмосферы
единства.
Дети и взрослые становятся
в круг, поднимают поочередно правую и
левую руки вверх, соединяя руки в центре
круга в виде «колокола». Произносят «Бом!»
и синхронно, с силой бросают руки вниз.
На вдохе поднимают руки, на
выдохе произносят «Бом!» и бросают руки.
Ведущий задает ритм. Повторить несколько
раз. Может быть вариант двух «колоколов»:
большого — из родителей и маленького
— из детей. Маленький внутри большого.
Занятие 2. «Мир детский
и мир взрослый»
«Связующая нить» (См. занятие
1)
Дети, передавая клубок, говорят
о том, что они хотят. «Я хочу... полетать
на планере, чувствовать себя счастливой,
иметь больше друзей» и т.д.
«Подари улыбку»
Цель. Создание атмосферы единства,
повышение позитивного настроя, развитие
умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг,
берутся за руки. Каждый по очереди дарит
улыбку своим соседям слева и справа, важно
при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали?
Какое сейчас настроение?
Танец «Цветок»
Цель. Энергетическая подпитка,
восстановление сил, развитие умения побыть
наедине с собой, прислушаться к внутреннему
«я».
Обсуждение домашнего задания
При обмене ответами на вопросы
между участниками тренинга обсуждение
часто принимает вид свободной дискуссии,
которую ведущему стоит поощрять. Важно,
чтобы высказались все участники.
«Зеркало»
Цель. Эмоциональное осознание
своего поведения, снижение напряжения,
формирование умения подчиняться требованиям
другого, произвольный контроль, преодоление
неуверенности.
Участники группы становятся
в две шеренги лицом друг к другу, таким
образом разбиваясь на пары. Один человек
в паре — водящий, другой — «зеркало».
Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает
все его движения. По сигналу ведущего
участники меняются ролями, затем напарниками.
«Клеевой дождик»
Цель. Развитие сплоченности
группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом
и держатся за плечи впереди стоящего.
В таком положении они преодолевают препятствия:
— подняться и сойти со стула,
— проползти под столами,
— обогнуть «широкое озеро»,
— пробраться через «дремучий
лес»,
— прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения
участники не должны отцепляться от партнера.
Сказка
«Баржа» (См. занятие 1)
Все на «ок» (например, носок,
кузовок, пирожок и т.д.)
Презентация (См. занятие 1)
«Игра без правил» (См. занятие
1)
Дети и родители говорят друг
другу о том, что они любят: «Я думаю, что
ты любишь...» Важно, чтобы желания относились
не только к сфере еды или одежды. Ребенку
необходимо показать, что можно любить
запахи, звуки...
Упражнение на принятие себя
«Да — нет»
Цель. Формирование чувства
близости между родителями и детьми, принятие
друг друга, развитие навыков общения.
Родители и дети сидят на ковре,
опираясь на спину друг друга. При этом
доверительно произносится: «Да — нет»,
«Нет — да».
После упражнения — обсуждение:
что проще говорить «да» или «нет»?
Домашнее задание (См. приложение
2)
Рефлексия «Связующая нить»
(См. занятие 1)
«Колокол» (См. занятие 1)
Приложение 6
Занятие 3. «Все мы
чем-то похожи»
«Связующая нить»
Передавая клубок, участники
говорят о том, кем бы хотели быть. «Я бы
хотел(а) быть...»