Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, автореферат
Цель исследования: разработка теоретических основ и конкретных рекомендаций по совершенствованию управления трудовой социализацией студенческой молодежи.
Основные задачи диссертационного исследования:
- исследовать основные подходы к пониманию сущности трудовой социализации и ее управлению, сложившиеся в современной социологической науке;
- разработать теоретические и эмпирические основы исследования управления трудовой социализацией студенческой молодежи;
- выявить основные тенденции развития трудовой социализации российской студенческой молодежи как объекта регулирования;
- определить региональные особенности и предложить конкретные рекомендации по совершенствованию управления трудовой социализацией студентов в российском регионе.
На правах
рукописи
Нутфулина
Равзиля Мидхатовна
ОПТИМИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Специальность:
22.00.08 – социология управления
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
социологических наук
Уфа - 2007
Работа
выполнена на кафедре философии
и социологии Башкирского государственного
аграрного университета
Научный руководитель
доктор социологических наук, профессор
Официальные оппоненты:
доктор социологических наук, профессор
Ведущая организация
Защита состоится « 8 » ноября
2007г. в 16.30 на заседании диссертационного
совета К.212.013.01 в Башкирском государственном
университете по адресу: г.Уфа,
ул.Фрунзе, 32, ауд.339
С
диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Башкирского государственного университета.
Автореферат разослан
« _»_________ 2007г.
Ученый секретарь
Общая
характеристика работы
Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране радикальные социально-экономические и общественно-политические преобразования коренным образом изменили характер и формы развития различных сторон общественного развития. Переход к рыночной экономике, значительные изменения в структуре занятости, возникновение безработицы и многие другие трансформационные факторы оказали значительное влияние на сущность и основные направления трудовой социализации современной молодежи. Изменения господствующих в этой области идеологем (отношение к труду, с одной стороны, с другой – многократное увеличение прагматических ориентаций в трудовой мотивации) привели как к изменению самого характера этого важнейшего социального процесса, так и во многом способствовали разрушению прежней системы оптимизации процесса трудовой социализации.
Одновременно, в силу многократного падения уровня жизни социально-незащищенных групп населения, невозможности жизнеобеспечения на основе социальных выплат (стипендии, пенсии, льготы и т.д.), трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретением специальности, приобрела массовый характер. При этом значительные группы современных студентов порой небезуспешно пытаются совместить процесс своей трудовой социализации с получением основной профессии в вузе. Но и в этом случае управление трудовой социализацией студенчества имеет, к сожалению, бессистемный, неорганизованный характер. Необходимо признать, что в стране практически отсутствует единая система управления трудовой социализацией студенческой молодежи, а сам этот процесс протекает стихийно, приводя в социальном смысле к различным коллизиям и издержкам, наносящим огромный вред и отдельной личности, и обществу в целом.
Известно,
что современная система
Отдельную
большую и многоплановую
В
связи с тем, что в нашей
стране система высшего образования
переживает качественно новый этап
в своем развитии, обусловленный
в значительной степени его коммерциализацией
и переходом к мировым
Как
показывает анализ научной литературы,
если сам процесс трудовой социализации,
в том числе - студенческой молодежи,
достаточно разработан в мировой
и отечественной
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обуславливается:
-
необходимостью теоретико-
-
востребованностью комплексных
знаний о положении, состоянии,
-
необходимостью научной
-
слабой научной
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы совершенствования социального управления находят все большее отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Классики социологии и теории менеджмента, такие, как А.Богданов, Ф.Тейлор, М.П. Фоллетт, М. Вебер, К.Маркс, Т.Парсонс, Э.Мэйо и др. заложили основы теории социального управления. Теоретическая разработка проблем социализации личности хорошо представлена в западной социологии. Значительный вклад в развитие ее теории внесли Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р.Мертон, П.Сорокин и др. Их работы способствовали утверждению представления о социализации как процессе, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности. В начале ХХ века изучение проблем молодежи осуществлялось в нескольких направлениях. В работах зарубежных ученых данного периода М.Мид, Б.Малиновского, К.Манхейма представлен анализ молодежи через совокупность присущих ей культурных свойств и функций как объекта и субъекта, процесса преемственности и смены поколений.
В российской социологии разработкой проблем социализации личности активно занимались такие отечественные социологи, как Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.И. Кравченко, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов, Р.А. Злотников, В.В. Тугаринов. С 60-х годов ХХ века в отечественной социологии активизируется внимание к профессиональным ориентациям, жизненным планам, ценностям молодежи, изучаются мотивационные основы, жизнедеятельность молодого поколения в работах И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.Н. Шубкина, Н.М. Блинова, В.Т. Лисовского, М.Н. Руткевича, М.Х. Титмы и др.
В 90-х гг. ХХ столетия актуализируются вопросы, связанные с социализацией в различных сферах. Целенаправленно ведутся исследования социализации как процесса, изучаются факторы (занятость, социальная защита), а также ее социально-психологические аспекты (мотивация, ценности). Большую значимость приобрели исследования по проблемам молодежной безработицы, социально-профессиональной адаптации молодежи, социального самочувствия, социальной защиты молодежи и т.д.
Социокультурные проблемы трудовой молодежи, в том числе студенчества, освещались в работах В.И. Герчикова, Я.В. Дидковской, Н.А. Лоншаковой, А.В. Меренковой, И.А. Пашинян, Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др. Особый интерес для нас представляют специальные работы по данной проблеме таких ученых Республики Башкортостан, как Н.А. Аитов, Дж.М. Гилязитдинов, Е.В. Биндиченко, Г.А. Кабакович, А.Б. Курлов, Л.А. Ширяев, Р.М. Тухватуллин, Ф.С. Файзуллин, Ю.Н. Дорожкин, С.В. Егорышев, М.М. Садриев, Ф.Г. Хайруллин и др.
Тем не менее, несмотря на наличие фундаментальной теоретической и эмпирической исследовательской базы, есть основания отметить недостаточность работ, отражающих реальное состояние и пути оптимизации управления процессом трудовой социализации студенческой молодежи в России и ее регионах на новом этапе ее развития. Проблемы регулирования трудовой социализации социальными институтами, основными экономическими субъектами, а также государственной политикой требуют более детального изучения.
Объект исследования: трудовая социализация студенческой молодежи российского региона в современных условиях.
Предмет исследования: управление трудовой социализацией современной студенческой молодежи.
Цель исследования: разработка теоретических основ и конкретных рекомендаций по совершенствованию управления трудовой социализацией студенческой молодежи.
Основные задачи диссертационного исследования:
- исследовать основные подходы к пониманию сущности трудовой социализации и ее управлению, сложившиеся в современной социологической науке;
-
разработать теоретические и
эмпирические основы
-
выявить основные тенденции
-
определить региональные
Теоретико-
При исследовании процесса социализации молодежи в новых условиях автор опирался на достижения научной мысли по проблемам молодежи, ее жизненных планов, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, мотивов поведения, включенности в общественную и трудовую жизнь и системы управления трудовой социализацией.
Исследования, посвященные анализу проблем трудовой деятельности студентов на рынке труда, позволили выявить особенности трудовой социализации, ценностных ориентаций, соответствующие конкретному этапу общественного развития.
Диссертация опирается на теоретические достижения современных отечественных ученых в области социологии молодежи, социологии управления и социологии образования.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили несколько групп источников:
-
материалы государственной
-
результаты вторичного анализа
материалов, накопленных в ходе
различных социологических