Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:03, реферат

Краткое описание

- Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1. Понятие технологии
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Глава II. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные технологии обучения
2.1. Технология постановки цели
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
2.4. Технология концентрированного обучения
Глава III. Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология педагогических мастерских
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.4. Технология эвристического обучения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СРМП №23.docx

— 135.08 Кб (Скачать)
 

 

Таблица 2.9. 

Структура учебного процесса

Структурные этапы процесса усвоения Деятельность учителя Деятельность учащихся
Изучение  нового материала на уроке (20—25 мин.) Рассказ учителя.

План:

а)

б)

в)

Учащиеся пассивно воспринимают новую информацию. В  меру необходимости отвечают на вопросы  учителя.
  После краткого рассказа учитель создаёт учебные группы (2—4 учащихся), которые должны прочитать  часть параграфа, выделить смысловые  части текста и определить структуру  каждой смысловой части. Для того чтобы организовать эту ученическую  работу, учитель проводит инструктаж. Один учащийся из учебной группы является старшим. Он регламентирует групповую работу.
  После окончания  этой учебной работы учитель фронтально проверяет результаты ученической  деятельности. Учащиеся, которые правильно  справились с заданием, ставят оценки в индивидуальную карточку учёта  знаний. Учащиеся активно  участвуют в проверке классного  задания.
  За 3—5 мин до окончания  урока учитель даёт домашнее задание  и проводит обстоятельный инструктаж, как его выполнять. Учащиеся слушают  и записывают домашнее задание.
Самостоятельное выполнение домашнего задания.   Учащиеся изучают  соответствующий параграф учебника и подготавливают ответ к логическим заданиям.
Громкий проговор урочной темы в начале следующего урока. Учитель-учащийся заблаговременно  создаёт учебные пары. В начале урока осуществляется краткий инструктаж. Ученик рассказывает учебный материал урочной темы учащемуся-учителю. После проговора учитель проверяет  знание урочной темы по вопросам, после чего он выставляет оценку учащемуся в индивидуальную карточку учёта знаний.
Фронтальное повторение урочной темы, повторение узловых вопросов учебной темы и  всего курса. Учитель-учащийся проводит фронтальное повторение в форме  беседы. Логические задания составлены на разных уровнях мыслительных усилий. Основное количество вопросов предназначено  для организации текущего повторения, а остальные — для тематического  и итогового. Положительные оценки, которые были объявлены учителем-учеником, выставляются в индивидуальную карточку учёта знаний. Учащиеся активно  участвуют в повторении.
Педагогическая  минутка. Учитель-учащийся выполнил свои обязанности. Роль ведущего берёт  на себя комментатор. Учащиеся обсуждают, как вёл первую половину урока  учитель-учащийся. Комментатор руководит  этим процессом, опрашивает учеников и  делает сам замечания.
Воспроизведение ЛОС. Ещё в начале урока  специально выделенные учащиеся повесили на доске ЛОС (прошлой и настоящей  урочной темы). Вот почему учителю  достаточно только сказать: «Приступили». Учащиеся в тетрадях «ученик-учитель» начинают по памяти воспроизводить ЛОС урочной темы, которую они  изучали дома. Если кто-то из учащихся забыл что-либо из ЛОС, он может поднять  руку и ему учитель разрешит посмотреть.
 

  
 

 

Таблица 3.1. 

Технологическая карта для конструирования системы  занятий

Технологический блок База данных
Название Основная задача
Вводные занятия Актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и личного  целеполагания в ней. Построить  общую и индивидуальные образовательные  программы по теме Вводный семинар, вводная  лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие  по целеполаганию, защита учениками  индивидуальных образовательных программ и др.
Основная  часть Достигнуть общих  установочных целей по теме. Выполнить  основное содержание индивидуальных образовательных  программ учеников, освоить базовое  содержание темы Урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые  или индивидуальные занятия, эвристическое  погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др.
Тренинг Достроить созданные  учениками образовательные продукты до целостной системы. Закрепить  результаты основной части блока. Достичь  деятельностных базовых требований по теме Семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение
Контроль Проверить и оценить  уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и  умениях, в созданной образовательной  продукции Защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачёт, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен
Рефлексия Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и  способы деятельности. Соотнести  поставленные цели с результатами обучения Урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия  деятельности, индивидуальные и групповые  уроки-отчёты, самооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция
 

  

 

Таблица 3.2. 

Трёхуровневый подход к изучению образовательного объекта

Технологические элементы 1-й уровень (частнопредметный) 2-й уровень (общепредметный) 3-й уровень (метапредметный)
Объект  познания Частный предметный объект (капля воды) Общепредметный  объект (вода как объект познания в  естествознании и культуре) Фундаментальный образовательный  объект (вода как стихия мира)
Проблема Каковы причины  шарообразной формы капли воды? Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей  воды? Какова роль воды в устройстве мира, её связь с  другими стихиями?
Постановка  задач Исследовать каплю  воды Проанализировать  естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые зaключены в  притчах, стихах и поговорках о воде Установить роль воды для природы, человека и всего  мира (живого и неживого)
Способы решения  задачи Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды Paзнонаучные, гуманитарные, художественные и иные методы  исследования воды и понятия  о ней Размышления о природе  воды, знакомство с трудами древних  и современных философов, метапредметный анализ смысла воды
Демонстрация  результатов Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных  версий объяснения формы капли Защита гипотез  о причинах, сущности единства и  многовариативности толкования смысла воды в науке и культуре Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы
Рефлексия деятельности Перечень применённых  методов познания, трудностей выполнения работы и способов их преодоления Фиксация выявленных закономерностей, сходства и отличия  естественнонаучного и культурологического  подходов к познанию (на примере  воды) Осознание своих  происшедших в ходе выполнения работы внутренних изменений на логическом и чувственном уровне.
 
 

 

Таблица 3.3. 

Технология  эвристической образовательной  ситуации

Элемент ситуации Деятельность учителя Деятельность ученика
Образовательная напряжённость Фиксация или  создание образовательной напряжённости, формулировка проблемы, связанной с  объектом, которая не имеет известного решения Осознание возникшей  ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта  или решению проблемы
Уточнение образовательного объекта Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды Выявление личного  опыта и проблематики по отношению  к обозначенному объекту. (Что  для меня данный объект?)
Конкретизация задания Формулирование  учебного задания в виде, обеспечивающем возможность личного решения  образовательной ситуации каждым учеником (Почему или согласно  чему я должен действовать?  Знаю ли я, как мне действовать?  Есть ли у меня способы и  правила действий?)
Решение ситуации Сопровождающее  отношение учителя к процессу создания учениками образовательной  продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими  учениками вида Личное решение  эвристической ситуации каждым учеником с помощью эвристических методов. Индивидуальная, парная и групповая  деятельность учеников
Демонстрация  образовательной продукции Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление  и (или) переопределение начальных  позиций мнений и других результатов  учеников Демонстрация своих  образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т. п. Переформулирование обсуждаемых  проблем, рождение новых
Систематизация  полученной продукции Систематизация  полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного  образовательного продукта. Выявление  метапредметных уровней полученных продуктов Переопределение образовательной  продукции на качественно ином уровне. (В чём мой результат, какова его  роль и место в общих результатах?)
Работа  с культурно-историческими аналогами Введение культурно-исторических аналогов созданных учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя. Сопоставление разных типов продукции, самоопределение  по отношению к многообразию точек  зрения и способов решения. Развитие эвристической ситуации на новом  уровне.
Рефлексия Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых  результатов. Осознание методологии  эвристической деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулирование окончательного или открытого решения образовательной ситуации. Индивидуальная  рефлексия по осознанию происходящей деятельности. «Снятие»» и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)

Информация о работе Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии