Организация творческой деятельности учащихся на занятиях технологии в основной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить влияние уроков технологии на развитие творческих способностей школьников.
Объект – творческое развитие школьников.
Предмет – трудовое обучение как средство развития творческих способностей.

Оглавление

Введение.____________________________________________________3-4
1.Понятие творчества.___________________________________________5-6_
2. Организация творческой деятельности на занятиях технологии_______
2.1 Методы и приемы организации творческой деятельности___________6-9
2.2 Уровни творческой подготовленности учащихся_________________9-11
2.3. Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологи 11-19
3.Разработки уроков
3.1.Урок в 7 классе_____________________________________________19-22
3.2. Урок в 8 классе_____________________________________________22-27
Заключение__________________________________________________28
Список использованной литературы_______________________________29
Приложение А______________________

Файлы: 1 файл

курсовая КГБ.doc

— 599.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра профессионального обучения технологии и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Теория и методика обучения технологии и предпринимательству

Тема: «Организация творческой деятельности учащихся на занятиях технологии в основной школе »

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ПЗ-5918В(с)                   Какимова Г.Б.

 

Специальность-050502 «технология и предпринимательство»

 

Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент     Уколова А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.____________________________________________________3-4

1.Понятие творчества.___________________________________________5-6_

2. Организация творческой деятельности на занятиях технологии_______

2.1 Методы и приемы организации творческой деятельности___________6-9

2.2 Уровни творческой подготовленности учащихся_________________9-11

2.3. Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологи 11-19

3.Разработки уроков 

3.1.Урок в 7 классе_____________________________________________19-22

3.2. Урок в 8 классе_____________________________________________22-27
  Заключение__________________________________________________28

Список использованной литературы_______________________________29

Приложение А_________________________________________________30-31

Приложение Б  ________________________________________________32-33

Приложение В _________________________________________________34

Приложение Г __________________________________________________35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует творческому развитию учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности.

Проблема творчества традиционно поднимается в философии, психологии, педагогике. Исследование проблемы творчества в философии и психологии велось то с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля» (Н.А. Бердяев, Н.О. Лаосский, Я.А. Пономарев и др.), то сводилось только к сознательному, к активности личности, к получению нового результата (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова, С.Л. Рубинштейн и др.), что не позволяло выработать критерий сочетания в творчестве логического и образного, сознательного и бессознательного.

В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Появление новых технологий усиливает актуальность нашего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческий потенциал учащихся в учебном процессе.

Цель работы – определить влияние уроков технологии на развитие творческих способностей школьников.

Объект – творческое развитие школьников.

Предмет – трудовое обучение как средство развития творческих способностей.

Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ творческого развития учащихся по предмету «Технология».

2. Анализ условий творческого развития учащихся в процессе изучения предмета «Технология».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Понятие творчества

              В литературе можно встретить различные определения  понятия творчества.

              Так, например, творчество, по мнению американского ученого П.Хилла, "...можно определить как успешный полет мысли за пределы неизвестного.  Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее".

              Советский философ А.Матейко считает,  что сущность  творческого процесса  заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций .  В  трактовке Я.А.Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию" .

              Английский исследователь М.Генле считает творческим такое решение, когда  его  новизна  обусловлена  отражением  некоего аспекта гармонии в природе .

                            Творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Существуют различные  виды  творчества:  научное,  техническое, художественное и др.  Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

1.              Приобщить учащихся к творческой работе;

2.              Прививать интерес к творчеству, поиску;

3.              Развивать навыки созидания, самореализации

Раздел 2. Организация творческой деятельности на занятиях технологии

2.1 Методы и приемы организации творческой деятельности

Чтобы стимулировать творческую активность, и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы:

1.           Прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;

2.           Метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Автор мозгового штурма А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций. Суть данного метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской и рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла.

3. В середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений – синектика. Этот метод актуален и на сегодняшний день. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнообразных элементов». Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Данный метод помогает учащимся путем сравнения с аналогичным предметом из другой области знаний получить необычные решения.

4.Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

5. Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении   истории костюма, стиля в одежде.

6.Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

7.Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической  форме ( эскиз проекта или его словесное описание).

8. Метод придумывания.              Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.

9. Метод вживания.              Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени , изучить манеры поведения.

10. Метод ученического планирования.              Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

11. Метод самоорганизации обучения.              Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов ( практическая работа).

12. Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов.

13. Метод рецензии.              Рецензия может быть на любой творческий   проект  по каждому блоку программы.

14. Метод проектов.

Ведущее значение  имеет метод  проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно–трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных  с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта  труда).

              Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология». Метод проектов – это комплексный процесс формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

  Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.

2.2. Уровни творческой подготовленности учащихся

Для этого удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс.

Информация о работе Организация творческой деятельности учащихся на занятиях технологии в основной школе