Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, автореферат
Цель исследования: разработка теоретических основ и конкретных рекомендаций по совершенствованию управления трудовой социализацией студенческой молодежи.
Основные задачи диссертационного исследования:
- исследовать основные подходы к пониманию сущности трудовой социализации и ее управлению, сложившиеся в современной социологической науке;
- разработать теоретические и эмпирические основы исследования управления трудовой социализацией студенческой молодежи;
- выявить основные тенденции развития трудовой социализации российской студенческой молодежи как объекта регулирования;
- определить региональные особенности и предложить конкретные рекомендации по совершенствованию управления трудовой социализацией студентов в российском регионе.
Категориальный анализ базовых понятий работы, сравнительная характеристика новейших подходов к определению смысла и структуры социализации приводят автора к выводу о том, что «социализация» на современном этапе представляет собой непрерывный процесс взаимодействия молодого поколения со средой через усвоение норм, знаний, ценностей и образцов поведения, свойственных определенному уровню развития общества. Особенности социализации в современных условиях обусловлены изменением системы ценностей и социальной структуры общества, глобализацией, резким увеличением суммы знаний и информации, интенсификацией общественных процессов.
В
связи с тем, что, во-первых, трудовая
социализация рассматривается как
видовое направление
Наряду с характеристикой дефиниции процесса трудовой социализации диссертант рассматривает в данном параграфе такие теоретические проблемы, как ее видовые направления, описывает предлагаемые различными авторами механизмы социализации, уточняет структуру трудовой социализации личности.
Предлагаемый автором анализ управленческих аспектов процесса трудовой социализации позволяет прийти к выводу о том, что управление трудовой социализацией представляет собой одну из форм управления социальными процессами, поскольку социализация есть непрерывный процесс взаимодействия молодого поколения с социальной средой. Поэтому, управление трудовой социализацией понимается как процесс регулирования взаимодействия личности и общества с целью усвоения норм и ценностей, правил поведения и принципов мировоззрения, проявляющихся в конкретном поведении человека в сфере трудовой деятельности.
Анализ общетеоретических проблем управления трудовой социализацией позволяет рассмотреть проблемы социального управления применительно к процессу трудовой социализации в целом, выделить уровни управления, его основные функции и этапы.
На наш взгляд, с учетом анализа социологической и управленческой литературы выделяются и описываются функции трех основных уровней управления трудовой социализации.
Первый уровень – это государственный, который определяет макросистему социализации личности в государственном и межгосударственном пространстве в целом. На этом уровне субъектом управления выступает государство, проводящее определенную социальную политику во всех социальных сферах, в том числе в области образования и трудовой занятости. Власть государства является суверенной и общеобязательной. Это означает, что решения и действия государства имеют приоритет над действиями и решениями других властных структур (общественных объединений, политических партий, органов местного самоуправления и др.) и подлежат исполнению всеми гражданами. Поскольку речь идет о социальной направленности государственного управления, необходимо учитывать, что вся структура деятельности должна носить устойчивый во времени и пространстве характер, базироваться на принципах всеобщего равенства, доступа и социальной справедливости.В области трудовой занятости можно выделить управляющую роль государства в изменении ситуации на рынке труда путем сокращения безработицы в первую очередь механизмами макроэкономического воздействия, а также элементами социальной политики: профессиональное переобучение, профессиональная ориентация выпускников, финансовое обеспечение льготами и выплатами. Управляющая роль государства проявляется также в предложенных программах содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, в поддержке молодежного предпринимательства.
Второй уровень представляет внутригосударственную (образовательную) систему, которая состоит из региональных (образовательных) пространств. Структура социальных образовательных учреждений, отношения между элементами определяются региональными особенностями, факторами социальной среды этого уровня. Следует отметить, что этот уровень имеет подчиненный характер по отношению к федеральному уровню. Оперативное управление системой образовательных учреждений складывается из функционирования региональных и территориальных органов управления, в функциональную обязанность которых вменяется деятельность по сбору, анализу и систематизации информации, организация деятельности образовательных учреждений с едиными целями и задачами.
Управление
в регионе характеризуется тем,
что она функционирует в
Третий уровень управления социализацией характеризуется тем, что субъектами являются учреждения по работе со студенческой молодежью. В целом процесс управления социализацией на этом уровне включает две взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административная часть, субъектами которой служат руководитель учреждения и аппарат, которая разрабатывает и определяет деятельность, цели, задачи и пути их решения; управленческая, т.е. исполнительская, субъектами которой являются специалисты, деятельность которых направлена на реализацию поставленных целей. Связующим звеном между различными учреждениями, задающими единство процесса управления социализацией студенческой молодежи, служит общая цель – трудовая социализация, которая начинается во время обучения в вузе. Управленческие воздействия, как правило, либо специфичны для каждого учебного заведения, либо носят организационно-управленческий характер и не являются звеньями законодательно - нормативного управления (Советы директоров, ректоров, Советы общественного управления и др.). Основу управления, обеспечивающего воздействие на процессы обучения и трудовой практики, составляют данные исследования и анализа внешней среды и микромира образовательного учреждения, в которых социализация существенно зависит от ее агентов. Управленческое воздействие на данном уровне имеет двойственную природу и рассматривается как процесс и как результат специально-организованной и управляемой функции общества – формирование социально и профессионально значимой личности.
Во второй главе «Совершенствование управления трудовой социализацией студенческой молодежи» диссертант подробно останавливается на анализе непосредственно управленческих аспектов развития трудовой социализации студенческой молодежи, выявляет региональную специфику этого процесса, предлагает конкретные меры по совершенствованию его управления.
В первом параграфе второй главы «Трудовая социализация студенческой молодежи в современных условиях как объект социального регулирования», исследуя основные тенденции развития трудовой социализации студенческой молодежи в современных условиях, диссертант пытается проанализировать новейшие процессы, вызванные к жизни трансформационным развитием российского общества.
Доминирующими с точки зрения влияния на процесс трудовой социализации, по мнению автора, являются следующие группы тенденций:
-
тенденции, связанные с
-
тенденции, связанные с
- тенденции, связанные со снижением социальной ценности труда, и, как следствие, прагматического поведения молодежи, когда работа – прежде всего - средство достижения материальных благ и материального благополучия. Такой тип экономического поведения расценивается, как наиболее близкий к рыночному типу, он предполагает сознательную ориентацию на зарплату, внешние материальные стимулы независимо от содержания деятельности;
-
тенденции, связанные с
Во втором параграфе второй главы «Региональные особенности трудовой социализации студенческой молодежи» автор предприняла попытку, на основе анализа результатов самостоятельно организованного и проведенного исследования выявить некоторые региональные особенности трудовой социализации студенческой молодежи. По мнению автора, к этим особенностям относятся такие как: а) доминирование ориентации студентов на получение любого высшего образования с будущей переквалификацией по профильной трудовой специализации; б) преобладание в системе образовательной мотивации в порядке убывания следующих установок: «хорошо оплачиваемая работа», «интерес к профессии», «престиж вуза», значительное отставание других мотивов будущей профессиональной ориентации; в) возрастающее значение вторичной занятости студентов очного обучения в сферах, не связанных с будущей профессией на низкооплачиваемых работах, чаще - в сфере обслуживания; г) декларация студентами в качестве основных мотивов трудовой деятельности во время обучения «желание быть независимым» и «иметь деньги на развлечения, организацию досуга»; д) критическое отношение студентов к сложившейся системе государственного регулирования их настоящей, и особенно будущей трудовой деятельности, требование создания специальной системы трудоустройства, с перспективами и льготами, гарантированными государством; е) установка студентов на специальную поддержку со стороны государства и вуза применительно к организации своей трудовой деятельности через студенческие биржи труда, льготы на подоходный налог; ж) ориентация только половины студентов технических специальностей на будущую работу по избранной профессии, а второй половины – в основном на менеджерскую деятельность.
В третьем параграфе второй главы «Основные направления совершенствования управления трудовой социализацией студенческой молодежи в российском регионе» автор предлагает конкретные меры по оптимизации трудовой социализации студенческой молодежи в российском регионе. При этом оптимизация понимается как форма социального управления, один из его видов и этапов.
В структуру модели управления трудовой социализацией студенческой молодежи, разработанной автором в виде схематического изображения (блок-схема), входят два основных уровня, в том числе: государственно-общественный и образовательно-личностный.
Автор отмечает, что оптимизация трудовой социализации студенческой молодежи несомненно связана с реализацией государственной молодежной политики по проблемам формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий; создание условий для адаптации к трудовой деятельности и трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь; обеспечение координации деятельности государственных и негосударственных органов, высших учебных заведений, общественных и молодежных организаций, направленных на решение проблем студенческой молодежи в сфере труда.
Для оптимизации трудовой социализации студенческой молодежи на региональном уровне, по мнению автора, необходимо дальнейшее совершенствование работы комплекса социальных служб для молодежи, в том числе молодежных бирж труда, вузовских центров занятости, центров социально-психологической помощи, учреждений для социальной адаптации, центров юридической помощи для правового взаимодействия с работодателями.
Наряду с вышеперечисленным, автор предлагает следующие меры по совершенствованию управления трудовой социализацией студенческой молодежи в области содействия занятости и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда:
-
пропаганда повышенной
-
разработка направления
-
привлечение дополнительных