Организация туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них, рабочие, носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, или сущностные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но инородных явлений

Файлы: 1 файл

1.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

1 Теоретические аспекты организации туристских    маршрутов: понятие и виды

 

1.1 Виды туризма: понятие, классификация

 

Имея длительную историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Как сложное социально-экономическое явление он недостаточно изучен и трудно поддается количественной оценке. 

Существующие дефиниции  туризма могут быть объединены в  две группы. Одни из них, рабочие, носят  узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, или сущностные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но инородных явлений [1].

В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы. Необходимость его дефиниции возникла в первой половине XX в. и была обусловлена повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц.

С развитием  научного знания о туризме последний  предстает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.

 В научной  литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Но, несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы»[2].

Туризм представляет собой  сложное образование. Как нечто  целое он предстает, прежде всего, в  отношениях с окружающими макросредами: политической, экономической, социальной, технологической и экологической. Внешний мир активно воздействует на туризм, в одних случаях открывая перед ним широкие возможности, в других - грозя новыми опасностями. В целях устойчивого развития он вынужден приспосабливаться к изменениям, но внешнем окружении.

Существует очень много  классификаций туризма. Они различны самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр. Главным является и я деление туризма на международный и внутренний.

Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с  туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. В международном туризме выделяют две его формы - въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором - о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.

Внутренний туризм представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями.

Внутренний, въездной и выездной туризм могут по-разному сочетаться, образуя, кроме международного, национальный туризм и туризм в пределах страны [3].

Другая классификация  туризма основывается на целях путешествия. Она носит дискуссионный характер. Исследователи расходятся во мнении об отраслевой структуре туризма. Большинство авторов единодушны в главном и различают путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм - с другой, которым соответствуют разные модели поведения посетителей.

Путешествия с  целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристского  обмена. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки и т.д.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. В специальной литературе деловой туризм часто подразделяется на собственно бизнес - поездки, конгрессно - выставочный и инсентив - туризм. Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе.

В литературе существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся  к туристскому путешествию и  позволяют описать его, исходя из организации, комплекса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поездки. Другие характеризуют туриста с демографической и социально-экономической точек зрения.

Организованный  и неорганизованный туризм. Туристы  удовлетворяют свои потребности  по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые Обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием (купив, например, курсовку только на питание).

 В отличие  от организованных неорганизованные  туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма - поездки путем автостопа с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный отдых получил широкое распространение.

Индивидуальный  и групповой туризм. В зависимости  от числа туристов, одновременно и  совместно совершающих путешествие  по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более).

 Групповые  путешествия, как правило, организуются  на основе общности интересов  их участников. Это могут быть  туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.

Массовый и  элитарный туризм. Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие "массовый туризм". Оно отражает процесс демократизации и расширения туристского движения. В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру.

Классификация туризма имеет большое научное  и практическое значение. Она позволяет  упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной [4].

 

1.2 Виды туристских маршрутов

 

Туристский  маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение  исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.

Маршрут может разрабатываться туристической компанией или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например, транспортными.

При разработке маршрута используется самый многообразный материал: справочники, путеводители и другая краевeдчeскaя литература, картографический материал. Походы подразделяются по видам туризма, по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности. Обзорные схемы путеводителей – использованы для общей проработки. Для бoлee точного построения маршрутной нитки пользовалась специальными туристскими сxeмaми, атласами автомобильных дорог, картами области. Туристский поход – это странствие по мaршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения. Вид маршрута используется при формировании туров. Поход или туристская поездка – туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов (если поход многодневный) при организованных aктивныx способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту. Длительная экскурсия также oтнoсится к категории походов. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и тому подобное.

По содержанию программ обслуживания можно выделить следующие типы маршрутов:

- тематические (экскурсионные) — маршруты с преобладанием в программе экскурсионного обслуживания и занятий тематико-по-знавательной направленности;

- походные (с активными способами передвижения) — маршруты с обязательным участием туристов в многодневных туристских походах с различными способами передвижения, составляющих не менее 25 процентов от продолжительности тура;

- физкультурно-оздоровительные — маршруты с преобладанием спортивных и оздоровительных мероприятий и занятий (походы в прогулки, катания на горных лыжах, виндсерфинг, спортивные игры, теннис и другие);

- комбинированные — маршруты, сочетающие в программе обслуживания элементы тематических (экскурсионных), походных в физкультурно-оздоровительных маршрутов [5].

В зависимости  от способов передвижения туристские маршруты делятся на виды.

Если туристы  живут непосредственно в транспортных средствах передвижения (поезд, теплоход), такие туристские маршруты считаются специализированными,

Понятие класс  туристского маршрута вводится для  улучшения информационного обеспечения  туристов. Принадлежность к классу указывается в информационном листке туристского маршрута.

Классы туристских маршрутов устанавливаются в  зависимости от:

-    разряда средств размещения (гостиниц, туристских баз и кемпингов) и категорий номеров — В (высший), I, II, III, IV;

- группы но уровню туристской работы, к которой относится туристское предприятие—I, II, III.

Туристские  маршруты также подразделяются по времени  функционирования — на круглогодичные, сезонные (летние, зимние) и межсезонные  — и по построению трассы — на линейные, кольцевые и радиальные.

Линейные —  это маршруты, действие которых начинается в одном туристском учреждении (городе) и заканчивается в другом, с обязательными переездами организованно, всей группой через промежуточные пункты.

Кольцевые —  это маршруты, которые начинаются и заканчиваются в одном и том же туристском учреждении (например, автобусный маршрут «Золотое кольцо»).

Радиальные  — это когда туристы весь срок, указанный в путевке, отдыхают на одном месте.

По  способам передвижения на маршруте:

- автобусные;

- теплоходные (морские, речные);

- авиационные;

- железнодорожные;

- комбинированные.

По  содержанию маршруты бывают:

- отдых на природе;

- отдых на морском побережье;

- отдых в горах;

- охота и рыбная ловля и т.д

Спортивные  походы проводятся в пашей стране в соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов. Эти Правила разработаны с учетом многолетних ошибок самих туристов [6].

 

1.3 Организационные  аспекты разработки и организации  туристских маршрутов  

 

Разработка  конкретного туристского маршрута — сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка  маршрута включает в себя следующие основные этапы:

- исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;

-маркетинг рынка на туристские услуги по данной 
трассе маршрута;

- определение типа маршрута;

- построение эскизной модели маршрута;

- привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

- разработка схемы безопасности на маршруте;

-разработка паспорта маршрута;

- согласование паспорта с соответствующими службами;

- пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

- утверждение паспорта маршрута [3].

Разработка маршрута ведется согласно «Регламенту по спортивному туризму. Туристско-спортивные мероприятия (ТМС), связанные с прохождением туристских маршрутов»(2008г.) Настоящий Регламент определяет принципы построения, технологию организации и порядок проведения туристско-спортивных мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов.

Туристско-спортивное мероприятие  проводятся на следующих видах маршрутов:

- маршрут пешеходный (1 – 6) категория);

- маршрут лыжный (1 – 6) категория);

- маршрут горный (1 – 6) категория);

- маршрут водный (1 – 6) категория);

- маршрут на средствах  передвижения (1 – 6) категория) –  включает вело-, авто-мото, конные  маршруты;

- маршрут спелео (1 – 6) категория);

- маршрут парусный (1 –  6) категория);

- маршрут комбинированный  (1 – 6) категория).

Туристские  маршруты, имеющие техническую сложность, протяженность меньше, чем установленную  для маршрутов 1 к.с., относятся к некатегорийным (н/к). Некатегорийные маршруты, у которых техническая трудность всех локальных и протяженных препятствий не выше, чем у аналогичных маршрутов, классифицируемых 1 к.с., относятся к маршрутам 1, 2 или 3 степени сложности (ст. с.) в порядке возрастания сложности маршрута.

Однодневные и двухдневные  маршруты относятся к маршрутам (походам) выходного дня (ПВД). Однодневные  маршруты без ночлега относятся  к экскурсиям.

При разработке маршрута должен соблюдаться принцип соответствия категории сложности маршрута и категории трудности его локальных и протяженных препятствий туристскому опыту и подготовке руководителя и участников ТСМ.

Информация о работе Организация туристской деятельности