Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа
Цель работы – определить влияние уроков технологии на развитие творческих способностей школьников.
Объект – творческое развитие школьников.
Предмет – трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Введение.____________________________________________________3-4
1.Понятие творчества.___________________________________________5-6_
2. Организация творческой деятельности на занятиях технологии_______
2.1 Методы и приемы организации творческой деятельности___________6-9
2.2 Уровни творческой подготовленности учащихся_________________9-11
2.3. Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологи 11-19
3.Разработки уроков
3.1.Урок в 7 классе_____________________________________________19-22
3.2. Урок в 8 классе_____________________________________________22-27
Заключение__________________________________________________28
Список использованной литературы_______________________________29
Приложение А______________________
Защиту проекта можно предложить провести в виде обзорного выступления, а также выставки работ учащихся.
На таких уроках решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.
Работа по развитию творческих способностей учащихся – это не только одно из благороднейших дел учителя технологии, но и важнейшее средство профориентации их на труд в сфере материального производства. Современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самовыражению и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, в его самопознании и саморазвитии. Всесторонние и глубокие знания, умения и навыки, формируемые у учащихся в школьный период в процессе трудового обучения, оставляют неизгладимый след в жизни каждого воспитанника, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю, стремление к преодолению трудностей и творческую направленность любой трудовой деятельности.
Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и создавать интересные образы и изделия
Занятия этих видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать.
Раздел 3. Разработки уроков.
3.1. Урок в 7 классе
Тема : Украшения из бисера (2ч)
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить детей с возникновением стеклоделия, бисера. Классификацией бисера. Научить плести цветы: остролепестковый, пятилепестковый.
2.Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, эстетический вкус.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5 мин)
II. СООЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (5 мин)
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел "Украшения из бисера". Я вас познакомлю с возникновением бисера его классификацией. Затем начнем познавать один из промыслов декоративно-прикладного искусства "Бисероплетение."
Ш.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 - 20 мин)
Вводная беседа.
Легенда гласит: Финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а содой. На утро они в золе нашли слитки прозрачные и очень твердые. Это было стекло.
Центрами стеклоделия стали Древний Египет и Сирия, оттуда это искусство перешло в Римскую империю, после развала, которой его унаследовала Византия, а затем Венеция. Стеклоделы были там почетаемым и привилегированным классом, но могли очень просто умереть за разглашение секретов своего мастерства.
Бисер делали так: выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, разрезали на кусочки. Для придания округлой формы кусочки помещали б цилиндр с раскаленным песком и быстро крутили. Стекло и бисер Венеции приносили большие доходы.
В конце ХШ века, стеклоделие появилось в Германии и Богемии. Богемский бисер отличался от Венецианского, потому что стекло для него приготавливали с древесной золой. Такое стекло более тугоплавкое и твердое, обрабатывать его труднее, зато можно применять шлифовку и огранку.
В 19 веке были изобретены машины для изготовления бисера, бисер стал дешевле, но грубее.
В IX веке в Киеве были маленькие мастерские, в 12 веке появились цветные стеклянные бусы. В ХVII веке были построены первые стеклянные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера.
Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были "золотым веком" бисера в России. Чего только из бисера не делали: церковные украшения, кошельки чехлы для шкатулок, бисером вышивали платья и даже картины.
Бисероплетение, чем мы сегодня с ваш и займемся, относится к декоративно-прикладному искусству.
Декоративно-прикладным искусством, как мы знаем, это творческие работы народных умельцев, имеющие свои традиции, законы и характер. Эти работы в первую очередь несут в себе культуру того народа где процветает тот или иной промысел.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы. Каждая группа будет плести один из цветов. Каждый цветок имеет 5-6 лепестков, стебель, 2-3 листа.
Для работы кроме разноцветного бисера нам понадобятся следующие материалы и инструменты: тонкая медная проволочка, зеленые нитки, клей ПВА и ножницы. Проволоку нарежем по 10-20 см (в зависимости от величины лепестков).
I ГРУППА: Будет изготовлять цветок с острыми лепестками. Лепестки и листья выполняется по схеме. Цветок можно украсить тычинками.
II ГРУППА: Будет изготовлять пятилепестковый цветок. Лепестки и листья выполняется по схеме.
III ГГУППА: Рябиновую веточку. Собирается гроздь рябины, затем веточка с листьями.
ВСЕ ГРУППЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ ОДНИМ ПРИЕМОМ ПЛЕТЕНИЯ.
(Данный материал – написан на плакате и вывешивается на доску.
Схемы плетения имеются у каждой группы в виде раздаточного материала).
1) на проволоку наденем одну бусинку и закрепим ее на середине проволоки петлей:
2) в следующем ряду на проволоку наденем 2 бусинки (пропускаем сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны);
3) в третьем ряду – З бусинки;
4) затем делаем ряд опять из двух бусинок и закончим лепесток одной бусинкой; концы проволоки аккуратно закрутим вместе.
СБОРКА ЦВЕТКА:
Тычинки вкладываются между лепестками. Проволока, отходящая от лепестков скручивается, образуя стебель. К стеблю прикрепляем листья. Проволочный стебель понемногу намазываем клеем ПВА и очень плотными витками обматываем зеленой ниткой.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (45 – 50 мин)
I ГРУППА:
Изготовление цветка с острыми лепестками. Каждый лепесток выполняется отдельно по схеме.
II ГРУППА:
Будет изготавливать пятилепестковый цветок. Лепестки и листья выполняется по схеме.
III ГРУППА:
Плетут рябиновую веточку. Собирается гроздь рябины, затем веточка с листьями. Гроздь выполняется аналогично тычинкам.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 мин)
ПРИМЕНЕНИЕ СДЕЛАННЫХ ИЗДЕЛИЙ
1) Эти цветы можно собрать в букет, сделать общий стебель, сзади прикрепить маленькую булавочку, и получится не плохая брошь.
2) Можно взять маленькую корзиночку, наполнить её опилками и сделать композицию из наших цветов. Получается великолепный сувенир.
Проявите совсем немного смекалки и фантазии, и у вас появится много вариантов, например: декоративное панно, заколка для волос и т.д.
VI. Выставление оценок (5 мин)
Уборка рабочих мест.
3.2. Урок в 8 классе
Тема: Изготовление аппликации из соломы.
Цель: закрепление полученных навыков и умений по изготовлению аппликации из соломы используя групповой и коллективный метод работы;
Задачи:
- учить наблюдать и уметь отображать реальность и красоту природы;
- развивать сенсомоторику - согласование в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, стремление к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, а также внимание, мышление, чувства, характер, волю;
- способствовать сближению детей с родной природой, формированию художественного вкуса, гармонично развитой личности;
- воспитывать чуткое, бережное, заботливое отношения отношение к природе, уважение к традициям своего народа,
Оборудование: солома, клей, ножницы, салфетка, белая писчая бумага, бархатная бумага, подкладной лист, опорные схемы (основные этапы изготовления из соломы, обработка соломы), изделия декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Вводная беседа.
а) Природа - воспитатель человека.
б) Из истории возникновения аппликации.
в) Солома – природный материал.
Природа - воспитатель человека.
Природа, пожалуй, один из самых древних воспитателей человека. Задолго до возникновения школы и педагогики в целом она формировала в людях наблюдательность, волю, развивала их эмоциональный мир.
Велико влияние природы и изделий их природного материала на человека.
Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке.
Природа величественна и прекрасна и без человека!
Но если к ней прикасаются руки любознательных, неравнодушных, трудолюбивых и творческих людей, то она становится еще прекрасней.
«Аппликация из соломки» - это один из ярких примеров, который, подтверждает вышесказанное.
Из истории возникновения аппликации.
Аппликация - один из видов декоративно- прикладного искусства. Материалом для которой может служить бумага, ткань, природный материал.
Этот вид деятельности основан на наложении и закреплении деталей на другом материале, принятом за фон.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви и т.д. возникновение этого вида декоративно-прикладного искусства относят к древнейшим временам. Связывают с появлением простого стежка и необходимостью чинить вещи, предметы быта. Выражение «наложить заплатку» существует очень давно. Постепенно люди стали усовершенствовать этот вид деятельности. Заплатку стали вырезать в виде геометрических фигур, фруктов, цветов и т.д.
Аппликация широко распространена у восточных народов - Китая, Японии. В России этот вид искусства занимает не последнее место. Например, народы севера используют аппликацию из кожи и меха для оформления национальных ковров.
Солома – природный материал.
Еще в глубокой древности для получения продуктов питания люди возделывали зерновые культуры, а их стебли (солому) использовали и для хозяйственных нужд, и в обрядовой деятельности. Соломенная кровля, правильно и умело уложенная, могла прослужить не один десяток лет. Шляпы, половики, корзины и другая хозяйственная утварь, детские игрушки, выполненные из соломы, также широко применялись крестьянами.
Вместе с тем все земледельческие народы наделяли стебли злаков особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух хлебного божества, сила плодородия. Крестьяне считали, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, оказываю благотворное влияние на здоровье, благополучие и достаток в доме. Многие народные праздники проходили с использованием обрядовых предметов, сделанных из соломы. Повсеместно существовал обычай во время жатвы украшать первый и последний снопы, убранные с поля, сплетать из колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. У некоторых народов, например у поляков и венгров, жатвенные венки были сложной формы, напоминающей колокол и корону. Изготавливали также большие, разнообразно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.
Для изготовления декоративно-прикладных изделий солому научились специально обрабатывать. Полученная после обработки соломка всегда ценилась народными мастерами за свою красоту, удивительный блеск и переливчатость, богатое разнообразие оттенков. Ее золотистый цвет сродни свету теплых солнечных лучей. Декоративные качества соломки позволяют выполнять различные предметы в технике плетения, аппликации, инкрустации и др. Ее также используют для отделки швейных изделий, в аранжировке цветов.
Многие мастера и сегодня, чтобы иметь сырье хорошего качества, отводят небольшие грядки под злаковые культуры и сами выращивают их без применения минеральных удобрений, делающих соломины более хрупкими и ломкими.
4. Закрепление пройденного материала:
На предыдущем уроке вы закончили свою индивидуальную работу.
Давайте вспомним основные операции: работа с эскизом, разбитие эскиза на детали (нумерация деталей). Направление соломы в деталях (с учётом светопреломления). Сборка простых деталей в сложные.
5. Практическая часть
Сегодня мы будем выполнять коллективную работу, то есть по окончанию урока у нас будет одно изделие. Для начала разберём эскиз.