-
совершенствование нормативно-правовой
базы и создание эксклюзивного ее
направления по вопросам занятости студенческой
молодежи, рассматривающей последнюю
как обязательную составную часть социализации
студента;
-
обеспечение согласования рынка
труда и рынка образовательных
услуг, повышение адаптивности
системы образования к новым социально-экономическим
условиям;
-
вовлечение студенческой молодежи
через производственную практику
и стажировку в производственные
сферы, где сосредоточены новые
технологии, поддерживается высокая
культура производства и организация
труда;
-
разработка специальной программы
по созданию рынка рабочих
мест для студентов, по содействию
развития среди них самозанятости,
малого предпринимательства и
т.д.;
-
установление льготного налогообложения,
кредитования и иных форм содействия
и стимулирования деятельности работодателей
по обеспечению занятости студенческой
молодежи;
-
формирование единого информационного
пространства о трудовой занятости
молодежи и ее основных направлениях.
В
сфере образования:
-
усиление процесса трудовой социализации
посредством создания многоуровневой
системы, которая, наряду с обязательный
ежегодной производственной практикой,
предполагает организацию работы студентов
в вечернее время и преимущественно - по
специальности;
-
учредить специальные студенческие
гранты и стипендии для студентов, добившихся
особых результатов в практической деятельности
по своей специальности;
-
совершенствование системы эффективной
профессиональной подготовки молодежи
на основе прогнозирования спроса
на квалифицированные кадры;
-совершенствование
в вузах системы непрерывного
профессионального обучения, включая
обучение на рабочем месте
для студентов технических специальностей
по примеру студентов медвуза;
-
включение в учебные программы
специальных курсов по профессиональной
ориентации, в том числе – изучение
мирового опыта профессионального обучения;
-
усиление связи вторичной занятости
студентов с будущей специальностью
посредством создания при вузах,
по американскому образцу, специализированных
научно-исследовательских лабораторий
и внедренческих институтов, правом преимущественного
трудоустройства в которых обладают студенты.
-
повышение конкурентоспособности
выпускников на рынке труда
на основе увеличения объема
и специализированных направлений
преподавания информатики и вычислительной
техники, иностранных языков;
-
расширение контактов с вузами
зарубежных стран по обмену
студентами как для стажировки,
так и с целью трудоустройства
во время «третьего трудового
семестра»;
-
усиление взаимосвязи между работодателями
и обучающимися будущими специалистами
посредством организации трудовой деятельности
на производстве на основе заключения
соответствующих договоров;
-
совершенствование служб содействия
трудоустройству в вузах, формирование
системы студенческой занятости
во время «третьего трудового семестра»
на уровне всего региона;
-
разработка специальных систем
организации трудовой деятельности
студентов для бакалавриата и
магистратуры, при наличии преемственности
в этом процессе, в связи с
необходимостью реализации Болонского
соглашения.
В
соответствии с разработанными в
первой главе теоретическими основами
уровневого взаимодействия управления
трудовой социализацией автор предлагает
распределить выделенные направления
его совершенствования на федеральную,
региональную и локальную ступени.
Одновременно автор исходит из того, что
совершенствование управления трудовой
социализацией, с позиций системного подхода,
должно происходить в рамках функционирования
следующих направлений менеджмента в
этой области: экономическое (в т.ч. – финансовое),
правовое, административное и информационное.
Именно эти направления обеспечения управленческой
деятельности, применительно к совершенствованию
руководства трудовой социализацией,
являются, по мнению автора, необходимыми
и достаточными для оптимального протекания
этого важнейшего для студенческой
молодежи социального процесса.
В заключении подведены итоги исследования,
сформулированы основные результаты и
выводы и вытекающие из них практические
рекомендации.
В
приложениях диссертационного исследования
приведены данные социологического исследования
студенческой молодежи: анкета, таблицы
и диаграммы.
Основные
положения диссертационного
исследования отражены
в следующих публикациях:
- Нутфулина
Р.М. Основные тенденции развития трудовой
социализации студенческой молодежи на
современном этапе / Р.М. Нутфулина // Вестник
БГУ, 2007 - №3. С.128-131
- Нутфулина
Р.М. Современные студенты на рынке рабочей
силы / Р.М. Нутфулина // II Всероссийская научно-практическая
конференция. Социально-экономические
аспекты современного развития России.
- Пенза, 2005. – С. 172-174.
- Нутфулина
Р.М. Особенности трудовой социализации
студентов – выходцев из села / Р.М.
Нутфулина // Повышение эффективности
и устойчивости развития агропромышленного
комплекса: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции - Уфа, 2005. – С.303-305.
- Нутфулина
Р.М. Корпорационный фактор конформизма
на примере трудовой социализации студентов
/ Р.М. Нутфулина // Конформизм и нонконформизм
в истории: Материалы III региональной студенческой
научной конференции – Уфа, 2005. - С.48-50.
- Нутфулина
Р.М. Роль трудовой социализации в формировании
экономической культуры выпускников аграрного
вуза / Р.М. Нутфулина// Экономическая безопасность
агробизнеса в преддверии вступления
России в ВТО: Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции. Часть
2. – БИППКК, 2005. – С.234-237.
- Нутфулина
Р.М. Особенности трудовой социализации
студентов аграрного вуза / Р.М. Нутфулина
// Государственная молодежная политика
в крупном городе: пути и перспективы развития
– Уфа, УГАТУ, 2005. – С.154-156
- Нутфулина
Р.М. Вторичная занятость студентов и учебный
процесс как факторы трудовой социализации
/ Р.М. Нутфулина // Межрегиональные молодежные
социологические чтения. Молодежь, культура,
образование. Выпуск четвертый - Екатеринбург,
2005. – С.64-66
- Нутфулина
Р.М. Влияние трудовой социализации студента
аграрного вуза на формирование личности
/ Р.М. Нутфулина // Перспективы агропромышленного
производства регионов России в условиях
реализации приоритетного национального
проекта "Развитие АПК": Всероссийская
научно-практическая конференция – Уфа,
2006.
- Нутфулина
Р.М. Основные способы трудовой социализации
студентов в процессе обучения в вузе
/ Р.М. Нутфулина // Пути повышения эффективности
подготовки специалистов высшей квалификации:
Сборник материалов научно-методической
конференции –Уфа, 2006. – С.131-133
- Нутфулина
Р.М. Студенты нефтегазовых специальностей:
особенности трудовой социализации. [Электронный
ресурс]: науч. журн. зарегистрированный
в ФГУП НТЦ «Информрегистре» Нефтегазовое
дело. – Электрон. Журн. – Уфа: УГНТУ, 2006.
Режим доступа к журн. [http://www.oqbus.ru].
- Нутфулина
Р.М. Вторичная занятость студента: проблемы
управления / Р.М. Нутфулина // Национально-культурные
аспекты торговли, экономики и предпринимательства
в России и Республике Башкортостан: Сборник
научных трудов. Выпуск IX – Уфа, 2007 – С.
118-120.