Организация творческой деятельности учащихся на занятиях технологии в основной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить влияние уроков технологии на развитие творческих способностей школьников.
Объект – творческое развитие школьников.
Предмет – трудовое обучение как средство развития творческих способностей.

Оглавление

Введение.____________________________________________________3-4
1.Понятие творчества.___________________________________________5-6_
2. Организация творческой деятельности на занятиях технологии_______
2.1 Методы и приемы организации творческой деятельности___________6-9
2.2 Уровни творческой подготовленности учащихся_________________9-11
2.3. Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологи 11-19
3.Разработки уроков
3.1.Урок в 7 классе_____________________________________________19-22
3.2. Урок в 8 классе_____________________________________________22-27
Заключение__________________________________________________28
Список использованной литературы_______________________________29
Приложение А______________________

Файлы: 1 файл

курсовая КГБ.doc

— 599.50 Кб (Скачать)

Защиту проекта можно предложить провести в виде обзорного выступления, а также выставки работ учащихся.

На таких уроках решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.

Работа по развитию творческих способностей учащихся – это не только одно из благороднейших дел учителя технологии, но и важнейшее средство профориентации их на труд в сфере материального производства. Современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самовыражению и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, в его самопознании и саморазвитии. Всесторонние и глубокие знания, умения и навыки, формируемые у учащихся в школьный период в процессе трудового обучения, оставляют неизгладимый след в жизни каждого воспитанника, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю, стремление к преодолению трудностей и творческую направленность любой трудовой деятельности.

Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и создавать интересные образы и изделия

Занятия этих видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать.

Раздел 3. Разработки уроков.

3.1. Урок в 7 классе

Тема : Украшения из бисера (2ч)

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить детей с возникновением стеклоделия, бисера. Классификацией бисера. Научить плести цветы: остролепестковый, пятилепестковый.

2.Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.

3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, эстетический вкус.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5 мин)

II. СООЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (5 мин)

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел "Украшения из бисера". Я вас познакомлю с возникновением бисера его классификацией. Затем начнем познавать один из промыслов декоративно-прикладного искусства "Бисероплетение."

Ш.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 - 20 мин)

Вводная беседа.

Легенда гласит: Финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а содой. На утро они в золе нашли слитки прозрачные и очень твердые. Это было стекло.

Центрами стеклоделия стали Древний Египет и Сирия, оттуда это искусство перешло в Римскую империю, после развала, которой его унаследовала Византия, а затем Венеция. Стеклоделы были там почетаемым и привилегированным классом, но могли очень просто умереть за разглашение секретов своего мастерства.

Бисер делали так: выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, разрезали на кусочки. Для придания округлой формы кусочки помещали б цилиндр с раскаленным песком и быстро крутили. Стекло и бисер Венеции приносили большие доходы.

В конце ХШ века, стеклоделие появилось в Германии и Богемии. Богемский бисер отличался от Венецианского, потому что стекло для него приготавливали с древесной золой. Такое стекло более тугоплавкое и твердое, обрабатывать его труднее, зато можно применять шлифовку и огранку.

В 19 веке были изобретены машины для изготовления бисера, бисер стал дешевле, но грубее.

В IX веке в Киеве были маленькие мастерские, в 12 веке появились цветные стеклянные бусы. В ХVII веке были построены первые стеклянные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера.

Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были "золотым веком" бисера в России. Чего только из бисера не делали: церковные украшения, кошельки чехлы для шкатулок, бисером вышивали платья и даже картины.

Бисероплетение, чем мы сегодня с ваш и займемся, относится к декоративно-прикладному искусству.

Декоративно-прикладным искусством, как мы знаем, это творческие работы народных умельцев, имеющие свои традиции, законы и характер. Эти работы в первую очередь несут в себе культуру того народа где процветает тот или иной промысел.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы. Каждая группа будет плести один из цветов. Каждый цветок имеет 5-6 лепестков, стебель, 2-3 листа.

Для работы кроме разноцветного бисера нам понадобятся следующие материалы и инструменты: тонкая медная проволочка, зеленые нитки, клей ПВА и ножницы. Проволоку нарежем по 10-20 см (в зависимости от величины лепестков).

I ГРУППА: Будет изготовлять цветок с острыми лепестками. Лепестки и листья выполняется по схеме. Цветок можно украсить тычинками.

II ГРУППА: Будет изготовлять пятилепестковый цветок. Лепестки и листья выполняется по схеме.

III ГГУППА: Рябиновую веточку. Собирается гроздь рябины, затем веточка с листьями.

ВСЕ ГРУППЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ ОДНИМ ПРИЕМОМ ПЛЕТЕНИЯ.

(Данный материал – написан на плакате и вывешивается на доску.

Схемы плетения имеются у каждой группы в виде раздаточного материала).

1) на проволоку наденем одну бусинку и закрепим ее на середине проволоки петлей:

2) в следующем ряду на проволоку наденем 2 бусинки (пропускаем сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны);

3) в третьем ряду – З бусинки;

4) затем делаем ряд опять из двух бусинок и закончим лепесток одной бусинкой; концы проволоки аккуратно закрутим вместе.

СБОРКА ЦВЕТКА:

Тычинки вкладываются между лепестками. Проволока, отходящая от лепестков скручивается, образуя стебель. К стеблю прикрепляем листья. Проволочный стебель понемногу намазываем клеем ПВА и очень плотными витками обматываем зеленой ниткой.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (45 – 50 мин)

I ГРУППА:

Изготовление цветка с острыми лепестками. Каждый лепесток выполняется отдельно по схеме.

II ГРУППА:

Будет изготавливать пятилепестковый цветок. Лепестки и листья выполняется по схеме.

III ГРУППА:

Плетут рябиновую веточку. Собирается гроздь рябины, затем веточка с листьями. Гроздь выполняется аналогично тычинкам.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 мин)

ПРИМЕНЕНИЕ СДЕЛАННЫХ ИЗДЕЛИЙ

1) Эти цветы можно собрать в букет, сделать общий стебель, сзади прикрепить маленькую булавочку, и получится не плохая брошь.

2) Можно взять маленькую корзиночку, наполнить её опилками и сделать композицию из наших цветов. Получается великолепный сувенир.

Проявите совсем немного смекалки и фантазии, и у вас появится много вариантов, например: декоративное панно, заколка для волос и т.д.

VI. Выставление оценок (5 мин)

Уборка рабочих мест.

3.2. Урок в 8 классе

Тема: Изготовление аппликации из соломы.

Цель: закрепление полученных навыков и умений по изготовлению аппликации из соломы используя групповой и коллективный метод работы;

Задачи:

- учить наблюдать и уметь отображать реальность и красоту природы;

- развивать сенсомоторику - согласование в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, стремление к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, а также внимание, мышление, чувства, характер, волю;

- способствовать сближению детей с родной природой, формированию художественного вкуса, гармонично развитой личности;

- воспитывать чуткое, бережное, заботливое отношения отношение к природе, уважение к традициям своего народа,

Оборудование: солома, клей, ножницы, салфетка, белая писчая бумага, бархатная бумага, подкладной лист, опорные схемы (основные этапы изготовления из соломы, обработка соломы), изделия декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Вводная беседа.

а) Природа - воспитатель человека.

б) Из истории возникновения аппликации.

в) Солома – природный материал.

Природа - воспитатель человека.

Природа, пожалуй, один из самых древних воспитателей человека. Задолго до возникновения школы и педагогики в целом она формировала в людях наблюдательность, волю, развивала их эмоциональный мир.

Велико влияние природы и изделий их природного материала на человека.

Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке.

Природа величественна и прекрасна и без человека!

Но если к ней прикасаются руки любознательных, неравнодушных, трудолюбивых и творческих людей, то она становится еще прекрасней.

«Аппликация из соломки» - это один из ярких примеров, который, подтверждает вышесказанное.

Из истории возникновения аппликации.

Аппликация - один из видов декоративно- прикладного искусства. Материалом для которой может служить бумага, ткань, природный материал.

Этот вид деятельности основан на наложении и закреплении деталей на другом материале, принятом за фон.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви и т.д. возникновение этого вида декоративно-прикладного искусства относят к древнейшим временам. Связывают с появлением простого стежка и необходимостью чинить вещи, предметы быта. Выражение «наложить заплатку» существует очень давно. Постепенно люди стали усовершенствовать этот вид деятельности. Заплатку стали вырезать в виде геометрических фигур, фруктов, цветов и т.д.

Аппликация широко распространена у восточных народов - Китая, Японии. В России этот вид искусства занимает не последнее место. Например, народы севера используют аппликацию из кожи и меха для оформления национальных ковров.

Солома – природный материал.

Еще в глубокой древности для получения продуктов питания люди возделывали зерновые культуры, а их стебли (солому) использовали и для хозяйственных нужд, и в обрядовой деятельности. Соломенная кровля, правильно и умело уложенная, могла прослужить не один десяток лет. Шляпы, половики, корзины и другая хозяйственная утварь, детские игрушки, выполненные из соломы, также широко применялись крестьянами.

Вместе с тем все земледельческие народы наделяли стебли злаков особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух хлебного божества, сила плодородия. Крестьяне считали, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, оказываю благотворное влияние на здоровье, благополучие и достаток в доме. Многие народные праздники проходили с использованием обрядовых предметов, сделанных из соломы. Повсеместно существовал обычай во время жатвы украшать первый и последний снопы, убранные с поля, сплетать из колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. У некоторых народов, например у поляков и венгров, жатвенные венки были сложной формы, напоминающей колокол и корону. Изготавливали также большие, разнообразно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.

Для изготовления декоративно-прикладных изделий солому научились специально обрабатывать. Полученная после обработки соломка всегда ценилась народными мастерами за свою красоту, удивительный блеск и переливчатость, богатое разнообразие оттенков. Ее золотистый цвет сродни свету теплых солнечных лучей. Декоративные качества соломки позволяют выполнять различные предметы в технике плетения, аппликации, инкрустации и др. Ее также используют для отделки швейных изделий, в аранжировке цветов.

Многие мастера и сегодня, чтобы иметь сырье хорошего качества, отводят небольшие грядки под злаковые культуры и сами выращивают их без применения минеральных удобрений, делающих соломины более хрупкими и ломкими.

4. Закрепление пройденного материала:

На предыдущем уроке вы закончили свою индивидуальную работу.

Давайте вспомним основные операции: работа с эскизом, разбитие эскиза на детали (нумерация деталей). Направление соломы в деталях (с учётом светопреломления). Сборка простых деталей в сложные.

5. Практическая часть

Сегодня мы будем выполнять коллективную работу, то есть по окончанию урока у нас будет одно изделие. Для начала разберём эскиз.

Информация о работе Организация творческой деятельности учащихся на занятиях технологии в основной школе