Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, реферат
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными, воспитывать у ребенка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни - задача каждого до-школьного учреждения.
Быть в движении - значит укреплять здоровье, развиваться физически. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества для всестороннего развития личности.
Введение. ………………………………………………………………….. 3
1. Особенности физического развития детей 5-7 лет. ………………... 10
2. Активные формы отдыха. ……………………………………………. 12
2.1 Физкультурный праздник……………………………………………. 12
2.2. Физкультурный досуг. ………………………………………………... 22
3. Привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми. ….26
4. Система работы. …………………………………………………………. 28
Заключение. ………………………………………………………………...31
Библиография. ………………………………………………………………33
- «Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий» - ИОТ-11
- «Инструкция по охране труда при проведении туристических прогулок, походов, экскурсий.» - ИОТ-12
Количество физкультурных праздников в течение года, периодичность, продолжительность дифференцируются в зависимости от возраста детей, задач и содержания праздника прописано в СанПиН.[1]
Методика организации физкультурного праздника – достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.
Желательно в начале года четко спланировать физкультурные праздники, наметить их тематику. Более всего приемлемы для детей дошкольного возраста физкультурные праздники, которые организуются для воспитанников одного дошкольного учреждения. Вместе с тем допустимо объединение 2-3 групп старших дошкольников из близ лежащих садов.
При любой форме организации физкультурного праздника дошкольников он должен быть настоящим праздником для детей. Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Недопустим отбор участников праздника из детей, отличившихся на поэтапных соревнованиях. Такой подход не соответствует особенностям психического и физического развития ребенка – дошкольника. Отбор детей, показывающих только лучшие результаты, не способствует решению важнейших воспитательных и оздоровительных задач, поставленных перед дошкольным учреждением. Не обеспечивает подлинного вовлечения детей в занятия физической культурой и спортом.[2]
Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике- важнейший фактор его физкультурно – оздоровительной направленности. Организаторам праздника необходимо позаботится о том, что бы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков. Желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали в номерах программы, помогали ведущим и судьям. Детям свойственно эмоционально – действенное восприятие происходящих на празднике соревнований, эстафет, аттракционов. Часто они бурно реагируют на победу и неудачу своих сверстников. Хотя и понятно желание детей поддерживать соревнующихся, важно уметь сдерживаться, выражать свои чувства более умеренно. Взрослые не должны забывать об этом, стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей. В то же время следует чутко относиться к проявлениям детей, не заглушать их радость частыми и неоправданными замечаниями.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность при условии рациональной одежды детей (рекомендации к одежде детей в разное время года в помещении и на участке даны в СанПиН) При проведении физкультурных праздников в помещении следует руководствоваться настоящими правилами, не допускать сокращения времени пребывания детей на воздухе. Рекомендуется широко использовать близлежащие спортивные сооружения – стадионы, спортзалы, катки и прочее.
По мнению Филипповой С.О. - в день праздника красочное, соответствующее тематике оформление мест проведения игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание. Праздник нужно начать точно в назначенное время. Не следует допускать нарушения режима дня детей. Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потере у них интереса к происходящему и, как следствие этого, нарушению дисциплины. Важно чтобы действия на празднике менялись непрерывно; не должно быть больших пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями. Не допускаются так называемые «пьедесталы почета» для отдельных детей, так как ни психологически, ни физически дети не готовы к серьезным соревнованиям. (Приложение 2)
Составление программы физкультурного праздника.[1]
Подготовка к физкультурному празднику начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации – определить название, распределить обязанности между организаторами. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана педагогами вместе с детьми, родителями.
В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить:
- цель и задачи праздника; дату и время его проведения, предполагаемую длительность;
- место проведения праздника;
- определить ответственных за подготовку и проведение праздника;
- указать количество участников, возрастные группы;
-указать, кто из приглашенных гостей выступит с показательным номером, примет участие в судействе;
- обусловить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрения участников праздника.
Составление и разработка сценария физкультурного праздника.
Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурному празднику является разработка сценария. Которая будет успешна только в том случае если в этой работе будут задействованы все педагоги дошкольного учреждения (старший воспитатель, воспитатели групп, педагоги – специалисты).
Сценарий физкультурного праздника строится на основе требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
При разработке сценария, по мнению Ермак Н.Н, следует учитывать основную его цель, девиз, идею под которой он проходит, необходимо придерживаться определенного порядка его проведения:
-открытие праздника, парад участников;
-показательные выступления групп, команд, музыкально- ритмические упражнения;
- массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх-атракционах;
- «сюрпризный момент» праздника, способствующий созданию хорошего настроения, поддержанию интереса;
- окончание праздника, подведение итогов, награждения, закрытие праздника.[1]
При составлении сценария физкультурного праздника, как считает Бочарова Н.И., необходимо соблюдать следующие правила:
- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой с эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
- чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
- предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
-использовать знакомые и вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Подготовка детей к физкультурному празднику.
По мнению Филипповой С.О., вся подготовительная работа с детьми должна вестись постепенно. Педагог систематически проводит с детьми все предусмотренные программой формы работы и виды занятий по физической культуре. Определенные виды физических упражнений и игр, музыкально-ритмические композиции, включенные в содержание праздника, усваиваются детьми постепенно на физкультурных, музыкальных, хореографических замятиях, разучиваются и повторяются на утренней гимнастике, прогулке путем организации подвижных и спортивных игр. Все это делается с целью физического развития детей, совершенствования их двигательных навыков, воспитания физических качеств. Не следует разучивать с детьми конкретные упражнения, аттракционы, эстафеты, которые войдут в программу праздника. Отдельные их элементы, в виде заданий, целесообразно выполнять на занятиях, прогулке, в процессе проведения проведении индивидуальной работы, но с другими пособиями и в других условиях.
Подготовку к физкультурному празднику следует вести так, чтобы не было необходимости в неоднократных массовых репетициях.
Оформление физкультурного праздника.
Ответственные за художественное оформление мест проведения праздника (физкультурный зал, площадка, территория дошкольного учреждения), должны стремиться к тому, чтобы вся окружающая обстановка вызывала у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника, так считает Осокина Т.И.
В праздничном оформлении помещения, территории детского сада вместе с педагогами и родителями активное участие принимают дети. Дошкольникам интересен процесс изготовления атрибутов, плакатов, декораций, эмблем для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родителей.
В помещении детского сада, на участке летом развешиваются гирлянды, шары, разноцветные флажки, плакаты со спортивной тематикой.
В зимнее время участок украшается снежными фигурами хорошо знакомых детям животных, персонажей сказок, заливаются дорожки для скольжения, прокладывается лыжня. Места выступлений детей зимой украшаются цветными флажками, льдинками мишурой.[1]
Судейство.
Особое внимание уделяется подготовке судей (жюри). В состав судейской коллегии включаются:
- работники дошкольного учреждения
- родители дошкольников
- представители спортивных организаций
По мнению Степаненковой Э.Я. члены жюри должны быть внимательными, доброжелательными, объективными. При подведении итогов, анализе достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх – эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми. Важно заботится о поддержании дружеских отношений в детском коллективе, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательного отношения к сверстникам.[2]
Проведение физкультурного праздника.
В день праздника все должно быть готово к его проведению. Праздник надо начать в точно назначенное время. Важно создать хорошую спокойную обстановку, не допускать нарушения режима дня дошкольников.
Проведение праздника необходимо поручить ведущему, который отличается целым рядом личностных и профессиональных качеств педагога-организатора.
Ведущему нужно очень осторожно подойти к вопросу подведения итогов, так как психика детей-дошкольников очень ранима, они не могут адекватно оценивать свои способности и поэтому болезненно переживают поражение. Поэтому необходимо:
- правильно сформировать команды, чтобы они были приблизительно равны по силе.
- деликатно оценивать каждую победу и поражение, поддерживать духа оптимизма.
Награждение должно проходить торжественно и весело, каждый должен получить сувенир на память. Призы- подарки продумываются в соответствии с целью, тематикой и видом праздника, ребенку важна не материальная его стоимость, а та любовь и внимание, которое ему оказаны.
В конце праздника уместно провести общую массовую игру, организовать всех участников и болельщиков на танец.
Вывод, который должны хорошо усвоить педагоги при организации и проведении праздника:
Никто из участников не должен быть забыт, обязательно награждение вне зависимости от места, которое ребенок занял лично. Именно это является залогом его оптимизма и желания заниматься физкультурой и спортом, всемерному приобщению детей к активному отдыху. (Приложение 3)
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что физкультурный праздник – это зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни. Участие в физкультурном празднике повышает двигательную активность у дошкольников, оказывает комплексное влияние на развитие личности ребенка. Улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.
2.2 Физкультурный досуг.
Значение.
Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Это яркий, положительный момент повседневной жизни детей дошкольников. Содержание досуга – это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде весёлых забав, аттракционов, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, организованности так считает Филиппова С.О.[1]
Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является:
Создание бодрого, радостного настроения;
Стимулирование активности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей;
Дифференцированный подход к оценке результатов действий ребёнка;
Представление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.
Физкультурный досуг развивает мышление, воображение. Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.
По мнению Шебеко В.Н. - физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на знакомом материале. Развлечения проводятся как с одной группой детей, так и с группами близкими по возрасту детей. При этом необходимо активное участие педагога: он даёт команду, подводит итоги, является главным судьёй соревнований и своим заинтересованным отношением к происходящему создаёт эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, созданию положительных эмоций играет атрибутика это эмблемы, медали, вымпелы, табло.