Оптимизация управления трудовойтсоциализацией студенческой молодежи в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: разработка теоретических основ и конкретных рекомендаций по совершенствованию управления трудовой социализацией студенческой молодежи.

Основные задачи диссертационного исследования:

- исследовать основные подходы к пониманию сущности трудовой социализации и ее управлению, сложившиеся в современной социологической науке;

- разработать теоретические и эмпирические основы исследования управления трудовой социализацией студенческой молодежи;

- выявить основные тенденции развития трудовой социализации российской студенческой молодежи как объекта регулирования;

- определить региональные особенности и предложить конкретные рекомендации по совершенствованию управления трудовой социализацией студентов в российском регионе.

Файлы: 1 файл

Нутфулина упр. трудовой соціал.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     - результаты социологического исследования, проведенного автором в 2006-2007гг., которое было организовано при  общем количестве выборочной  совокупности  498 респондентов методом  анкетирования. В выборку попали студенты старших курсов пяти ведущих вузов г.Уфы: Башкирского государственного университета, Башкирского государственного аграрного университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, Уфимского государственного авиационного технического университета и Уфимского государственного нефтяного технического университета.

     Основные  результаты исследования, выносимые  на защиту, по существу составляют научную новизну, которая состоит в следующем:

     1. Определены и подробно охарактеризованы психологическая, педагогическая и социологическая концепции в характеристике трудовой социализации. Отмечено, что ведущими признаками в процессе социализации при психологическом подходе выступают изменения социально-чувственных характеристик личности. В педагогической концепции  социализации доминирует как основной процесс одностороннее воспитательно-образовательное воздействие общества на личность.  В социологической концепции наибольшее значение имеет взаимный социальный обмен между индивидом и обществом с целью усвоения норм и ценностей последнего, формирования активной жизненной позиции и позитивных, деятельностных установок личности, в том числе - в области труда.

     В социологической традиции  характеристики процесса социализации автором выделены: а) «адаптационная модель», которая делает акцент на усвоении норм и ценностей; б) «личностный» подход, выдвигающий в качестве главного результата  формирование личности социализирующегося; в) «деятельностный» поход,  предлагающий ведущее значение социализации отнести к процессу включения человека в социальную практику и реализации сущности личности посредством участия в практической деятельности.

      2. Уточнены, конкретизированы и приведены  авторские интерпретации таких  базовых понятий исследования, как «социализация», «трудовая социализация», «управление трудовой социализацией». «Социализация» определена как непрерывный процесс взаимодействия личности со средой через усвоение норм, знаний, ценностей и образцов поведения, свойственных определенному уровню развития общества. Особенности социализации в современных условиях обусловлены изменением системы ценностей и социальной структуры общества, глобализацией цивилизационного развития, резким увеличением суммы знаний и информации, интенсификацией общественных процессов.

      Исходя  из того, что трудовая социализация является видовым направлением и  этапом в развитии социализации в  целом, она представляет собой, на наш  взгляд, процесс, который формирует не только профессионально-деловые, но продолжает совершенствовать социально-психологические и ценностно-нравственные черты личности, приобретенные на протяжении предшествующего периода в ходе трудовой деятельности.

      Управление  социализацией является одной из форм управления социальными процессами, поскольку социализация есть непрерывный  процесс взаимодействия молодого поколения с социальной средой. Поэтому управление трудовой социализацией понимается как процесс регулирования взаимодействия личности и общества с целью усвоения норм и ценностей, правил поведения и принципов мировоззрения, проявляющихся в конкретном поведении человека в сфере трудовой деятельности.

      3. Выявлены и проанализированы  некоторые тенденции развития  трудовой социализации молодежи  как объекта управленческого  воздействия. При этом отмечено, что они носят противоречивый характер и обусловлены в основном переходом страны к рыночной экономике. К числу таких тенденций отнесены и рассмотрены: тенденции, связанные с необходимостью получения высшего образования; тенденции, вызванные изменениями основных жизненных ценностей молодежи; тенденции, связанные со снижением социальной ценности труда, и, как следствие, прагматического поведения молодежи в трудовой деятельности; тенденции, связанные с отсутствием государственной поддержки и самоустранением государства из системы трудоустройства выпускников.

      4. Определены и охарактеризованы  на основе материалов репрезентативного  социологического опроса некоторые  региональные особенности трудовой  социализации студенческой молодежи: а) ориентация студентов в основном на получение любого высшего образования с будущей переквалификацией по профильной трудовой специализации; б) доминирование в образовательной системе мотивации в порядке убывания: «хорошо оплачиваемая работа»,  «интерес к профессии» и «престиж вуза», значительное отставание других мотивов; в) преобладание вторичной занятости студентов очного обучения в сферах, не связанных с будущей профессией, на низкооплачиваемых работах, чаще - в сфере обслуживания; г) декларация студентами в качестве основных мотивов трудовой деятельности «желание быть независимым» и «иметь деньги на развлечения, досуг»; д) критическое отношение студентов к системе государственного регулирования их настоящей и особенно будущей трудовой деятельности, требование создания специальной системы трудоустройства с перспективами и льготами, гарантированными государством; е)  установка на приобретение дополнительной специальности во время обучения в вузе на старших курсах.

     5. Проанализированы общетеоретические  основы и предложены конкретные рекомендации по совершенствованию  управления трудовой социализацией студенческой молодежи. В связи с этим разработана принципиальная блок-схема, включающая два основных уровня и более двадцати элементов, которые включают мероприятия организационного, политико-правового и информационного аспектов управления.

В качестве основных направлений оптимизации  управления трудовой деятельностью  студенческой молодежи предложены следующие  мероприятия. 1) В области содействия занятости и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда: пропаганда социальной значимости труда в средствах массовой информации; привлечение дополнительных финансовых ресурсов из федерального, регионального бюджетов,  средств работодателей для подготовки кадров по стратегически перспективным для региона профессиям; совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам занятости молодежи; повышение адаптивности системы образования к новым социально-экономическим условиям; установление льготного налогообложения, кредитования и иных форм  стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости молодежи; формирование единого информационного пространства в области трудовой деятельности студенческой молодежи. 2) В сфере образования: совершенствование системы эффективной профессиональной подготовки молодежи на основе прогнозирования спроса на квалифицированные кадры; включение в учебные программы специальных курсов по профессиональной ориентации и изучению мирового опыта; увеличение объема преподавания иностранных языков, информатики и вычислительной техники; заключение договоров между работодателями и учебными заведениями на подготовку кадров соответствующих профессий; создание специальных служб содействия трудоустройству в вузах; формирование системы студенческой занятости во время «третьего трудового семестра» на уровне всего региона;  расширение контактов с вузами зарубежных стран по обмену студентами, как для стажировки, так и с целью трудоустройства во время каникул; создание специализированных научно-исследовательских лабораторий при вузах для трудоустройства студентов по специальности; разработка раздельных систем организации трудовой деятельности студентов для бакалавриата и магистратуры, при наличии преемственности в этом процессе, в связи с необходимостью реализации Болонского соглашения.

  Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертации и теоретические выводы могут быть использованы при подготовке учебно-методических  материалов и пособий на курсах и спецкурсах по социологии молодежи и социологии управления.

      Методология и инструментарий социологического исследования, проведенного в рамках диссертационной работы, представляют реальную основу для дальнейшего  эмпирического изучения данной проблемы.

     Теоретические и практические результаты и выводы работы могут быть использованы государственными и муниципальными органами власти при  разработке региональных программ оптимизации  трудовой деятельности студентов, для  обоснования оптимизации рынка  труда студентов, что будет способствовать более эффективному решению актуальных проблем студенческой молодежи.

     Апробация работы осуществлена в выступлениях на 11 всероссийских и университетских научно-практических конференциях по проблемам молодежи. Теоретические основы и практические выводы работы нашли свое отражение в научных публикациях по теме исследования, общим объемом 5,7 п.л., в том числе в статье, опубликованной в журнале, рекомендованной ВАК для издания результатов кандидатской диссертации «Вестник Башкирского государственного университета», 2007, №3.

     Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. 

Основное  содержание работы

      Во  введении раскрыты актуальность темы исследования, степень изученности проблемы, определены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, обоснована теоретическая и практическая значимость работы, указаны теоретические и методологические основы исследования, его эмпирическая база, определена  новизна, даны сведения об апробации и структуре работы.

      В первой главе «Управление трудовой социализацией как социологическая проблема» рассматривается феномен трудовой социализации как объект социологического исследования, анализируются основные направления изученности этой проблемы и теоретические основы дальнейшего его исследования.

     В первом параграфе «Исследование проблемы трудовой социализации и ее оптимизации в современной науке» автор анализирует ведущие  направления научного исследования трудовой социализации в мировой науке. В зарубежных исследованиях, как известно, анализ проблем трудовой социализации имеет значительно больше традиций, чем в отечественной науке. Вместе с тем, как отмечают отдельные авторы, в западных концепциях больше преобладают психологические подходы, в том числе в собственно социологических работах. Например, в работе выдающегося американского социолога Ф.Г.Гиддинса, который впервые употребил термин «социализация» в современном его значении, современное общество основывается на «социализированном индивидуализме», который отличает более поздние в эволюционном отношении типы социальной ассоциации. Коллективное поведение предполагает развитие установки солидарности, что само по себе является нетипичным для «естественного» хода эволюции. Но для человеческого сообщества данная установка, напротив, имеет решающее значение. Именно благодаря чувству солидарности оказывается возможным возникновение и совершенствование системы социального взаимодействия, существенно видоизменяющей, «перекрывающей» действие естественно-биологических законов.

      Одновременно  в западной науке в течение  ХХ века стали популярными трактовки  понятия «социализация», предлагаемые З.Фрейдом, Г.Тардом и Т.Парсонсом. Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли такие авторы, как Ч.Кули, Дж.Мид и Э.Эриксон. Сравнительный анализ взглядов западных авторов привел нас к выводу о том, что наиболее удачным является определение «социализации», предложенное в ведущих западных социологических словарях: «социализация» (от лат. Socialis – общественный) – это процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит.

     В отечественных психологических и социологических работах проблема «социализации» в теоретическом смысле начала интенсивно разрабатываться с середины ХХ века. Особенно выделяются в этом отношении работы Б.Ананьева, Г.Андреевой, И.Кона, Ю.Левады и других авторов. Так же как и в западных изданиях, в отечественных публикациях, наряду с социологической трактовкой понятия «социализация», развивались психологическая модель и педагогическая концепция. В целом, анализ разнообразной литературы показывает, что в современной науке существует несколько основных направлений трактовки понятия «социализация», возникших как внутри различных научных течений (социология, психология и т.д.), так и на стыке между ними. Естественно, что наиболее разработанным с точки зрения категориального анализа является социологическое направление, которое включает множество подходов, берущих за основу этого явления разный набор признаков. Например, в одних определениях в качестве центрального выделяется процесс адаптации индивида к социальным нормам и культурным ценностям общества, к которому он принадлежит, в других – процесс становления личности представляет усвоение присущих данному обществу норм, в-третьих – процесс включения человека в социальную практику, усвоение общественного опыта и приобретение им социальных качеств личности.

     Таким образом, из приведенных нами только социологических подходов к определению  социализации один подход акцентирует  на адаптационных характеристиках (ее можно назвать адаптационная  концепция). Другой подход считает главным  формирование личности социализирующегося (личностный подход), третий – в качестве ведущего значения социализации выделяет деятельностные основы этого процесса (данную модель характеристики социализации можно назвать деятельностной).

     Во  втором параграфе «Общетеоретические и эмпирические проблемы социологического исследования управления трудовой социализацией» рассматриваются некоторые теоретические, методологические и эмпирические проблемы социологического исследования  управления процессом трудовой социализации.

Информация о работе Оптимизация управления трудовойтсоциализацией студенческой молодежи в современном российском обществе