Оптимизация двигательного режима старших дошкольников через использование физкультурных праздников и досугов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, реферат

Краткое описание

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными, воспитывать у ребенка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни - задача каждого до-школьного учреждения.
Быть в движении - значит укреплять здоровье, развиваться физически. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества для всестороннего развития личности.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………….. 3
1. Особенности физического развития детей 5-7 лет. ………………... 10
2. Активные формы отдыха. ……………………………………………. 12
2.1 Физкультурный праздник……………………………………………. 12
2.2. Физкультурный досуг. ………………………………………………... 22
3. Привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми. ….26
4. Система работы. …………………………………………………………. 28
Заключение. ………………………………………………………………...31
Библиография. ………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

реферат..doc

— 196.50 Кб (Скачать)

             

 

             Организация и проведение физкультурного досуга.

              В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются физкультурные досуги.  Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.

                В связи с тем, как считает Филиппова С.О., что физкультурный досуг базируется на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия . не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, что бы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств, и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

Что бы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, по мнению Осокиной Т.И., можно побеседовать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать, слепить то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавшие наибольший интерес.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1-2 раза в месяц. Рекомендуется его проводить его в вечернее время (16 – 17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9 – 11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и помещении, соблюдая санитарно-эпидимиологические правила и нормативы (СанПиН):

       Форма одежды детей должна соответствовать температурному режиму;

       Длительность колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей.

В день проведения досуга руководитель физического воспитания должен для себя отметить детей, пришедших после болезни, и проконсультироваться с медицинским работником о возможности участия этих детей в досуге.[1]

Полезно проводить открытые физкультурные досуги для родителей и педагогов дошкольного учреждения.

Вариативность физкультурных досугов.[1]

По мнению М. Руновой- физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции.

Первый вариант. Досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях.

Второй вариант. Досуг может быть составлен из спортивных игр и их элементов: баскетбол, футбол, хоккей и др.

Третий вариант. Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазание,  ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку.

Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты», который в основном состоит из игр- эстафет, хорошо знакомых детям.

Пятый вариант. Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением.

Шестой вариант – физкультурный досуг, цель которого- решение задач по обучению спортивному ориентированию.

Схемы построения физкультурного досуга. (Осокина Т.И.)[2]

Структура физкультурного досуга зависит от тематики, задач, условий проведения.

Первый вариант.

  1. Приветствие команд.
  2. Соревнования команд.
  3. Соревнования капитанов.
  4. Показательные выступления команд.
  5. подведение итогов.

Второй вариант.

  1. Сюрпризный момент.
  2. Показательные выступления.
  3. Общегрупповая подвижная игра.
  4. Эстафеты.
  5. Малоподвижная общегрупповая игра.

Третий вариант.

  1. Танцевальные упражнения, хоровод.
  2. Общегрупповая подвижная игра.
  3. Аттракционы.
  4. Эстафеты.
  5. Малоподвижная общегрупповая подвижная игра.  

 

 

    

Таким образом, можно сделать вывод, что физкультурный досуг это такая форма работы с дошкольниками, которая  нацелена не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми.

В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом дошкольного учреждения, чтобы заинтересовать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей. Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах - семье и дошкольном учреждении. Установлено, что совместные усилия семьи и педагогов приводят к улучшению здоровья и физического развития детей.

Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к  физическому воспитанию ребенка в семье. Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми, чтобы обеспечить ребенку нормальное развитие, и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами:

- не знание возрастных особенностей детей и неумение учитывать индивидуальные особенности физического развития ребенка;

-  неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком;

- недостаточное владение двигательными умениями;

- неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.

            Именно по этому при проведении активных форм отдыха следует приглашать родителей, но не только как пассивных наблюдателей, а как активных участников игр и заданий так считает Степаненкова Э.Я.. Сначала это может быть участие нескольких родителей, остальных могут заменить педагоги дошкольного учреждения. Форма участия родителей допускается разная, например: «Поиграй со мной», где в подвижных играх, танцевально-ритмических композициях принимают участие все одновременно – и взрослые, и дети. Или это будут эстафеты, а команды - отдельно дети, отдельно- взрослые, или смешанные команды. А может. Это будет «ералаш», но регулируемый руководителем физического воспитания, под названием: «Я научу тебя», где ребенок учит взрослых тому, что умеет сам.[1]

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни в семье. Поэтому педагогам дошкольного учреждения необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, привлекать  родителей к активному отдыху совместно с детьми, вовлекать в совместный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные родителями знания воплощались при воспитании ребенка в семье, так считает Лысова В.Я.[1]

Большую пользу приносят проведенные совместно с родителями физкультурные праздники и досуги, позволяют детям совершенствовать их двигательные навыки, формировать характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, а так же улучшают микроклимат семьи.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что участие  родителей в физкультурном празднике, досуге совместно с детьми оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, повышает интерес детей и родителей к совместным занятиям физической культурой и спортом.

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система работы.

      Для того чтобы физкультурные праздники и досуги эффективно оптимизировали двигательный режим и влияли на повышение двигательной активности старших дошкольников, гармоничное развитие личности ребенка необходимо целенаправленное и гармоничное руководство этим процессом.

      Цель данной работы: оптимизация двигательного режима старших дошкольников через проведение физкультурных праздников и досугов для повышения двигательной активности, укрепления здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни, развитие физических качеств, являющихся одним из показателей физической подготовленности старших дошкольников.

    

     Направления работы.

1.       Работа с детьми.

           Вся работа строится в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный этапы.

На подготовительном этапе идет ознакомление педагога с теоретическими основами физического воспитания, знакомство с психофизическим развитием детей дошкольного возраста, изучается специальная литература, идет анкетирование родителей о заинтересованности их в физическом развитии ребенка. Проходит пропаганда активного отдыха среди педагогов ДОУ. Проводится диагностика физического состояние детей, выводится перспектива работы по внедрению проведения активных форм отдыха детей в детском саду.

Далее идет переход к основному этапу. В него входит планирование работы по освоению детьми: основных видов движений, их автоматизация; разучивание подвижных игр и элементов спортивных игр. Эта работа ведется через проведение: утренней гимнастики (ходьба, бег, ОРУ), физкультурных занятий (построения, перестроения, ходьба, бег, ОРУ, музыкально-ритмические композиции, ОВД, подвижные игры и игровые упражнения), прогулок (элементы спортивных игр и упражнений), индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности.

Третий этап – заключительный. В ходе данного этапа идет подготовка к проведению и проведение физкультурных праздников, досугов, далее проводится само запланированное мероприятие. В конце года проводится мониторинг физического состояния детей, делаются выводы о проделанной работе, и планируется дальнейшая деятельность педагога по данному разделу. (Приложение 4)

 

2.       Работа с педагогами.

    Цель: активизация и пропаганда необходимости оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками при подготовке и проведении физкультурных праздников и досугов.

 

Взаимодействие  педагогов группы со специалистами дошкольного учреждения при подготовке и проведении физкультурных праздников и досугов:

Воспитатели групп:

- освоение и закрепление О.В.Д., элементов спортивных игр и упражнений, построений и перестроений.

- разучивание подвижных игр;

- написание перспективного плана и конспектов мероприятий;

- расширение и активизация двигательной деятельности ребенка;

- развитие способности использовать имеющиеся умения и навыки по физическому воспитанию в различных ситуациях;

- автоматизация двигательных умений и навыков.

Музыкальный  руководитель:

- подбор и разучивание с детьми песен, частушек;

- подбор музыкального сопровождения.

Воспитатель- хореограф:

- освоение и закрепление ритмических движений;

- развитие двигательного творчества дошкольников

- разучивание музыкально-ритмических композиций;

- постановка танцев.

Воспитатель ИЗО:

- подготовка декораций, оформления;

- выставка работ детей.

Социальный педагог:

-изучение социально-психологического состояния ребенка и решение снятия имеющейся выявленной проблемы через активные формы отдыха. (Приложение 5)

          

           3. Работа с родителями.

            Цель: формирование правильного отношения к физическому развитию детей через проведение совместных физкультурных праздников и досугов.

             В разных формах работы с родителями устранить такие причины как:

- незнание возрастных особенностей детей и неумение учитывать

индивидуальные физические данные ребенка;

-  неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком;

- недостаточное владение двигательными умениями;

- неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.

Информация о работе Оптимизация двигательного режима старших дошкольников через использование физкультурных праздников и досугов