Оценка инвестиций в высшее образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:37, реферат

Краткое описание

Исследованы факторы развития рынка образовательных услуг, места в этом процессе новых информационных технологий. Проанализировано формирование в системе образования новых экономических механизмов. Выделены основные пути совершенствования управления образованием в условиях развития рыночных отношений. Раскрыта институциональная сущность новых типов организационных структур в системе высшего, университетского образования: университетов дистанционного образования; консорциумов университетов; телеуниверситетов; виртуальных классов и виртуальных университетов.

Оглавление

Введение
Глава 1 Роль экономических методов анализа инвестиций в управлении современным образованием
1.1. Теория человеческого капитала как основа экономического анализа инвестиций в образование
1.2. Значение анализа эффективности затрат как метода оценки инвестиций в образование
Глава 2 Методы оценки инвестиций в сферу образования
2.1 Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста
2.2. Оценка эффективности инвестиций в сфере образования
2.3 Различия в заработках и спрос на образование. Паутинообразная модель
Заключение

Файлы: 1 файл

начало реферата попытка 2.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Понятия внешней и внутренней эффективности инвестиций в образование основаны на взаимодополняющих аспектах анализа результата образования. 

     

     

       
 

       
 
 

     Рисунок 1.1 – Оценка результата образования 

     Насколько результативна образовательная  система можно заключить, с одной  стороны, исходя из того, как результат  образования способствует достижению тех целей, которые общество ставило  перед системой образования, осуществляя  инвестиции в эту систему, т.е. в соответствии с достижением образовательной системой внешних по отношению к ней целей. В этом случае результат образования оценивается по сравнению с затратами с помощью понятия внешней эффективности.

     С другой стороны, об эффективности инвестиций в образование судят с позиций того, как в результате функционирования образовательной системы достигаются те цели, которыми руководствовалась эта система в своей деятельности. В этом случае говорят о внутренней эффективности инвестиций в образование.

     Таким образом, два понятия эффективности - внешняя и внутренняя вводятся для оценки результата образования  с позиций воплощения в нем  двух различных систем целей - целей  всего общества, которые оно стремится  достигнуть, финансируя образование, и  целей образовательной системы, на реализацию которых сама система ориентирует свою деятельность.

     Когда соотношение затрат и результата инвестиций в образование анализируется  не с позиций достижения тех целей, которые общество ставит перед образовательной  системой, а с позиций реализации этой системой ее собственных целей, тогда говорят о внутренней эффективности инвестиций в образование.

     Таблица 1.1 - Основные способы оценки внутренней эффективности

     образовательной системы 

Характеристики  результата Характеристики затрат Способ оценки внутренней эффективности
Валовые показатели Количество выпускников всего, по уровням и типам образования (N) Количество "ученико-лет", затраченное на подготовку этих выпускников  (С) C/N сравнивается с нормальным периодом обучения, свойственным для данного уровня или типа образования
Нормальный  период обучения для данного уровня или типа образования (Tn) Фактическое среднее  число лет, затраченное на подготовку выпускника данного уровня или типа образования (Tf) Индекс неэффективности

(Tf / Tn )

Количественные  показатели качества образования

-баллы,  набранные по когнитивным и  некогнитивным тестам

- экзаменационные  оценки

- оценки  работодателей

-вероятности  того, что выпускники данного  уровня и типа учебного заведения  будут иметь работу после обучения

Стоимость затрат соответствующих уровней и типов  образования Возможно сопоставление  внутренней эффективности отдельных  типов, видов и уровней образования  в случае тождества для альтернативных вариантов обучения равного количества обучающихся либо затрат, либо качественных характеристик результата
 

     При оценке внутренней эффективности инвестиций наиболее сложно количественно определить результат образования. Иногда при  проведении анализа внутренней эффективности  как мера результата деятельности учебных заведений рассматриваются валовые показатели типа количества выпускников на том или ином образовательном уровне, полного числа прошедших подготовку в образовательной системе и т.п. В некоторых случаях эти показатели оказываются достаточно информативными, чтобы оценить эффективность инвестиций в образование.

     Если  результат измеряется числом выпускников, а затраты - числом "ученико-лет", то соотношение затрат и результата будет сравниваться с нормальным периодом обучения, свойственным для  данного уровня или типа образования. Чем ближе это отношение к единице, тем выше эффективность затрат. Если это отношение много больше единицы, то, значит, для данной образовательной системы характерны отсевы и повторное обучение учеников, и большие средства в такой системе расходуются впустую, не принося никаких результатов, т.е. эффективность инвестиций в образование в этом случае низкая.

     Соотношения затрат-результатов, равные или близкие  к единице, указывают на высокую эффективность инвестиций в образование.

     Иногда  внутренняя эффективность оценивается  на основании отношения между  фактическим числом лет, необходимым  для подготовки выпускника, и нормальным периодом обучения (это отношение  иногда называют индексом неэффективности).

     Таким образом, иногда простые валовые количественные показатели деятельности образовательной системы позволяют достаточно адекватно оценить внутреннюю эффективность инвестиций в образование.

     Однако  так бывает далеко не всегда. В общем  случае оценка результата инвестиций в образование предполагает измерение качества образования, что является достаточно сложной задачей.

     Создание  в нашей стране национальной системы  контроля качества образования на базе государственных образовательных  стандартов свидетельствует о том, что проблема качества образования рассматривается как важная задача повышения эффективности инвестиций в образование. Основными направлениями развития системы контроля качества образования являются организация федерального и региональных центров контроля качества образования и тестирования, разработка федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов, дифференциация системы по ступеням и уровням образования, интеграция национальной системы контроля качества образования в международную.

     При измерении результата инвестиций в  образование проблема состоит в  определении таких количественных показателей, которые бы адекватно  отражали качество полученного в  результате инвестиций образования.

     В качестве измерителей качества образования  предлагаются различные количественные показатели. Например, баллы, которые набрали   прошедшие   обучение,   отвечая   на   вопросы   специально разработанных тестов, иногда рассматриваются как показатели качества знаний, умений, навыков, ценностных установок и ориентаций, которые приобрели обучаемые. Однако проводить обширные и детальные тестирования достаточно дорого, а поверхностные тесты или глубокое тестирование небольших выборок учащихся использовать бессмысленно, т.к. их итоги могут оказаться очень ненадежной мерой качества образования.

     Поэтому при оценке результата образования  часто пытаются использовать показатели, которые можно получить без особенных  на то затрат, но которые были бы достаточно надежными.

     Чаще  всего для измерения качества образования используются данные об успеваемости обучаемых, т.е. те оценки, которые они получают на экзаменах. На основе применения этих показателей иногда удавалось провести интересные оценки эффективности образования. Путем межстрановых сопоставлений успеваемости учеников были обоснованы некоторые выводы о влиянии разных факторов на повышение качества образования.

     Однако  экзаменационные оценки, очевидно, представляют собой не вполне адекватную меру качества образования.

     Их  использование для анализа эффективности  затрат инвестиций в образование сопровождается усилиями по совершенствованию методик проведения экзаменов. В некоторых странах в последние десятилетия системы проведения экзаменов на различных образовательных уровнях подверглись значительному реформированию.

     Экзаменационные реформы нацелены на более последовательное воплощение в системах проведения экзаменов принципов равенства, исключение возможности какой-либо социальной дискриминации. В ходе оценивания результатов образования рекомендуется больше внимания уделять проверке того, насколько эти результаты соответствуют социальным потребностям и запросам. При этом иногда предпринимаются специальные усилия для того, чтобы экзамены не вызывали так называемую "дипломную болезнь" как у учеников, так и у преподавателей, когда учебный процесс сводится к "натаскиванию" на экзамен, слишком ориентируется на ожидаемую проверку.

     Экзаменационные оценки как меру качества образования  предлагается использовать как непосредственно, так и различными косвенными путями, например, для адекватного определения доли отсеявшихся в ходе обучения или второгодников, доли обучаемых, которые смогут продолжать свое образование в различных типах и видах учебных заведений и т.п. Так, в нашей стране изучаются перспективы широкого использования при проведении вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения национальной системы тестирования.

     Однако  принципиальные трудности применения методов анализа эффективности  затрат к инвестициям в образование  связаны не только с тем, что качество образования трудно измерить. Проблема заключается еще и в том, чтобы выявить характер причинно-следственной связи между затратами на образование и его качеством. То есть вопрос заключается в том, насколько повышение или понижение затрат на учебные заведения ведет к повышению или понижению качества образования.

     Многие  исследования затрат-результатов инвестиций в образование установили, например, слабую связь между затратами  на одного обучаемого в учебных заведениях и успеваемостью.

     Результат образования является функцией множества самых разнообразных факторов, которые можно разбить на две основные группы: во-первых, факторы, характеризующие учебное заведение, во-вторых, социально-экономические факторы. В первой группе переменных находятся такие факторы, как соотношение числа преподавателей и числа учеников, квалификация преподавателей, обеспечение школы учебными материалами и оборудованием и т.д. Вторая группа факторов объединяет самые различные социально-экономические параметры образовательного процесса, такие как способности учеников, уровень образования семьи и другие.

     В результате некоторых исследований, установлено, что относительное воздействие внутришкольных и социально-экономических факторов на результат образования зависит от уровня развития страны. Обосновывался вывод о том, что чем менее развито общество, тем большее влияние на результат образования оказывают параметры, характеризующие школу, а социально-экономические переменные значительно определяют результат образования только в высокоразвитых странах.

     Вопрос  переместился в другую плоскость, а именно, как должны распределяться инвестиции в учебное заведение между различными видами расходов на его деятельность с тем, чтобы эффективность инвестиций оказалась наибольшей? При этом среди основных статей школьных расходов, оказывающих наиболее существенное влияние на качество образования, выделяются обеспеченность школы учебниками и другими учебно-методическими пособиями и квалификация учителей. Другие расходы, например, связанные с уменьшением числа учеников в классе, как оказалось, значительно меньше влияют на качество обучения.

     При этом в отношении эффективности  расходов на повышение квалификации учителей иногда также высказываются  сомнения. Однако далеко не все инвесторы  разделили эти сомнения. На сегодняшний день расходы на улучшение подготовки учителей рассматриваются как существенно повышающие качество образования. Теперь актуальным является вопрос о том, как лучше организовать повышение квалификации преподавателей, чтобы инвестиции в него оказались более эффективными, какой способ повышения квалификации предпочесть - с отрывом от производства или без отрыва, переподготовка некоторых учителей или повышение квалификации абсолютно всех, на основе каких образовательных технологий - традиционных или на базе телематических систем - более эффективно повышать квалификацию преподавателей и т.д.

     Но  существует группа факторов, воздействие  которых на качество образования  настолько очевидно и существенно, что практически никогда не оспаривается. Это факторы, связанные с обеспеченностью учебниками и другими учебно-методическими пособиями и материалами. Инвестиции в развитие этих факторов учебного процесса всегда однозначно ведут к улучшению образования, и эффективность этих инвестиций обычно выше, чем инвестиций во все другие факторы, такие как квалификация и зарплата учителей, размеры класса и другие.

     Хотя  инвестиции в учебно-методические материалы  доказали свою высокую эффективность, тем не менее в их отношении  существует много вопросов. Они связаны  с тем, в какие виды и типы учебных пособий наиболее эффективно вкладывать средства, как соотнести инвестиции в учебный материал с инвестициями в другие факторы учебного процесса, элементы образовательной среды, для того чтобы эффективность от всех этих инвестиций стала наибольшей.

     При инвестиционном выборе методы анализа  эффективности затрат обычно применяются  только в тех случаях, если сравниваются инвестиционные варианты или с одинаковыми  затратами, или с равными результатами. Если равны затраты, то этот анализ может определить, какая из инвестиций достигает наибольшего результата. Если равны результаты, то целью анализа является выявление инвестиций с наименьшими затратами. Если инвестиционные варианты различаются как по затратам, так и по результатам, то анализ эффективности затрат не дает однозначно основания для инвестиционного выбора.

     Предположим, например, что затраты на одного ученика общеобразовательной школы  равны 1 тыс.руб., а на учащегося среднего специального учебного заведения 1,5 тыс.руб., но учащиеся Вуза получают на 20% больше баллов при тестировании, чем учащиеся общеобразовательной школы. В этом случае школа и Вуза имеют разные значения внутренней эффективности, а анализ эффективности затрат не может четко определить, школа или Вуза более эффективно использует ресурсы. Вывод будет зависеть от оценки того, стоит ли 20-процентное улучшение успеваемости 0,5 тыс.руб. в расчете на одного обучаемого. Естественно, что в реальной жизни большинство случаев анализа внутренней эффективности в образовании относятся именно к этой категории. То есть обычно на основе только этого метода анализа нельзя однозначно решить проблему инвестиционного выбора в образовании.

Информация о работе Оценка инвестиций в высшее образование