Он проводит социальную диагностику
семей, составляет программу помощи семье,
просвещает родителей в вопросах воспитания
детей.
Социальный педагог по своему
профессиональному назначению стремится
по возможности предотвратить проблему,
своевременно выявить и устранить причины,
порождающие ее, обеспечить превентивную
профилактику различного рода негативных
явлений (социального, физического, социального
и т. п. плана). Социальный педагог не ждет,
когда к нему обратятся за помощью. В этической
форме он сам «выходит» на контакт с семьей
[12]. Объектом воздействия социального
педагога могут быть ребенок в семье, взрослые
члены семьи и сама семья, в целом, как
коллектив.
Деятельность социального педагога
с семьей включает три основных составляющих
социально – педагогической помощи: образовательную,
психологическую и посредническую.[4]
Образовательная составляющая
включает в себя два направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении
и воспитании.
Помощь в обучении направлена
на предотвращение возникающих семейных
проблем и формирование педагогической
культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится
социальным педагогом, в первую очередь,
с родителями – путем их консультирования,
а так же с ребенком посредством создания
специальных воспитательных ситуаций
для решения задачи своевременной помощи
семье в целях ее укрепления и наиболее
полного использования ее воспитательного
потенциала.
Психологическая составляющая
социально – педагогической помощи включает
в себя 2 компонента: социально – психологическую
поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание
благоприятного микроклимата в семье
в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений
происходит, в основном, когда в семье
существует психическое насилие над ребенком,
приводящее к нарушению его нервно – психического
и физического состояния. До недавнего
времени этому явлению не уделялось должного
внимания. К такому виду насилия относится
запугивание, оскорбление ребенка, унижение
его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально
– педагогической помощи включает в себя
три составляющие: помощь в организации,
координации и информирование.
Помощь в организации направлена
на организацию семейного досуга, включающую
в себя: организацию выставок – продаж
поношенных вещей, благотворительных
аукционов; клубов по интересам, организацию
семейных праздников, конкурсов, курсов
по ведению домашнего хозяйства, «клубов
знакомств», летнего отдыха и др. [18]
Помощь в координации направлена
на активизацию различных ведомств и служб
по совместному разрешению проблемы конкретной
семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена
на обеспечение семьи информацией по вопросам
социальной защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут касаться
как жилищного, семейно-брачного, трудового,
гражданского, пенсионного законодательства,
прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем,
которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе
с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью
о важности и возможности взаимодействия
родителей и детей в семье; рассказывает
о развитии ребенка; дает педагогические
советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует
по вопросам семейного законодательства;
вопросам межличностного взаимодействия
в семье; информирует о существующих методах
воспитания, ориентированных на конкретную
семью; разъясняет родителям способы создания
условий, необходимых для нормального
развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права
ребенка в случае, когда приходится
сталкиваться с полной деградацией личности
родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого
проблемами неустроенности быта, отсутствие
внимания, человеческого отношения родителей
к детям. [4]
Формы социально – педагогической
помощи семье. Одна из форм работы социального
педагога с семьей - социальный патронаж,
представляющая собой посещение семьи
на дому с диагностическими, контрольными,
адаптационно – реабилитационными целями,
позволяющая установить и поддерживать
длительные связи с семьей, своевременно
выявляя ее проблемные ситуации, оказывая
незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность
наблюдать семью в ее естественных условиях.
Что позволяет выявить больше информации,
чем лежит на поверхности. Проведение
патронажа требует соблюдения ряда
этических принципов: принципа самоопределения
семьи, добровольности принятия помощи,
конфиденциальности, поэтому следует
находить возможности информировать семью
о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться
со следующими целями:
- диагностические: ознакомление
с условиями жизни, изучение возможных
факторов риска (медицинских, социальных,
бытовых), исследование сложившихся проблемных
ситуаций;
- контрольные: оценка состояния
семьи и ребенка, динамика проблем (если
контакт с семьей повторный); анализ хода
реабилитационных мероприятий, выполнения
родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно – реабилитационные:
оказание конкретной образовательной,
посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы
в отношении неблагополучных и прежде
всего асоциальных семей, постоянное наблюдение
за которыми в какой- то мере дисциплинирует
их, а так же позволяет своевременно выявлять
и противодействовать возникающим кризисным
ситуациям. [21]
Наряду с патронажем, занимающим
важное место в деятельности социального
педагога, следует выделить консультационные
беседы как одну из форм работы с семьей.
Консультирование, по определению, предназначено
в основном для оказания помощи практически
здоровым людям, испытывающим затруднения
при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая
с семьей, может использовать наиболее
распространенные приемы консультирования:
эмоциональное заражение, внушение, убеждение,
художественные аналогии, мини – тренинги
и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными
беседами, могут применяться групповые
методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Социально – психологический
тренинг определяется как область практической
психологии, ориентированная на использование
активных методов групповой психологической
работы с целью развития компетентности
в общении.
Групповые методы работы дают
возможность родителям обмениваться друг
с другом опытом, задавать вопросы и стремиться
получить поддержку и одобрение в группе.
Кроме того, возможность принимать на
себя роль лидера при обмене информацией
развивает активность и уверенность родителей.
[4]
Еще одна форма работы
социального педагога с семьей
- социально – педагогический
мониторинг семьи – это научно
обоснованная система периодического
сбора, обобщения и анализа социально
– педагогической информации
о процессах, протекающих в семье,
и принятие на этой основе
стратегических и тактических
решений.
Основные принципы мониторинга:
полнота, достоверность, системность информации;
оперативность получения сведений и их
систематическая актуализация; сопоставимость
получаемых данных, которая обеспечивается
единством избранных позиций при сборе
и анализе информации; сочетание обобщающих
и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально – педагогического
мониторинга семьи состоит в комплексном
использовании всех источников данных
о процессах и событиях семейной жизни,
как носящих естественный характер (информация,
предлагаемая членами семьи по собственной
инициативе; непосредственное и опосредованное
наблюдение, сочинения и графические работы
детей о семье и т. д.), так и полученных
в ходе специально организованного исследования
(опрос, анкетирование, метод экспертных
оценок, биографический метод, психологические
методики на выявление показателей внутрисемейных
отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении
социально – педагогического мониторинга
играет умение социального педагога систематизировать
сбор информации и полученные результаты.
Способов систематизации может быть несколько.
Рассмотрим один из них.
Поскольку семья – это сложная
система, социальный педагог принимает
во внимание подсистемы внутри семьи,
отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать
- отец). Социальный педагог концентрирует
внимание на взаимодействии брачной пары
в качестве родителей ребенка (детей),
принятые в семье нормы взаимоотношений:
мать – дети, отец – дети, стиль родительского
отношения. [17]
Воспитательный потенциал семьи
во многом определяется содержанием и
характером функционирования родительской
подсистемы. Ошибки, которые допускают
родители, их искаженные ценностные установки,
противоречия в системах требований и
влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры».
Социальный педагог концентрирует внимание
на отношениях детей, особенностях социальной
роли каждым ребенком, установившемся
в семье разделении обязанностей между
братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье
– незаменимый опыт общения и взаимодействия
длительного характера, когда обязательны
распределение обязанностей, терпимость,
умение разрешать и предупреждать конфликты,
делить проявляемую по отношению к ним
заботу и внимание взрослых, и многое другое.
Для большинства детей данные отношения
на длительный период приобретают характер
наиболее значимых. Однако здесь скрыт
значительный потенциал десоциализирующего
влияния (отношения подчинения, «семейная
дедовщина». Моральное и психологическое
насилие, конкурентное противостояние
и многое другое).
Подсистема «родители - дети».
Социальный педагог стремится определить
специфические черты взаимодействия между
родителями и детьми, границы власти, свободы
и ответственности, ставшие нормой
[8]
Социально – педагогическая
деятельность с семьей будет эффективна,
если она будет основана на комплексном
подходе. Он предполагает изучение и использование
данных демографии (изучение рождаемости),
социологии и социальной психологии (исследование
и анализ удовлетворенности браком
и семейными отношениями, причин семейных
конфликтов), педагогики (воспитательная
функция семьи); права; экономики (бюджет
семьи); этнографии (быт, культурные особенности);
истории и философии (исторические формы
семьи, брака, проблемы семейного счастья,
долга); религии. [4]
Итак, любая деформация семьи
приводит к негативным последствиям в
развитии личности подростка. Можно выделить
два типа деформации семьи: структурную
и психологическую. Структурная деформация
семьи есть не что иное, как нарушение
ее структурной целостности, что в настоящее
время связывается с отсутствием одного
из родителей. Психологическая деформация
семьи связана с нарушением системы межличностных
отношений в ней, а также с принятием и
реализацией в семье системы негативных
ценностей, асоциальных установок и т.п.
В настоящее время все большее внимание
уделяется именно фактору психологической
деформации семьи. Многочисленные исследования
убедительно свидетельствуют, что психологическая
деформация семьи, нарушение системы межличностных
отношений и ценностей в ней оказывают
мощнейшее влияние на негативное развитие
личности ребенка, подростка, приводя
к различным личностным деформациям —
от социального инфантилизма до асоциального
и делинквентного поведения. Имеются данные,
что хотя родители как центр ориентации
и идентификации отступают в подростковом
и юношеском возрасте на второй план, это
относится лишь к определенным областям
жизни. Для большинства молодых людей
родители, и особенно мать, остаются главными
эмоционально близкими лицами и в этом
возрасте.
Глава 2. Эмпирические
исследования взаимодействия социального
педагога и семьи
2.1 Методологические
основы эмпирического исследования специфики
профессионального взаимодействия социального
педагога с семьей
Исследование проводилось в
период с октября 2013г. по март 2014 г. на базе
МКОУ СОШ №2 г. Омутнинск. В исследовании
приняло участие 4 семьи трудных подростков
(общее количество человек 11 человек).
В исследовании использовались
следующие методики.
1. Методика
диагностики родительского отношения
(ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.
Родительское отношение понимается
как система разнообразных чувств и поступков
взрослых людей по отношению к детям. С
психологической точки зрения родительское
отношение – это педагогическая социальная
установка по отношению к детям, включающая
в себя рациональный, эмоциональный и
поведенческий компоненты. Все они в той
или иной степени оцениваются при помощи
опросника, составляющего основу данной
методики.
61 вопрос опросника составляет
пять следующих шкал, выражающих
собой те или иные аспекты
родительского отношения:
1. Принятие – отвержение
ребенка. Эта шкала выражает собой общее
эмоционально положительное (принятие)
или эмоционально отрицательное (отвержение)
отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает
стремление взрослых к сотрудничеству
с ребенком, проявление с их стороны искренней
заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы
ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится
ли взрослый к единению с ребенком или,
напротив, старается сохранить между ребенком
и собой психологическую дистанцию. Это
– своеобразная контактность ребенка
и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует
то, как взрослые контролируют поведение
ребенка, насколько они демократичны или
авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам
ребенка. Эта, последняя шкала показывает,
как взрослые относятся к способностям
ребенка, к его достоинствам и недостаткам,
успехам и неудачам. (см. Приложение 1)
Обработка и оценка результатов
Для каждого из видов родительских отношений,
выясняемых при помощи данного опросника,
ниже указаны номера суждений, связанные
с данным видом.
Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8,
10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43,
44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28,
54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый
получает 1 балл, а за каждый ответ типа
«нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют
о значительной развитости указанных
выше видов родительских отношений, а
низкие баллы – о том, что они сравнительно
слабо развиты. Если говорить конкретно,
то оценка и интерпретация полученных
данных производятся следующим образом.