Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа
Цель работы – определить влияние уроков технологии на развитие творческих способностей школьников.
Объект – творческое развитие школьников.
Предмет – трудовое обучение как средство развития творческих способностей.
Введение.____________________________________________________3-4
1.Понятие творчества.___________________________________________5-6_
2. Организация творческой деятельности на занятиях технологии_______
2.1 Методы и приемы организации творческой деятельности___________6-9
2.2 Уровни творческой подготовленности учащихся_________________9-11
2.3. Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологи 11-19
3.Разработки уроков
3.1.Урок в 7 классе_____________________________________________19-22
3.2. Урок в 8 классе_____________________________________________22-27
Заключение__________________________________________________28
Список использованной литературы_______________________________29
Приложение А______________________
Материалы и оборудование
Солома как вид материала, не сложна, а интересна в обработке и стимулирует творческую активность ребенка, позволяют овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).
Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Солома яркого золотого цвета, поэтому для фона берётся основа которая не будет сливаться с элементами аппликации.
Для работы необходимы ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами надо учить соблюдать правила безопасности: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.
Кисти для намазывания деталей должны быть из искусственных волокон, номер в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.
Наклеивают детали клеем ПВА.
Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клей не пачкал детали аппликации и не оставлял нежелательных пятен.
Обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.
(Работа с эскизом)
- Что видим на рисунке? (Композицию из цветов и листьев)
- Цветы простой или сложной формы? (Сложной, состоят из нескольких деталей)
- Лепестки цветов простой или сложной формы? (Простой, состоят из одной детали)
- Листья цветов простой или сложной формы? (Верхние - простой, состоят из одной детали. Нижние – сложной, состоят из 2 деталей)
Для практической части занятия предусмотрена групповая работа(4 группы).
1,2,3 группы - изготавливают цветы
4 группа – листья
Работу выполняем по плану:
а) Работа с эскизом.
б) Разбитие эскиза на детали (нумерация деталей)
в) Направление соломы в деталях (с учётом светопреломления)
г) Изготовление деталей.
д) Сборка простых деталей в сложные.
е) Сборка эскиза, приклеивание на основу.
6. Заключительная часть
а) подведение итогов;
б) поощрение учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять деятельность педагога на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.
Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, чтобы она оставалась «толчком к работе».
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: изд. центр «Академия», 2002. – 480с.
2. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. – М.: «Педагогика», 1987. – С. 101-140.
3. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. – М.: «Астрель», 2005.
4. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвещение, 1988
5. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.
6. Дерябин А.В. Кроссворды в трудовом обучении // Школа и производство. – 1997. - № 3.
7. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС
8. Крутецкий В.А. Психология - М. 1980 год.
9. Алексеев В.Е. «Организация технического творчества учащихся» М.
1984 год.
10. Немов Р. С. Психология - М. 1990 год.
11. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.
12. . Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №3 2004г.
13. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №2 2005г.
14. Чекмарёв. Уроки творчества., М., 1982.
15. Бабанский Ю. К. , Победоносцев Г. А. Комплексный подход к
воспитанию школьников. М. Педагогика.
16.Бадаева Г. В. Труд и творчество. М. , 1966.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
ВИКТОРИНЫ
Викторина 1
1. Что служит для утепления пальто и курток?
2. Трикотажное полотно с начесом.
3. Что используется для проклеивания деталей?
4. Как называется легкая хлопчатобумажная ткань?
5. Какая ткань используется для растра?
6. Из чего вяжут варежки?
7. Как называется тонкая суровая хлопчатобумажная
ткань?
Викторина 2
1. Ткань с глянцевой лицевой поверхностью.
2. Мягкая ворсовая ткань из шерстяного или хлопчатобумажного волокна.
3. Ворсовая ткань с мягкой, пушистой лицевой поверхностью.
4. Полупрозрачная хлопчатобумажная, льняная или
шелковая ткань полотняного переплетения из очень туго
скрученных нитей.
5. Грубосуконная шерстяная ткань с густым стоячим
ворсом.
6. Легкая капроновая прорезиненная ткань.
7. Полотняная хлопчатобумажная ткань.
8. Синтетическая, шелковистая, эластичная прочная
ткань.
9. Ткань из шелка или плотно скрученного хлопка, легкая и полупрозрачная.
10. Вытканный вручную ковер-картина.
11. Грубая редкая ткань.
Викторина 3
Вышивание
1. Заправка ткани в пяльцы.
2. Лист бумаги, используемый для перевода изображения.
3. Обозначение принадлежности данного предмета определенному лицу.
4. Лучшие нитки для вышивания.
5. Плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц.
6. Перевод изображения на бумагу.
7. Прибор для копирования рисунка с изменением его размера.
8. Украшение изделия начальными буквами имени и фамилии.
9. Геометрическое чередование элементов и групп элементов.
10. Мулине в 6 сложений.
11. Приспособление, предохраняющее ткань при вышивании
от деформации.
12. Повторение группы элементов геометрических или растительных.
13. В 1824 году в Германии был изобретен станок для производства этого приспособления любого вида и размера.
14. Какие из предложенных наименований используются в современной вышивке: а) пряжа; б) мулине;
в) хлопчатобумажные ткани; г) бумажный и шелковый гарус;
д) лилия; е) ирис; ж) узкая тесьма?
15. Вязь из начальных букв имени и фамилии.
16. Могут быть круглые или прямоугольные, деревянные и железные.
Приложение Б
Кроссворды
Приложение В
ЗАГАДКИ
1. Голубой глазок, золотой стебелек,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.
2. В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает.
АНАГРАММЫ
Етнхлогояи, оволнко, лхпоко, рпжяа, рпдянееи, ктнаь, ёлн, туко, соонав, тоедкла, ктчасевто.
МЕТАГРАММЫ
1. С буквы В — можно ткань получить,
С буквы Т — тесто замесить.
2. С буквой С — по ткани вдоль кромки идет,
С буквой Б — кто-то на празднике в ней щегольнет.
3. С буквы У — основу переплетает.
С буквы С — вода по нему стекает.
4. С буквой Ж — результат прядения.
С буквой X — автор этого «творения».
Приложение Г
ТЕСТЫ
К терминам подберите содержание работы.
Тема. «Выполнение ручных работ».
1. Сметать. 2. Наметать. 3. Заметать. 4. Пришить.
Усл. обозн. | Содержание работы |
А | Временно закрепить подогнутые края детали, складки. |
Б | Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. |
В | Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками. |
Г | Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. |