Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:51, реферат
Цель обучения в современных подходах – не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся: формирование интеллектуальных, трудовых, и художественных умений, а также удовлетворение их познавательных и духовных потребностей. Одним из направлений современной дидактической системы является педагогическое сотрудничество. Оно представляет собой гуманистическую идею совместной деятельности ребенка и педагога на основе взаимопонимания, коллективного анализа хода и результатов деятельности.
Введение 3
1.1 Дидактические системы. Общие сведения 3
1.2 Дидактические системы, используемые в школе 4
Система В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. 6
1. Общие сведения 6
2. Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина 9
2.1 Содержание школьного образования. 9
2.2 Тип учебной активности и методы обучения. 11
2.3 Особенности взаимодействия учащихся. 13
2.4 Цель образования. 16
2.5 Доступность программ развивающего обучения. 17
2.6 Развитие мышления ребенка. 19
2.7 Развитие восприятия, воображения и памяти. 21
2.8 Развитие эмоционально-нравственной сферы. 24
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Реферат
«ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
Оглавление
Введение 3
1.1 Дидактические системы. Общие сведения 3
1.2 Дидактические системы, используемые в школе 4
Система В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. 6
1. Общие сведения 6
2. Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина 9
2.1 Содержание школьного образования. 9
2.2 Тип учебной активности и методы обучения. 11
2.3 Особенности взаимодействия учащихся. 13
2.4 Цель образования. 16
2.5 Доступность программ развивающего обучения. 17
2.6 Развитие мышления ребенка. 19
2.7 Развитие восприятия, воображения и памяти. 21
2.8 Развитие эмоционально-нравственной сферы. 24
Заключение 25
Список использованной литературы 28
В основе процесса обучения лежат психолого-педагогические концепции, которые называются также дидактическими системами. Дидактическая система – это целостное образование, выделенное по определенным критериям. Дидактической системе присуща целостная структура, образованная посредством единства целей, содержания, форм и методов обучения.
Можно выделить три дидактических системы, кардинально отличных друг от друга1:
1) Традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);
2) Педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);
3) Современная (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).
Это разделение систем производится в зависимости от их воззрений на процесс обучения.
В традиционной системе основную роль играет деятельность учителя. Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в выделении этапов обучения. По данной схеме процесс обучения протекает от представлений к понятиям, а от понятий – к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. В начале XX века традиционная система подверглась критике за оторванность от интересов ребенка, т.к. данная система, хотя и передает ребенку готовые знания, но подавляет его самостоятельность, не способствуя развитию мышления, активности и творчества.
В основе педоцентрической концепции лежит деятельность ребенка. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать его умственные способности и разнообразные умения. По этой схеме предлагалось обучать детей в «школе труда, жизни»2, когда учеба носит естественный характер, а получение знаний происходит в ходе деятельности. Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке деятельности детей и к утрате систематичности обучения.
Современная дидактическая концепция содержит такие направления, как программированное, проблемное и развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер) и педагогическая технология.
Цель обучения в современных подходах – не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся: формирование интеллектуальных, трудовых, и художественных умений, а также удовлетворение их познавательных и духовных потребностей. Одним из направлений современной дидактической системы является педагогическое сотрудничество. Оно представляет собой гуманистическую идею совместной деятельности ребенка и педагога на основе взаимопонимания, коллективного анализа хода и результатов деятельности.
В настоящее время в школе представлены три системы начального образования. В их основе лежит традиционная система обучения, а также теории, разработанные отечественными учеными, такими как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Все эти системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
В последние годы внимание общества все чаще привлекают идеи развивающего обучения, поскольку с ним связана возможность принципиальных изменений в школе. Еще в начале 30-х годов прошлого века отечественный психолог Л.С. Выготский обосновал необходимость обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться … на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития»3.
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым и его соратниками в 50-60-х годах. Другая группа ученых под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова двадцать лет спустя разработала новую схему развивающего обучения, используя иной подход. Начиная с 80-х годов в полную силу были развернуты работы по развитию обеих систем. На сегодняшний день обе системы обучения признаны государственными, по каждой из них имеется полный ряд учебников для начальной школы.
В нашей работе мы остановимся на дидактической системе В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, попытаемся рассмотреть основные положения данной системы, а также методику развития, по которой предполагается обучение в данной системе.
Система Эльконина и Давыдова разрабатывалась с 1958 года на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова.
Особенностью этой психолого-педагогической
концепции является то, что знания
даются детям не в виде готовых
правил, аксиом или схем. Этой системе
присущи групповые
В данной системе дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными и маловажными сведениями. У ребят формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. В результате обучения дети становятся способными аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимать информации на веру, но требовать доказательств и объяснений. Хотя обучение проводится в рамках обычных школьных программ, оно стоит на другом качественном уровне5.
В настоящее время
В 2000 году создана Экспериментальная
площадка «Подростковая школа в
системе Эльконина-Давыдова», на базе
которой идет апробация нового содержания
и организационных форм обучения
по предметам естественно-
Особый интерес к данной
системе в настоящее время
связан, прежде всего, с тем, что она
практически полностью отвечает
Концепции модернизации российского
образования, принятой Правительством
РФ. Основная цель модернизации российского
образования – формирование у
подрастающего поколения таких
качеств, как инициатива, самостоятельность
и ответственность, способность
в новых социально-
Для достижения этих целей в школьном образовании необходимо:
Именно эти изменения
и были положены в образовательную
систему Эльконина-Давыдова, что
позволило формировать
В основе системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова лежит положение, согласно которому ребенок рассматривается «не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения»7. Быть субъектом учения - значит иметь нужду в самоизменении и быть способным удовлетворить ей через учение. Ученик понимается как индивидуум, который хочет, любит и умеет учиться. Разумеется, при этом не отрицается необходимость усвоения учащимся знаний, умений и навыков, но лишь в качестве средства для его развития.
Любое обучение заключается в передаче учащемуся определенных элементов человеческого опыта. Эти элементы опыта зафиксированы в различных способах действий, решений проблем или каких-либо задач. Все способы действия, которым обучаются ученики в школе, не являются случайными: они опираются на общие принципы построения действий в различных областях человеческой деятельности8.
Не стоит думать, что ребенок обучается решению задач только на уроках математики. Та же цель достигается и на уроках русского языка – через обучение детей проверять безударные гласные; и на уроках чтения – через указание, как составлять план текста и написать по нему изложение; и на уроках географии – посредством предложения объяснить особенности какой-либо территории на основе географической карты.
Однако рассмотрим процесс решения учеником определенной задачи. Ребенок может справиться с решением новой задачи только в том случае, если он наиболее точно воспроизведет типовой план решения, который ему был передан учителем или задан учебником. Всякое проявление субъективности в данном случае может быть только помехой на пути к достижению цели.
Но нельзя ли построить обучение так, чтобы ребенок усваивал способы решения задач, опираясь не на шаблонные решения, а на понимание общих принципов построения данных действий?
Традиционная педагогика отрицает такую возможность. Принципиально иной ответ на этот вопрос дают авторы рассматриваемой нами системы. Давыдов и Эльконин не только теоретически обосновали, но и практически доказали, что ребенка уже на начальных этапах обучения возможно обучить общим принципам построения действий.
Например, поставив в начале второго полугодия 1 класса задачу проверки безударных гласных, можно проанализировать условия этой задачи так, чтобы ребенок уяснил для себя общий принцип, определяющий способы проверки орфограмм, связанных с безударным гласным. Если это удастся сделать, то можно ожидать, что ребенок, столкнувшись с незнакомой или вне-типовой проблемой, не будет беспомощно ожидать от учителя указаний, а попытается сконструировать решение самостоятельно. А это означает, что ребенок выступает в процессе обучения уже не как ученик, добросовестно выполняющий указания учителя, а как активный субъект учения. Конечно, это произойдет только в том случае, если ребенок на самом деле осознал общий принцип решения данных орфографических задач.
Аналогичная ситуация возникает и при обучении математике. Прежде чем осваивать способы сложения или вычитания чисел, ребенок совместно с учителем должен проанализировать понятие числа как отношения величин. Опираясь на данные понятия в дальнейшем, ребенок получает возможность осознанно конструировать способы действий с разными числами не только в начальной школе, но и в ходе дальнейшего обучения.
Таким образом, важнейшим условием для достижения целей развивающего обучения является изменение содержания самого обучения. Его (развивающего обучения) основу должна составлять система научных понятий, которая заключает в себе общие способы действия при подходе к решению, а не содержит набор типовых правил, регламентирующих способы решения задач.
Именно эта особенность развивающего обучения наиболее бросается в глаза при ознакомлении с соответствующими программами и учебниками. Но одно только изменение содержания обучения не делает его развивающим. Недостаточно задать ученику систему понятий – нужно, чтобы она была им усвоена, стала реальным инструментом его учебной деятельности. Для этого необходимо решить проблему подбора соответствующих методов обучения.
Как уже отмечалось выше, традиционное обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа. Организация такой активности предполагает, что ученики:
Эти условия являются необходимыми для успешной воспроизводящей активности учащихся. Поэтому усилия учителя в процессе обучения направлены на достижение этих условий. Педагог должен продемонстрировать образец предлагаемого способа решения, доходчиво объяснить его и обеспечить надежный контроль за правильностью его применения при решении задач. Таким образом, сущность тех методов, на которые опирается традиционное обучение, сводится к трем составляющим: показ, объяснение и контроль.
Информация о работе Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина