Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них, рабочие, носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, или сущностные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но инородных явлений
Общие требования к возрасту, туристскому опыту участников и руководителя, минимальному составу туристской группы и к количеству средств передвижения приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к участникам и руководителям туристских групп при прохождении категорированных туристских маршрутов
Категория сложности маршрута |
Минимально необходимый опыт участия и руководства на маршрутах данного вида, (к.с.) |
Минимальный возраст, лет |
Минимальный состав группы |
Минимальное количество средств передвижения | ||||||
Участник |
Руководитель |
Участник (опреде- ляется по году рожд.) |
Руководи- тель (определя- ется по дате рожд.) |
Кроме авто, мото и вело маршрутов |
Для авто, мото и вело маршрутов |
в авто и мото маршрутах |
водные | |||
Участие |
Руковод- ство |
мотоциклов |
автомо-билей | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
н/к и ст.с. |
- |
- |
1 (3-х дн.) |
7 |
18 |
4 . 3.2.4.) |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 ст.с.
|
н/к |
11* |
18 |
4
|
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
13* |
18 |
4 . 3.2.4.) |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
15* |
18 |
4 |
2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
16* |
19 |
4 |
4 . 3.2.8.) |
2 |
2 |
2 . 3.2.7.)
|
5 |
4(5) |
5 |
4 (5) |
17* |
19 |
6 |
4 |
3 |
2 |
2
|
6 |
5 (6) |
5 (6) |
2х5; (6) |
18 |
20 |
6
|
4 |
- |
- |
2 |
Из анализа таблицы следует, что для некатегорийных маршрутов с категорированными локальными препядствиями (ЛП), протяженными препядствиями (ПП) и для категорийных маршрутов до 5 к.с., включаюших категорированные ЛП и ПП более высоких категорий трудности, минимальное количество участников и количество средств передвижения определяется аналогично маршрутам, для которых данные ЛП (ПП) являются определяющими.
Минимальный состав группы на маршрутах 5 – 6 к.с. любого вида туризма:
- 4 человека( в
водном маршруте должно быть
не менее двух судов), если все
участники и руководитель
- 5 человек, если
не более чем один участник
имеет опыт участия в маршруте
того же вида туризма на
одну категорию ниже
- 6 человек – во всех остальных случаях в соответствии с таблицей 1.
Время на подъезды к маршруту и на обратную дорогу, а также транспортные расходы не должны превышать 20—30% затрат времени и средств на весь поход.
Маршрут вычерчивается
на карте, выявляются все возможные
участки с естественными
Изучение района путешествия обычно происходит одновременно с разработкой маршрута.
Туристы должны подробно ознакомиться с географическими, экономическими и прочими особенностями района путешествия, используя научную и художественную литературу, географические описания и справочники, метеорологические наблюдения, лоции рек и озер, отчеты туристских групп, побывавших в этом районе.
Участники будущего
путешествия должны заранее получить
представление о рельефе
Подробное предварительное изучение района похода не только позволит больше увидеть и узнать, но и повысит безопасность самого путешествия [6].
Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. График движения по маршруту или, как его часто называют календарный план-график - это график движения по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий. График движения основан на разработанном маршруте (соответствует дневным переходам). Он определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество дневных переходов и даты ночевок в намеченных пунктах; даты и пункты организации дневок и полудневок на маршруте. Походный план-график определяет сроки посещения и время осмотра рекреационных объектов; проведения экскурсий и рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.) План-график движения по маршруту является непременным атрибутом походной документации: содержится в маршрутном листе похода выходного дня, маршрутной книжке многодневного похода [7].
Разработка туристического маршрута – сложное занятие, основным элементом которого является обеспечение на маршруте прохождения безопасности туристов, удовлетворение их потребностей в рекреации и приятном времяпрепровождении.
2 Анализ
осуществления межрегиональных
туристских маршрутов в
2.1 Рассмотрение
туристских маршрутов
Каждая административная единица (область, республика, край) Приволжского федерального округа (ПФО) имеет достаточно высокий потенциал для развития всевозможных видов туризма и разработки туристских маршрутов.
В состав округа входят 14 субъектов федерации, непосредственно расположенных на реке Волге, либо тесно связанных с ней исторически и экономически: Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика.
В каждом субъекте существуют программы по развитию туризма и уже разработанные туристские маршруты. Рассмотрим некоторые из них.
Башкирия – край высоких суровых гор, покрытых глухими лесами, быстрых порожистых рек, бескрайних полей, лугов, степей. Туристы, и пешеходы, и водники, всегда найдут здесь возможность совершить увлекательное путешествие. Путешествие в горах – одно из самых увлекательных. Чудесные виды, открывающиеся с перевалов и вершин, богатство природы, быстро изменяющаяся обстановка, чистый воздух – все это привлекает в горы туристов. Ниже рассматриваются несколько пешеходных и лыжных маршрутов по горнотаежной части Башкирии.
«От Башкирского Зауралья к Иремелю» - маршрут пешеходный и лыжный. Начальный пункт – г. Учалы, конечный – пос. Тирлянский. Протяженность маршрута – около 125 км. Категория сложности – I. Цифры в скобках – приблизительное расстояние от Учал. Маршрут начинается в городе Учалы, связанном железной дорогой с Миассом (на линии Уфа – Челябинск). Учалы – молодой город с населением около 19 000 человек.
Таким образом, туристы, идущие из Учал на запад, знакомятся сперва с лесостепью, а потом с горнолесной зоной Башкирии, поднимаются на вторую по высоте гору республики – Иремёль и оканчивают поход в поселке Тирлянский, связанном железной дорогой с Белорецком.
Маршрут начинается от железнодорожной станции Учалы (город расположен в 2 км южнее) и идет к северу вдоль западного берега озера Ургун, находящегося в 4 – 5 км от станции. На южном берегу озера можно остановиться на ночлег [8].
На следующий день продолжается путь к северу по дороге к деревне Рысаево (около 25 км от Учал), которая раскинулась на левом берегу реки Урал. Здесь туристы переходят через реку и направляются к Кирябинскому (около 40 км) – довольно крупному селу, имеющему магазины, почтовое отделение, медпункт и связанному с Учалами автобусным сообщением. Как уже сказано, на этом отрезке пути происходит смена лесостепного ландшафта на горно-лесной. После Кирябинского туристы пересекают невысокий тут горный хребет Уралтау и подходят к деревне Новохусаиново (около 55 км), притаившейся среди восточных склонов хребта Аваляк. От Новохусаиново – по азимуту 243° – к Иремелю (67 км). От деревни хорошо виден Малый Иремель (Большой не виден). Подъем на Большой и Малый Иремель нелегок. Следует проверять надежность камней осыпи, чтобы избежать обвалов. По этой же причине нельзя подниматься гуськом. С вершины Кабана открывается прекрасная панорама хребтов Южного Урала. Горы Нургуш (на севере), Уреньга (на северо-востоке), Бакты (на западе), а за ним в голубой дымке проглядывается Ямантау. С вершины Кабана к югу видны домики Николаевки. Но двигаться к этому поселку лучше не прямо, а на юго-запад от Иремеля, к дороге, идущей от Николаевки и огибающей Иремель с запада. Скоро туристы попадают на ясно различимую дорогу к Николаевке (около 100 км). В поселке имеются почта, медпункт, магазины. От Николаевки идет довольно хорошая дорога к Тирлянскому (около 125 км) [9].
Нижегородская область край с богатым природным наследием. В данном субъекте существуют водные, пешеходные, конные и спелеологические маршруты.
«На байдарках по Ветлуге» - водный маршрут. Протяженность маршрута 257 км. Продолжительность сплава на байдарках 10-12 дней.
До Шарьи можно добраться поездом или автобусом. От Шарьи надо проехать в поселок Ветлужский. Это недалеко. И уже отсюда можно начинать сплав. Через 95 км пути вы достигаете города Ветлуги. Вам обязательно нужно сделать здесь дневку. Походите по городу. Он сохранил в себе облик уездного городка прошлого века. Посетите музей. Вас познакомят здесь со всем, что интересует. В музее много уникальных экспонентов, собранных местными краеведами. Отправляясь в путь дальше, будьте внимательны. Река начинает петлять. Поэтому держитесь оси русла. Опасаться сейчас скоростных судов, которые до недавнего времени уходили по Ветлуге, нечего. Летом река стала несудоходной.
Республика Марий Эл имеет больший гидрологические ресурсы. Река Ветлуга - одна из наиболее красивых рек Русской равнины. Почти на всем протяжении реки Ветлуги вдоль высокого и крутого правого берега тянутся преимущественно хвойные леса. Данная река имеет в некоторых местах крутые пороги, что позволяет проводить на ней сплавы на байдарках. Верховья реки Ветлуги, особенно весной, требуют для прохождения определенного опыта, среднее и нижнее течение реки Ветлуги доступно новичкам и туристам с детьми [10].
Протяженность отрезков маршрута по реке Ветлуге: Кунеево - Малое Раменье - 114 км, Малое Раменье - Шарья - 146 км, Шарья - Ветлужский - 296 км, Ветлужский - Козьмодемьянск - 226 км.
Начинать
путешествие по верховьям реки
Ветлуги лучше от деревни
В начале
маршрута река Ветлуга
Путешествие по реке Ветлуге заканчивается в городе Козьмодемьянске, до которого надо пройти еще 5 км по Волге. Если путешествие совершается на плоту, то последний нужно сдать лесникам [11].
2.2 Проблемы
и недостатки организации
Ряд факторов сдерживает развитие туризма в субъектах Приволжского федерального округа. К ним относят:
- недостаток информации о туристских маршрутах у потенциальных туристов;
- недостаточно развитую туристскую инфраструктуру;
- низкое качество обслуживания туристов;
- неясность в предложении турпродукта;
- направленность
большей частью на
- отсутствие взаимодействия чиновников и туристских агентств;
- непрофессионализм
в разработке туристских
- отсутствие специализированных сайтов для продвижения турпродукта.
Необходима консолидация предприятий, организаций и учреждений, занятых обслуживанием туристов, расширение спектра регионального турпродукта, организация акций и мероприятий, содействующих развитию туризма, формирование заказа на создание туристского продукта и систематический мониторинг его качества [12]. По инициативе и при активном содействии центра областные и городские власти должны создать благоприятные законодательные условия для развития туризма.
Одной из главных целей является всемерное содействие созданию инфраструктуры туризма , который получает все большее распространение в России. В перспективе видится целесообразным создание самостоятельного некоммерческого объединения фирм, компаний, организаций - субъектов рынка туризма субъектов ПФО.
2.3 Виды
туризма в межрегиональных