Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:03, контрольная работа
Определяющим фактором общественного развития на рубеже веков стал интенсивный переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному сообществу, сопровождающийся глобализацией большинства мировых процессов. Во всех сферах человеческой деятельности происходят кардинальные изменения. Это относится и к системе высшего образования. Повышаются запросы общества к качеству профессионального образования; меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие концептуальные основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг и за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.
Введение
1. Оценка качества высшего профессионального образования
2. Оценка качества высшего профессионального образования с помощью экспертов
Заключение
Список используемой литературы
Ю Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт экономики и управления
Контрольная работа
По дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
Тема: «Оценка качества высшего профессионального образования».
Выполнила:
Студентка группы
2011
Содержание
Введение
1. Оценка качества высшего профессионального образования
2. Оценка качества высшего профессионального образования с помощью экспертов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Определяющим фактором общественного развития на рубеже веков стал интенсивный переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному сообществу, сопровождающийся глобализацией большинства мировых процессов. Во всех сферах человеческой деятельности происходят кардинальные изменения. Это относится и к системе высшего образования. Повышаются запросы общества к качеству профессионального образования; меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие концептуальные основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг и за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.
1. Оценка качества высшего профессионального образования
Высшее образование всегда играло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержки предприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. В этих сложных и трудно прогнозируемых условиях успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Но важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Ведь именно качество, способность к осуществлению инновационной деятельности определяют имидж любого вуза в общественном мнении, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы, а следовательно, и создавать необходимые условия для дальнейшего повышения качества образования. Именно поэтому, наверное, в последние годы Министерство образования РФ постоянно обновляет образовательные стандарты, изменяет устаревшие и создает новые специальности.
В России в 2002 году принята Концепция развития образования до 2010 года, определяющая три главные его задачи: доступность, качество и эффективность. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов высшей квалификации сверху, под эгидой Министерства образования РФ, происходит с использованием таких инструментов как лицензирование, аттестация и аккредитация. Вместе с тем известно, что эволюция качества работы организации проходит три этапа: качество, ориентированное на инспекцию; качество процесса и, наконец, качество проекта.
Таким образом, продолжая тенденцию укрепления пирамиды власти в стране, Министерство образования строит скорее систему обеспечения качества образования, ориентированную именно на инспекцию. Аккредитация, по сути представляющая оценку качества со стороны Министерства образования РФ, является к сожалению, достаточно формальной и не дает реальной информации о положении дел на рынке высшего образования, поскольку отражает мнение не всех заинтересованных сторон, а лишь Министерство образование РФ.
Минобрнауки России и Рособрнадзор должны в этом году разработать и утвердить план создания общероссийской системы оценки качества образования. Необходимо будет развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:
1. упорядочивание информационных
потоков -- исключение дублирования
или повторных запросов в
2. разграничение полномочий
различных организационных
3. объективизация существующих
экспертных процедур и
4. введение механизмов
обязательной общественно-
5. осуществление
6. разработка и внедрение
программ повышения
Качество высшего профессионального образования определяется множеством показателей, среди которых основными являются "подготовленность педагогического персонала, его участие в научно - исследовательской работе, отработанность образовательных стандартов и программ, довузовская подготовка абитуриентов, организация учебного процесса, состояние материальной и сетевой базы учебного заведения и множество других". В настоящее время ситуация в Российской высшей школе изменилась кардинально. В общественном мнении снова поднялся престиж большинства профессий, требующих высшего образования, возросли конкурсы абитуриентов, численность студентов по всем формам обучения. Совершенствование контроля и управления качеством образования в настоящее время -- одно из направлений модернизации системы российского образования. В одобренных Правительством России приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо "…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ".
До недавнего времени большинство специалистов аппарата управления образованием относились к проблеме независимой оценки качества образования в России индифферентно. Результаты, которые показывали школьники в СССР и России в ходе международных исследований по оценке качества образования, таких как программа международной оценки обучающихся -- мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии Programme for International Student Assessment (PISA) и сравнительное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS) -- фактически никого не интересовали. Обсуждение данного вопроса велось лишь небольшим профессиональном сообществом, связанным с проводимыми международными исследованиями.
После начала эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) ментальность управленцев начала изменяться, и многие руководители почувствовали необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность как отдельных образовательных учреждений, так и в целом муниципальных и региональных образовательных систем. Именно желание иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стимулирует поддержку большинством руководителей системы образования обязательности введения ЕГЭ для всех выпускников школ.
Единый государственный экзамен, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования, не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Фигурально выражаясь, экзамен показывает лишь "температуру" в данном образовательном учреждении или в совокупности образовательных учреждений. Но для принятия управленческих решений этого недостаточно. Поэтому появляется необходимость в дополнительных данных.
При обсуждении проблемы оценки качества образования необходимо учитывать, что часто в дискуссиях по поводу общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) не различают оценку знаний обучающихся и оценку деятельности образовательных учреждений, деятельности системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
При постоянном увеличении количества учащихся неизбежно обострение проблемы ресурсного обеспечения вузов. Преподавательский состав - наиболее сложно и медленно восполняемый ресурс. По данным В. Кружалина, контингент студентов за десять лет вырос в два раза, численность профессорско-преподавательский состав - только на 15%. Основной прирост учебной нагрузки закрепляется за счет внутривузовского совместительства, активного привлечения аспирантов дневной формы обучения, что не может не сказаться негативно на качестве подготовки будущих специалистов.
Качество образовательного процесса оценивается вузом либо самостоятельно, либо с помощью аттестационных комиссий ГЭК, потребителей, выпускников… Качество же подготовки специалистов - потребителем. В этом случае оно понимается как свойство объекта и продукции (или услуги), отвечающее требованиям контроля или заказчика. Образовательный процесс нужно рассматривать четко различая два понятия: качество подготовки специалистов и качество самого этого процесса.
Существует два подхода к качеству. Первая - практическая, заключается в том, что качество определяется как степень соответствия целям. Однако у потребителя, студента, агентов, задействованных в учебном процессе, цели могут быть разными, поэтому и качество может пониматься ими по-разному. И в этом смысле подход к его оценке связан со степенью этого соответствия, что и позволяет, в свою очередь, говорить об управлении качеством. Вторая - касается внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного. И первая и вторая точки зрения - крайние. Подходы принятые сейчас в Европе объединяют обе.
Качество как степень соответствия целям - одна из наиболее работающих сегодня категорий, на основании которой в международной практике выделяют пять основных подходов:
1. Традиционный подход состоит в следующем: обеспечить качество образования - значит, сделать его престижным, потому что по определению выпускник такого вуза занимает более выгодные позиции на рынке труда.
2. Научный исходит из соответствия стандартам.
3. Менеджерский подход предполагает, что качественным может считаться образование, которым удовлетворен клиент.
4. Потребительский, здесь
потребитель определяет
5. При демократическом подходе вуз приносит пользу обществу, тому региону, где он находится.
В настоящее время качество подготовки специалистов в большинстве вузов во многом определяется состоянием материальной базы (т.е. количеством квадратных метров учебно-лабораторных площадей, наличием всего необходимого оборудования, использованием широкого спектра современных информационных технологий).
2. Оценка качества высшего профессионального образования с помощью экспертов
На данный момент существует Проект "Положения об эксперте для системы независимой оценки качества высшего образования".
Здесь основной целью деятельности экспертных комиссий и их членов является оценка условий реализации образовательных программ высшего профессионального образования образовательным учреждением высшего профессионального образования и уровня подготовки лиц, обучающихся в вузе.
Основными задачами экспертов являются:
содействие в осуществлении государственного контроля качества высшего образования государственному органу управления образованием в вузе;
оценка целей и содержания реализуемых основных образовательных программ и их соответствия государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, а также уровня и качества подготовки студентов высших учебных заведений;
оценка условий реализации основных образовательных программ вузе и их соответствии установленным требованиям;
оценка уровня организации и проведения процесса обучения в высшем учебном заведении;
оценка результатов, достигнутых вузом при подготовке студентов и выпускников.
Эксперт - это лицо, обладающее специальными познаниями в сфере высшего образования и привлекаемое органом управления образованием для осуществления экспертизы высшего учебного заведения.
Не все из стремящихся попасть в вузы готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности, могут полноценно осваивать программы. И это вынуждает вузы в известной мере подстраивать свои образовательные программы под их уровень. Это важный момент, определяющий качество высшего образования в целом.
Существенно выросла потребность в повышении квалификации и переподготовке специалистов. Одного диплома становится недостаточно для успешной карьеры (особенно в бизнесе и политике). Способные молодые люди ориентируются на получение двух, а то и трех дипломов о высшем образовании. В деканатах многих вузов скапливается немало заявлений от успешно занимающихся студентов с просьбой разрешить им осваивать одновременно другую специальность. Иногда им разрешают учиться на другом факультете бесплатно. Что противоречит Федеральному Закону "О высшем и послевузовском образовании", в котором говорится, что гражданину разрешается получать за счет бюджетных средств только одно высшее образование.
Работа на рынке образовательных услуг неизбежно приводит к тому, что вузы оказываются в отношениях конкуренции, соперничества следовательно, возникает проблема повышения их конкурентоспособности.
Основные принципы отбора показателей для оценки качества образования:
ориентация на требования внешних пользователей;
учет потребностей системы образования;
минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
Информация о работе Оценка качества высшего профессионального образования