Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, реферат
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными, воспитывать у ребенка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни - задача каждого до-школьного учреждения.
Быть в движении - значит укреплять здоровье, развиваться физически. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества для всестороннего развития личности.
Введение. ………………………………………………………………….. 3
1. Особенности физического развития детей 5-7 лет. ………………... 10
2. Активные формы отдыха. ……………………………………………. 12
2.1 Физкультурный праздник……………………………………………. 12
2.2. Физкультурный досуг. ………………………………………………... 22
3. Привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми. ….26
4. Система работы. …………………………………………………………. 28
Заключение. ………………………………………………………………...31
Библиография. ………………………………………………………………33
Управление образования ……………. муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №»
Реферат на тему:
«Оптимизация двигательного режима старших дошкольников через использование физкультурных праздников и досугов».
Воспитатель
Сокол 2009г.
План:
Введение. ………………………………………………………………….. 3
1. Особенности физического развития детей 5-7 лет. ………………... 10
2. Активные формы отдыха. ……………………………………………. 12
2.1 Физкультурный праздник……………………………………………. 12
2.2. Физкультурный досуг. ………………………………………………... 22
3. Привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми. ….26
4. Система работы. …………………………………………………………. 28
Заключение. ………………………………………………………………...31
Библиография. ………………………………………………………………33
Приложение.
Введение.
Актуальность.
В современном обществе, в эпоху 21 века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет лишь около 10%. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту.
Полноценное физическое развитие это основа формирования личности. «Берегите здоровье смолоду»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными, воспитывать у ребенка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни - задача каждого дошкольного учреждения.
Быть в движении - значит укреплять здоровье, развиваться физически. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества для всестороннего развития личности.[1]
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья, высокой физической готовности. В тоже время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, его физических возможностей, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются:
- привитие детям интереса к физкультуре и спорту
- обучение детей доступным двигательным умениям.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника- это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающая запросам и впечатлениям ребенка.
Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт его характера.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу признаками:
- ведущая роль педагога
-направленность деятельности воспитателя и детей на реализацию задач воспитания и обучения
-построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами.
Л.Д. Глазырина считает что, физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Прежде всего- это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.[1]
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.
Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.
Создать условия для привития детям потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Одной из форм работы по физическому воспитанию является активный отдых – физкультурные праздники и досуги детей в дошкольном учреждении и вне него.
Лысова В.Я. говорит, что невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду веселых досугов, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общая задача- воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Активные движения повышают устойчивость организма дошкольника к заболеваниям, а недостаток движений (гиподинамия) вызывает патологические изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме.[1]
При проведении физкультурных праздников и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект воспитания: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.[2]
Таким образом, мы видим, что физкультурные праздники и развлечения - важное средство самовыражения, проба сил. Здесь педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей, помогают найти с детьми более тесный контакт.
Теоретическое обоснование.
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, как считает автор Филиппова – важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Однако физкультурные занятия, предусмотренные программами физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость введения различных форм активного отдыха в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения.[1]
Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности. В осуществлении этого направления помогают программы по физическому воспитанию дошкольников.[2]
«Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой предусмотрено проведение физкультурных праздников и досугов с детьми дошкольного возраста. Они являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими формами работы по физическому воспитанию физкультурные праздники и досуги помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных и физических возможностей детского организма, улучшению работоспособности и закаленности детей.
В последние годы в дошкольной педагогике наметилась тенденция к всестороннему оздоровлению детей, привитию привычки к здоровому образу жизни. Например, одной из главных задач программы «Радуга» под редакцией Т.В. Дороновой, является использование новых форм организации детской деятельности, имеющих важное значение для социализации ребенка и обеспечивающих ему психологический комфорт, а также стимулирующих развитие самостоятельности и ответственности.[1]
По мнению Степаненковой Э.Я. - двигательная деятельность в рамках активного отдыха хоть и не преследует цель достижения высоких спортивных результатов, тем не менее, включают в себя элементы соревновательности, соперничества, дает элементарные знания по различным видам спорта, необходимые туристические навыки. Массовые физкультурные мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами, праздниками, а так же туристическими прогулками и походами[2].
Физкультурные праздники и досуги носят, как правило, эпизодический характер, периодически меняющимся контингентом, с охватом воспитанников всего дошкольного учреждения. Главным их признаком являются, простота правил и условий участия, доступность содержания каждому участнику независимо от его подготовленности.[3]
Отсюда следует такой вывод, что в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения, прочное место занимают физкультурные праздники, досуги, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.
Основная цель реферата:
- Оптимизация двигательного режима старших дошкольников для повышения двигательной активности через проведение физкультурных праздников и досугов.
Исходя из цели, сформированы задачи реферата:
1. Проанализировать литературу по методике физического воспитания, дошкольной педагогике, психологии.
2. Теоретически обосновать проблему оптимизации двигательного режима старших дошкольников для повышения двигательной активности через проведение физкультурных праздников и досугов, выявить особенности подготовки и проведения данных мероприятий.
3. Совершенствовать систему взаимодействия педагогов группы со специалистами дошкольного учреждения при подготовке и проведении различных форм активного отдыха.
4. Привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми.
Термины.
Активный отдых – одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в детском дошкольном учреждении.[1]
Физкультурный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых, содержание которого представлено видами физических упражнений (спортивных, гимнастикой, подвижными и спортивными играми), выполняемых преимущественно на открытом воздухе, в сочетании с элементами театральности, хореографии, пения, шуточных викторин, аттракционов. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков психофизических качеств. (Степаненкова Э.Я.)[2]