Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:03, реферат

Краткое описание

- Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1. Понятие технологии
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Глава II. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные технологии обучения
2.1. Технология постановки цели
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
2.4. Технология концентрированного обучения
Глава III. Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология педагогических мастерских
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.4. Технология эвристического обучения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СРМП №23.docx

— 135.08 Кб (Скачать)
 

 Таблица 1.3.

     Различение  «строгих» и «нестрогих» педагогических технологий

  «Строгие» педагогические технологии «Нестрогие» педагогические технологии
Воспроизводимость Воспроизводимость процесса и результата обучения Воспроизводимость процесса обучения
Полнота описания результата обучения Полное и однозначное  описание результата обучения Неполное и неоднозначное  описание результата обучения

     Таблица 2.1.

     Категории учебных целей в когнитивной  области

Основные  категории Примеры обобщённых типов учебных целей
1.      Знание 

Эта категория  обозначает запоминаниеи воспроизведение  изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных  теорий. Общая черта этой категории  — припоминание соответствующих  сведений.

Ученик: 

§         знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

§         знает конкретные факты;

§         знает методы и процедуры;

§         знает основные понятия;

§         знает правила и принципы.

2.      Понимание  

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование(трансляция) материала из одной формы выражения  в другую — его «перевод» с  одного «языка» на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве показателя понимания  может также выступать интерпретация  материала учеником (объяснение, краткое  изложение) или же предположение  о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят  простое запоминание материала.

Ученик: 

§         понимает факты, правила и принципы;

§         интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

§         преобразует словесный материал в математические выражения;

§         предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3.      Применение  

Эта категория  обозначает умение использовать изученный  материал в конкретных условиях и  в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Соответствующие результаты обучения требуют более  высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик: 

§         использует понятия и принципы в новых ситуациях;

§         применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

§         демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4.      Анализ 

Эта категория  обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы  ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации  целого.

Учебные результаты характеризуются более высоким  познавательным уровнем, чем понимание  и применение, требуют осознания  как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Ученик: 

§         выделяет скрытые (неявные) предположения;

§         видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

§         проводит разграничения между фактами и следствиями;

§         оценивает значимость данных.

5.      Синтез 

Эта категория  обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом  может быть сообщение(выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие  имеющиеся сведения.

Достижение  соответствующих учебных результатов  предполагает деятельность творческого  характера, направленную на создание новых  схем, структур.

Ученик: 

§         пишет небольшое творческое сочинение;

§         предлагает план проведения эксперимента;

§         использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6.      Оценка 

Эта категория  обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских  данных и т. д.). Суждения ученика  должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или  внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим  учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория  предполагает достижение учебных результатов  всех предшествующих категорий.

Ученик: 

§         оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

§         оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

§         оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

 

  

     Таблица 2.2.

     Категории учебных целей в аффективной  области

Основные  категории Примеры обобщённых типов

учебных целей

Восприятие  

Эта категория  обозначает готовность и способность  ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего  мира стимулы. С позиции учителя  путь к достижению таких целей  состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие  сюда субкатегории:

1.1.            осознание;

1.2.            готовность или желание воспринимать;

1.3.             избирательное(произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного).

Ученик: 

§         проявляет осознание важности учения;

§         внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;

§         проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

Реагирование (отклик) 

Эта категория  обозначает  активные проявления, исходящие от самого ученика.

На данном уровне он не просто воспринимает, но и  откликается на то или иное явление  или внешний стимул, проявляет  интерес к предмету, явлению или  деятельности.

Субкатегории:

2.1.      подчинённый отклик;

2.2.      добровольный отклик;

2.3.      удовлетворение от реагирования.   

Ученик: 

§         выполняет заданную учителем домашнюю работу;

§         подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;

§         участвует в обсуждении вопросов в классе;

§         самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем;

§         добровольно вызывается выполнять задание;

§         проявляет интерес к учебному предмету.

Усвоение  ценностной ориентации 

В эту категорию  входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к  тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

3.1.      принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

3.2.      предпочтение ценностной ориентации;

3.3.      приверженность, убеждённость.

Ученик: 

§         проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;

§         целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;

§         проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.

4.      Организация ценностных ориентаций  

Эта категория  охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей  на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории:

4.1.      концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

4.2.      организация системы ценностей.

Ученик:  

§         стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;

§         принимает на себя ответственность за своё поведение;

§         понимает свои возможности и ограничения;

§         строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

5.      Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность  

Эта категория  обозначает  такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

5.1.      обобщённая установка;

5.2.      полная интернализация(усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность.

Ученик:  

§         устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;

§         проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;

§         проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;

§         постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;

§         формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

     Таблица 2.3.

     Конкретизация учебных целей курса (раздела, темы).

Содержание (разделы) Конкретизация целей
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
Раздел 1 + +   +         
Раздел 2 + +             
Раздел 3 + + +           
 

     Таблица 2.4.

     Конкретизация целей по разделам курса химии (США).

     
Содержание Конкретизация целей
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1. Биографии  учёных +          
2. Измерения + +        
3. Хим. вещества + +        
4. Хим. элементы + + + +    
5. Хим. измерения + + +      
6. Законы  химии + + + +    
7. Энергия равновесия + +   +    
8. Атомное  и молекулярное строение вещества + + + +    
 

  
 

 

      Таблица 2.5. 

     Пример  конкретизации учебных целей  по теме

     «Погодный фронт» (курс физической географии)

Содержание Конкретизация целей
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
Определение  

Запишите  определение термина «Погодный  фронт»

+          
Типы 

Опишите три  типа погодных фронтов

  +        
Символы 

Назовите  символы, используемые для обозначения  погодных фронтов на карте погоды

+          
Перемещения  

Рассчитайте перемещение для каждого типа фронтов

    +      
Погода 

Охарактеризуйте типы погоды, связанные с каждой из фронтальных систем

  +        
Отображение фронтов на карте 

На основе синоптических данных изобразите фронты на карте погоды

                   +             +       
Прогноз погоды  

Составьте прогноз погоды на карте с нанесёнными  на ней различными фронтами

                                        +
 

  

     Таблица 2.6.

     Иерархия  элементов, входящих в содержание учебного материала

Термины Слова или выражения, употребляемые в специальном  значении
Факты Сведения, фрагменты  описательной информации. Например, дополнительные сведения о тех или иных понятиях, изучаемых деятелях, местах, событиях и т. д.
Понятия По степени обобщённости делятся на конкретные и абстрактные
Принципы 

(правила,  обобщённые соотношения)

Основные идеи, схемы  и т. д., описывающие взаимосвязи  между понятиями. Принципы (соотношения) низшего порядка связывают друг с другом два или несколько  понятий Принципы (соотношения) высшего  порядка связывают друг с другом два или несколько принципов (соотношений) низшего порядка
Процедуры Совокупность действий (обычно в определённой последовательности), которые учащиеся должны совершить, работая с учебным материалом на основе обобщённых соотношений (правил или принципов). Пример: приведение дроби к общему знаменателю, выполнение лабораторной работы
 

 

 

      Таблица 2.7. 

     Примеры конкретизации учебных целей

Учебная цель Измеряемые учебные  цели
Научить учащихся пользоваться весами для взвешивания  объектов Учащийся демонстрирует  использование весов для взвешивания  объектов:

a) помещает  объект неизвестного веса на  одну чашу весов;

b) помещает  объекты известного веса на  другую чашу весов;

с)добавляет  или убирает объекты известного веса в случае перевеса;

d)по мере  достижения равновесия использует  всё меньшие веса;

е)пытается подобрать минимальное число  сочетаний известных весов, каждый раз достигая более полного равновесия (в отличие от простого угадывания);

f)добавляет  веса, которые позволяют достичь  равновесия, чтобы определить неизвестный  вес.

Научить учащегося  складывать целые числа Учащийся складывает:

a) два однозначных  числа с суммой до десяти (например: 2+5);

b) два однозначных  числа с суммой, большей десяти (например: 6+8);

с)три однозначных  числа с суммой до десяти (например: 2+4+3);

d)три однозначных  числа с суммой, большей десяти (например: 7+5+3);

е)два двузначных числа без переноса цифры (например: 21+34);

f)два двузначных  числа с переносом цифры (например: 36+27).

 
 

Таблица 2.8.

Содержание  технологии обучения

Организация содержания обучения Выбор форм организации  учебного процесса Выбор форм контроля Выбор методов обучения Выбор средств обучения
Отбор наиболее значимого материала Лекция Контрольная работа Направленных на первичное овладение знаниями Учебная литература
Структурирование  учебного материала Семинар Коллоквиум Направленных на совершенствование знаний, формирование умений, навыков Наглядные пособия
Отбор примеров и доказательств с учётом специальности Лабораторные занятия Курсовая работа   Информационные  материалы
Отбор задач  и заданий, направленных на формирование умений и навыков Экскурсия Курсовой проект    
  Самостоятельная внеаудиторная  работа Зачёт   Учебное оборудование
  Практическое занятие Экзамен    

Информация о работе Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии