Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, реферат
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными, воспитывать у ребенка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни - задача каждого до-школьного учреждения.
Быть в движении - значит укреплять здоровье, развиваться физически. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества для всестороннего развития личности.
Введение. ………………………………………………………………….. 3
1. Особенности физического развития детей 5-7 лет. ………………... 10
2. Активные формы отдыха. ……………………………………………. 12
2.1 Физкультурный праздник……………………………………………. 12
2.2. Физкультурный досуг. ………………………………………………... 22
3. Привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми. ….26
4. Система работы. …………………………………………………………. 28
Заключение. ………………………………………………………………...31
Библиография. ………………………………………………………………33
Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха, содержание которого составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у детей интерес и положительные эмоции при выполнении. (Степаненкова Э.Я.)
Двигательные умения - степень владения двигательным действием, которая отличается необходимостью подробного, сознательного контроля за действием, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, небольшой прочностью запоминания. ( Шебеко В.Н.)[3]
Двигательные навыки – степень владения техникой действия, при которой управление движениями осуществляется, автоматизировано и действия отличаются и действия отличаются высокой надежностью. (Шебеко В.Н.)
Двигательная активность – основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. (Степаненкова Э.Я).
1. Особенности физического развития детей 5-7 возраста.
Как считают авторы Беззубова Н.И. и Ермошина А.М. - возрастной период 5-7 лет это период «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров. Развитие опорно-двигательной системы еще не завершено. Между костями черепа сохраняются еще хрящевые зоны, окостенение носовой перегородки еще не окончено.
Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к действиям. Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Наблюдается незавершенность строения стопы. К 6 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кисти рук.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия тела ребенка.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой управления по технике движений детьми 6-летнего возраста выполняются более правильно и осознано.
Развивается и совершенствуется аналитическое восприятие посредством разучивания движений, что ускоряет формирование двигательных навыков.
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Бурно развиваются лобные доли мозга. Дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения, что способствует пониманию слов, установок педагога, повышая активность упорядоченных движений.
В этом возрасте совершенствуются основные психические процессы: возбуждение и особенно торможение. Формируются динамические стереотипы быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточности подвижности нервных процессов.
Процесс развития сердечно-сосудистой системы продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Размеры дыхательных путей значительно уже, чем у взрослых. Поэтому важна правильная организация двигательной активности дошкольников и дыхательных упражнений. Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Потребность в двигательной активности у многих детей настолько велики, что врачи и физиологи период то 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности».
С учетом вышесказанного и строится система физкультурно-оздоровительной работы, соблюдаются меры по предупреждению травматизма, осуществляется контроль за двигательной деятельностью дошкольников с учетом проявленной ими индивидуальности. Предупреждение случаев гиподинамии и активизации тех, кто предпочитает малоподвижные игры.[1]
Регулирование нагрузки.
В программе физкультурного праздника, досуга, при проведении туристической прогулки обязательно предусматривается чередование движений с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников, и задания для зрителей.
Любое задание, связанное с физической нагрузкой, как считает Филиппова С.О., вызывает утомление, которое проявляется временным снижением работоспособности и заинтересованности детей. По степени выраженности утомления можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Небольшая степень утомления обязательна.
При наличии признаков средней степени утомления у отдельных детей нагрузку следует ограничить. Выраженные признаки утомления у большинства детей проявляются в результате чрезмерной нагрузки. В этом случае нужно перестроить структуру проводимого мероприятия таким образом, чтобы нагрузка соответствовала уровню физической подготовленности детей.[2]
(Приложение 1)
2. Активный отдых.
2.1. Физкультурный праздник.
Значение.
Степаненкова Э.Я. дает такое определение физкультурному празднику - это одна из форм активного отдыха детей и взрослых, содержание которого представлено видами физических упражнений (спортивных упражнений, гимнастикой, подвижными и спортивными играми), выполняемых преимущественно на открытом воздухе, в сочетании с элементами театральности, хореографии, пения, шуточных викторин, аттракционов. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков психофизических качеств.
Физкультурный праздник, как считает Филиппова С.О. – это зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни. В течение года рекомендуется проводить 2-3 физкультурных праздника (один за сезон: осенью, зимой, весной, летом), длительностью 60-75 минут – в зависимости от возраста детей, участвующих в данном мероприятии. Тема праздника может быть посвящена выдающимся событием в спортивной жизни, знаменательным датам, отдельным видам спорта, известным спортсменам.[1]
Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания возможность померятся своими силами.
Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления (Фонарев А.М., Медвецкий А.И., ГребешковаИ.И. и др.). Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлекает его от «ухода» в болезнь (Старковская В.Л.). Подвижные игры, аттракционы, сюрпризы которыми насыщена программа любого праздника, вызывают искрений смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже это одно обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.
Физкультурные праздники, по мнению Осокиной Т.И. - значимы для всестороннего развития дошкольников. Во время праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно меняющаяся ситуация), дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствуют активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и других полезных качеств и способностей.[1]
Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная деятельность со сверстниками, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияю на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество.
По мнению Ермак Н.Н. - праздники помогают донести до сознания дошкольников представления о явлениях общественной жизни, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям, пробуждать чувство любви к родному краю.[2]
Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают дошкольников, вызывают чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам сверстников, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, смелости, настойчивости, решительности и других морально – волевых качеств.
Участие в физкультурном празднике помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Большое воспитательное значение, по мнению Аксеновой З.Ф. - имеет слаженная деятельность взрослых: сотрудников дошкольного учреждения, родителей, представителей спортивных организаций, их совместное участие в подготовке и проведении праздника.[1]
Участие в физкультурном празднике оказывает комплексное влияние на развитие личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.
Классификация физкультурных праздников ( Бочарова Н.И.)[2]
Несмотря на то что каждый физкультурный праздник должен осуществлять комплексное решение задач и способствовать гармоничному развитию ребенка, всегда определяется одна главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика, содержание. Определяются методы и приемы воспитания.
В зависимости от принципов, положенных в основу классификации, выделяется семь видов классификации физкультурных праздников.
1. По доминирующей задаче.
- Формирование здорового образа жизни. Это тематические праздники типа «Праздник чистюль», «Приключения неболейки» и т.п. Правильно подобранные элементы праздника в сочетании с литературным текстом, включение детей в поединки с «врагами здоровья» позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня
-Воспитание интереса к физкультуре и спорту. Направлены на решение задачи воспитания стойкого и глубокого интереса к занятиям физкультурой и спортом, личным достижениям и успехам, спортивным событиям нашей страны и всего мира.
-Позабавить детей, доставить им удовольствие. Шуточные праздники – развлечения.
-Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей. Тематикой может служить мотивация оказания помощи героям, поиски клада, демонстрация своей удали и закалки, цепочка сложных заданий-испытаний – самый привлекательный вид праздника для старших дошкольников.
-Демонстрация спортивных достижений. Данный вид праздника совмещается, с каким либо итоговым событием в жизни детей или сезонными изменениями.
-Воспитание интереса к народным традициям. Это фольклорные по содержанию и тематике праздники.
-Формирование познавательной активности. Праздники, направленные на расширение и систематизацию знаний в области экологии, ОБЖ.
2. По двигательному содержанию.
-Комбинированный. Стоится на основе сочетания разных видов физических упражнений.
-На основе элементов спортивных игр.
-На основе спортивных упражнений.
-На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Наиболее распространенный вид праздника, который не требует большой подготовки.
-Интегрированные. В содержании праздника этого вида наяду с двигательной включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.п.
3. По методам.
-Игрового метода
-Соревновательного метода.
-Методом сюжетного рассказа.
-Методом творческих заданий. Направлено на формирование творческой активности.
4. По месту проведения.
- На спортивной площадке или стадионе.
-В природных условиях
- В спортивном зале.
5. По составу детей.
-По принципу объединения одновозрастных или близких по возрасту детей.
-одного детского сада
- нескольких детских садов
6. По использованию оборудования, инвентаря, пособий.
- С использованием спортивного, физкультурного, туристического инвентаря.
-С использованием природного материала.
-С использованием самодельного или приспособленного инвентаря.
-С сюжетными игрушками и игровыми пособиями.
7. В зависимости от сезона.
Выделяют четыре вида праздников.
Организация и проведение физкультурного праздника.
Физкультурный праздник в детском саду организуется в соответствии с годовым планом дошкольного учреждения, руководителем дошкольного учреждения создается и подписывается инструкции: