Оценка инвестиций в высшее образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:37, реферат

Краткое описание

Исследованы факторы развития рынка образовательных услуг, места в этом процессе новых информационных технологий. Проанализировано формирование в системе образования новых экономических механизмов. Выделены основные пути совершенствования управления образованием в условиях развития рыночных отношений. Раскрыта институциональная сущность новых типов организационных структур в системе высшего, университетского образования: университетов дистанционного образования; консорциумов университетов; телеуниверситетов; виртуальных классов и виртуальных университетов.

Оглавление

Введение
Глава 1 Роль экономических методов анализа инвестиций в управлении современным образованием
1.1. Теория человеческого капитала как основа экономического анализа инвестиций в образование
1.2. Значение анализа эффективности затрат как метода оценки инвестиций в образование
Глава 2 Методы оценки инвестиций в сферу образования
2.1 Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста
2.2. Оценка эффективности инвестиций в сфере образования
2.3 Различия в заработках и спрос на образование. Паутинообразная модель
Заключение

Файлы: 1 файл

начало реферата попытка 2.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Введение

     На  современном этапе ведущими странами мира особое значение в формировании и накоплении человеческого капитала придается образованию. Его уровень  определяет интеллектуальный потенциал  государства в качестве важнейшей  составляющей национального богатства. Более того, эффективное использование накопленного научно-образовательного потенциала является главным условием экономической и социальной стабильности общества.

     В настоящее время сфера образования  Российской Федерации находится  на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма устойчивого развития и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. В этом контексте в промышленно развитых странах политикой не только государства, но и частного бизнеса является принцип приоритетного инвестирования сферы образования. В нашей стране данный принцип продекларирован в Федеральном Законе «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации». Программа Правительства РФ на 2000-2010 годы, также ориентирована в большей степени на выполнение программ социальной направленности. Однако на практике они реализуются весьма медленно. Недостаток бюджетного финансирования и низкий уровень привлечения внебюджетных источников инвестиций в сочетании с рыночными элементами хозяйствования значительно затрудняют формирование экономических условий для эффективного развития сферы высшего образования. Все это не позволяет в полной мере обеспечить требуемое качество подготовки специалистов, а механизмы для привлечения дополнительных инвестиций продолжают находиться на стадии формирования.

     Исследования  в области использования инвестиций в российское образование, в том  числе и высшее, показали, что  современная ситуация характеризуется  отсутствием обоснованной оценки эффективности инвестиций, которая позволила бы определить степень их преобразования в результаты подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда. Эти исследования поставили ряд проблем, требующих комплексного решения.

     Динамичное  развитие сферы высшего образования  усилило необходимость поиска современных  методов и технологий оценки функционирования вузов, способствующих эффективному применению имеющегося потенциала и его увеличению, в пределах своих возможностей, за счет привлечения дополнительных источников инвестиций.

     Социально-экономическая  значимость высшего образования  в формировании и накоплении человеческого  капитала, конкуренция со стороны  коммерческих образовательных структур, разнородность существующих показателей, отсутствие объективной системы оценки эффективности инвестиций и внедрения ее в практику управления подготовкой специалистов является актуальной проблемой, требующей решения.

     Накопленный научный и практический опыт в  разработке методов оценки эффективности инвестиций в сферу образования свидетельствует о том, что в данной области уже достигнуты определенные результаты. Сегодня, существующие методы не учитывают реальную деятельность вуза с позиций особенностей развития региона. Большинство из них не позволяют определить механизм распределения инвестиций по приоритетным направлениям деятельности вуза и объективно оценить эффективность их использования.

     В данной работе использованы нормативно-законодательные  акты РФ и ее субъектов по вопросам инвестиционной деятельности, данные периодической печати, статистических ежегодников. Методологическую базу диссертационной работы составили общенаучные методы исследования: системный и сравнительный анализ, классификация, синтез, оптимизация, метод экспертных оценок.

     Глава 1 Роль экономических методов анализа инвестиций в управлении современным образованием 

     1.1. Теория человеческого капитала как основа экономического анализа инвестиций в образование 

     Одна  из важнейших особенностей, характеризующих  управление образованием в последние десятилетия, состоит в постепенном утверждении трактовки образования как инвестиций в человеческий капитал.

     Понятие человеческого капитала было введено  в экономику именно в связи  со стремлением осмыслить роль образования  на рынке труда. Мера воплощенной в человеке способности приносить доход стала выражаться в понятии человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом. Ценность как физического, так и человеческого капитала зависит от того дохода, который этот капитал способен приносить в будущем. Инвестиции и в физический, и в человеческий капитал имеют целью увеличить будущий доход. Экономический анализ инвестиций строится на сравнении осуществленных капитовложений и того дохода, который они приносят в будущем.

     Несмотря  на то, что существуют различные формы инвестиций в человеческий капитал, образование в современном мире является одной из основных.

     Такая трактовка образования как инвестиций стала утверждаться в мире с начала 1960-х годов, когда резко возрос интерес к роли и значению образования в экономическом развитии. Именно в течение этого десятилетия произошла, по выражению М.Баумена, революция в экономическом мышлении по вопросам инвестирования в человека. В ходе этого переосмысления роли и значения инвестиций в человека в экономическом развитии были предприняты первые попытки  каким-то образом измерить вклад образования  в экономический рост. Тогда же впервые стало исследоваться понятие инвестиций в человеческий капитал.

     Любое инвестиционное решение предполагает выбор между потреблением, которое приносит немедленное удовлетворение потребностей, и инвестициями, создающими дополнительные возможности для производства товаров и услуг в будущем. Выбор между потреблением и инвестициями основывается на экономическом анализе, который проводится в широком социально-политическом контексте и принципиально неотделим от этого контекста. Это же справедливо и в отношении выбора между различными альтернативными инвестициями в условиях ограниченных ресурсов.

     Инвестиционные  решения в отношении образования имеют существенную специфику, связанную с двойственной характеристикой образования, которая заключается в том, что образование по своей природе представляет собой как потребление, так и инвестиции.

     Для выбора между осуществлением инвестиций в физический капитал или в человеческий капитал стали актуальными вопросы о том, какой вклад вносит образование в экономический рост, как сравнить этот вклад образования с вкладом физического капитала.

     Хотя  понимание того, что инвестиции в  человеческий капитал способствуют экономическому росту, фактически возникло еще во времена Адама Смита, и классические экономисты уделяли определенное внимание необходимости затрат на развитие умений и навыков человека, тем не менее только в 1960-х годах Т.Шульц и Е.Дэнисон показали, что образование непосредственно вносит вклад в рост национального дохода посредством улучшения умений и навыков рабочей силы.

     Автор Т. Шульц разработал метод измерения вклада образования в экономический рост, основанный на исследовании нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал, которую сравнил с нормой отдачи инвестиций в физический капитал. Этот метод анализа привел к тому же выводу, а именно, что существенная доля прироста выпуска продукции, как в развитых, так и в развивающихся странах объясняется инвестициями в образование.

     Однако  этот вывод был основан на широком  спектре определенных теоретических  предположений. В частности, предполагалось, что заработки различных групп  рабочих являются мерой их вклада в выпуск продукции; что более  высокие заработки образованных рабочих отражают их более высокую производительность труда; что взаимосвязи между затратами ресурсов и выпуском продукции являются достаточно простыми, чтобы быть проанализированными в терминах агрегированной производственной функции. Д.Уилер предпринял попытку доказать, что образование и другие индикаторы развития человеческого ресурса являются как причиной, так и следствием экономического роста. Для этого он разработал синхронную модель, в которой учитывается взаимодействие между экономическим ростом и развитием человеческого ресурса и делается попытка разделить причину и следствие. Свою модель Д.Уилер применил к данным по 88 развивающимся странам. Анализ результатов этого исследования позволил сделать вывод о том, что образование вносит вклад в экономический рост не только прямо, непосредственно, но и косвенно - путем увеличения нормы накопления и путем снижения уровня рождаемости.

     Аналогичные методы применил Р.Мэррис для исследования данных по 66 развивающимся странам  и пришел к заключению, что образование не только оказывает сильное воздействие на экономический рост, но и что если общие инвестиции не поддерживаются инвестициями в образование, то они оказывают меньшее воздействие на темпы экономического роста. Этот важный вывод, что инвестиции в образование дополняют инвестиции в физический капитал и усиливают их воздействие на экономический рост, был подтвержден и в ряде других исследований.

     Таким образом, исследования воздействия  образования на экономический рост, которые проводятся в последние два десятилетия, дают основания предположить, что попытки измерить вклад образования в экономический рост, скорее всего, недооценили этот вклад, поскольку в них не учитывался сложный характер воздействия образования на экономический рост, а рассматривалось только прямое непосредственное влияние. В них игнорировались и многие другие аспекты вклада образования в экономический рост, поскольку в них рассматривалось только формальное образование и никак не учитывалось неформальное, полностью игнорировалось образование на предприятиях.

     Таким образом, развитие теории человеческого  капитала в последние десятилетия  обосновывает вывод о том, что  образование оказывает как прямое, так и косвенное воздействие  на экономический рост. Положение  о том, что повышение уровня образования вносит существенный вклад в экономический рост, получает все новые подтверждения в современных исследованиях. 

     1.2. Значение анализа эффективности затрат как метода оценки инвестиций в образование 

     Развитие  представлений об образовании как инвестициях в человеческий капитал сопровождается осознанием важности инвестиций в образование для обеспечения экономического роста и сложности разработки стратегии инвестирования и экономической политики в сфере образования, которые обеспечивали бы максимальную отдачу от инвестиций. Оказывается, что разработка такой стратегии и политики в области инвестиций в образование требует глубокого научного междисциплинарного анализа на базе обширной и разнородной информации с использованием богатого арсенала аналитических средств.

     Эффективность - это, как общепринято в экономических  исследованиях, понятие, которое характеризует  отношение между затратами ресурсов и выпуском продукции, т.е. результатом  производства. Все производители  стремятся быть эффективными. При этом существуют два аспекта эффективности, выражаемые в понятиях технологической (технической) и экономической эффективности.

     Производство  является технологически эффективным, если произведенный объем продукции  является максимально возможным  при определенных затратах ресурсов, т.е. не существует никакого другого способа производства, при котором для этого объема продукции затрачивалось бы меньшее количество по крайней мере одного вида ресурсов. Экономически эффективное производство - это такое, при котором определенный результат, т.е. заданный выпуск продукции, достигается при минимальной по сравнению со всеми другими способами производства стоимости затрат.

     Однако  производственная функция образования  на сегодняшний день исследована  явно недостаточно. Это во многом, очевидно, связано с чрезвычайной сложностью такого вида производства, как образование, для подобного анализа, поскольку результат образования зависит от множества переменных, существенно различающихся по своей природе. Среди них важное место занимают социально-экономические переменные, связанные с влиянием семьи, социального окружения обучаемого, факторы психологического настроя и мотивации обучаемых и т.д., причем влияние этих переменных на результат деятельности образовательных заведений часто затмевает влияние факторов, связанных с затратами этих заведений на образование.

     Однако  сложность результата образования  не должна вести и не ведет к  отказу от экономического анализа эффективности  образовательной системы. В ходе такого анализа было предложено различать внешнюю и внутреннюю эффективность образования, которые связаны с исследованием результата образования в различных плоскостях. Сложность результата образования поощряет поиски все новых аспектов его изучения, что выражается в многоаспектном характере исследований эффективности образовательной системы.

Информация о работе Оценка инвестиций в высшее образование