Кризисы в теории Д.Б. Эльконина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 09:39, реферат

Краткое описание

Психологический кризис — это новые области науки и практики, поэтому ключевые понятия, такие как кризис и кризисное состояние, пока еще не имеют четких дефиниций. К тому же, в клинической теории кризиса эти понятия обычно связываются с травматическим или катастрофическим событием, а в кризисном психологическом консультировании наряду с этим используется представление о кризисе как о состоянии, характерном для критических периодов в естественном течении человеческой жизни. Это последнее понимание кризиса заимствовано из психологии развития.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 20.08 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РоссийскоФедерации

           ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра специальной и дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему:  «Кризисы в теории Д.Б. Эльконина»

По дисциплине: «Психология возрастных кризисов»

 

Испольнитель:

Студент 5 курса с/п

ПиМНО                                                                              Т.Е. Чупахина

 

 

Руководитель:                                                                    А.А. Скрипелева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие психологического кризиса

 

Психологический кризис — это новые области науки и практики, поэтому ключевые понятия, такие как кризис и кризисное состояние, пока еще не имеют четких дефиниций. К тому же, в клинической теории кризиса эти понятия обычно связываются с травматическим или катастрофическим событием, а в кризисном психологическом консультировании наряду с этим используется представление о кризисе как о состоянии, характерном для критических периодов в естественном течении человеческой жизни. Это последнее понимание кризиса заимствовано из психологии развития.

Таким образом, психологическое и клиническое определения кризиса различаются. Психологи понимают кризис как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности*. Характерно то, что человек не может преодолеть кризис способами, известными ему из прошлого опыта.

В клинической теории кризиса это понятие используется для обозначения такой реакции  на опасные события, которая переживается как болезненное состояние. Такое понимание кризиса, сужая границы понятия, оказывает влияние на формирование критериев кризисного состояния. Например, в клинической теории кризиса одним из основных критериев считается наличие в недавнем прошлом ситуации, опасной для здоровья или жизни человека. Однако, если мы будем определять кризис как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, понимание кризисной помощи и представление о тех, кто в ней нуждается, станет более широким.

Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затей активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это — нормальная реакция человека на аномальные события

 

 

  1. Концепция Д.Б. Эльконина

 

В концепции Д. Б. Эльконина преодолевается один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров: мира предметов и мира людей. Д. Б. Эльконин показал, что это расщепление ложно, искусственно. На самом деле человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой стороны, - на способ исполнения. Эта микроструктур человеческого действия, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

ü Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

ü Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" - кризису. Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают

Каждый возраст характеризуется своеобразной, специфической для него социальной ситуацией развития, какая есть, по выражению J1C Выготского, исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в развитии ку течение данного периода Она определяет те формы и тот путь, идя по которому, ребенок приобретает новые качества личности, беря их из среды, где социальное становится индивидуальным С жизнью ребенка в данной социальной ситуации возникает ведущий тип деятельности В ней развиваются новообразования, свойственные для данного возраста, которые приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, разрушают новую, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для психического развития ребенка в следующем возрастном периоде Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет основное содержание критических периодов.

Хронологически возрастные кризисы определяются границами стабильных периодов: кризис новорожденного (до 1 мес), кризис одного года,, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис (11 - 12 лет), юношеская кризисов.

По ДБ Эльконина детство делится на 7 периодов:

  1. возраст младенца - до 1 года;

  1. раннее детство - 1-3 года;

  1. младший и средний дошкольный возраст - 3-4-5 лет;

  1. старший дошкольный возраст - 4 (5-6) 7 лет;

  1. младший школьный возраст - 6 (7-10) 11 лет;

  1. подростковый возраст - 10 (11-13) 14 лет;

  1. ранний юношеский возраст - 13 (14-16) 17 лет

Весь процесс детского развития делится на 3 этапа: 1) дошкольное детство (0-6) 7 лет, 2) младший школьный возраст (6-11 лет), 3) средний и старший школьный возраст (12-17 лет)

Каждый из этапов состоит из двух периодов, которые открываются межличностным общением как ведущим типом активности, которая направлена на развитие личности ребенка, и завершается предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, формированием знаний, умений и навыков и реализацией операционно-технических возможностей младенцев.

Переход от одного этапа к другому сопровождается кризисами, т.е. несоответствием между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка С года и 11 лет - это кризисы и отношений, за ними возникает ориентация в человеческих отношениях 1 год и 7 лет знаменуются кризисами мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире сказалей.

Концепцию ДБ Эльконина развил и детализировал ДИ Фельдштейн В его работах акцент делается на развитии личности, а не познавательных процессов, он рассматривает как подъем с одной ступени на другую

ДИ Фельдштейн считает, что в процессе социального развития ребенка как личности проявляются определенные закономерности Одной из них является изменение социальной позиции личности Переходы с одного уровня развития на другой могут происходить плавно и быстро со значительными качественными изменениями в личностиості.

При плавных переходных периодов ребенка мало беспокоят вопросы своего положения среди других, при резких изменениях социальной позиции личности на первый план в самосознании ребенка выходят именно эти п вопросу.

В середине каждого периода процесс развития проходит С стадии:

  1. Развитие определенной стороны деятельности

  1. Максимальная реализация, кульминация развития данного типа ведущей деятельности

  1. Насыщение этой деятельностью и актуализация второй ее стороны (под сторонами подразумевают предметный и коммуникативный аспекты)

Подытоживая, мы видим, что большинство существующих на сегодня концепций психического развития не противоречат, а дополняют друг друга, и, что главное, позволяют объяснить возникновение, развитие и проявления и сложного психической жизни человека в различных сферах его жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кризисы в теории Д.Б. Эльконина