Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:37, реферат
Исследованы факторы развития рынка образовательных услуг, места в этом процессе новых информационных технологий. Проанализировано формирование в системе образования новых экономических механизмов. Выделены основные пути совершенствования управления образованием в условиях развития рыночных отношений. Раскрыта институциональная сущность новых типов организационных структур в системе высшего, университетского образования: университетов дистанционного образования; консорциумов университетов; телеуниверситетов; виртуальных классов и виртуальных университетов.
Введение
Глава 1 Роль экономических методов анализа инвестиций в управлении современным образованием
1.1. Теория человеческого капитала как основа экономического анализа инвестиций в образование
1.2. Значение анализа эффективности затрат как метода оценки инвестиций в образование
Глава 2 Методы оценки инвестиций в сферу образования
2.1 Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста
2.2. Оценка эффективности инвестиций в сфере образования
2.3 Различия в заработках и спрос на образование. Паутинообразная модель
Заключение
Рисунок 2.2. Рынок для выпускников высших учебных заведений с учетом изменений в спросе
Для анализа взаимосвязей между доходами от образования и числом специалистов на рынке труда рассмотрим простую модель рынка труда (рис. 2.2).
Кривая предложения труда S на рис. 2.2 направлена вверх, так как с ростом заработной платы специалистов с высшим образованием увеличивается количество желающих получить его и, соответственно через некоторое время, растёт число специалистов.
Кривая спроса D наклонена вниз, так как с уменьшением заработной платы растет спрос на специалистов. Если данная сфера применения труда быстро расширяется, как, например, число коммерческих банков и прием на работу в них бухгалтеров и финансистов в России в 1991 – 1995 гг., то кривая спроса на специалистов данного профиля сдвигается вправо – вверх, до D2, что сопровождается ростом и заработной платы и их численности. Но поскольку подготовка специалистов происходит с запаздыванием, так как на получение образования уходит 4 - 5 лет, резкое повышение заработной платы банковских служащих не сопровождается быстрым ростом их предложения на рынке труда. Более того, быстрое увеличение спроса на финансовое образование (как это было в России в первой половине 90-х годов) может привести в последующие годы к перепроизводству банковских работников.
Неспособность системы высшего образования быстро реагировать на изменения спроса на специалистов может стать причиной возникновения циклов на рынке труда, состоящих из бумов и спадов. Например, первоначальная нехватка банковских служащих привела к росту их заработной платы и спроса на услуги образования по финансовым дисциплинам. Затем, через 5 - 6 лет, пришедшие на рынок труда молодые специалисты создали избыток предложения работников с высшим образованием по финансам и банковскому делу. Заработная плата банковских служащих снизилась, и привлекательность получения данной профессии упала, что уменьшило спрос на этот вид образования. Но большая часть студентов, уже обучающихся по специальности “Финансы и банковское дело”, скорее всего, будет продолжать учебу, и избыточное предложение на рынке труда финансистов сохранится еще несколько лет. Однако со временем число учащихся по данной специальности студентов будет все уменьшаться, и приток финансистов труда на рынок окажется ниже спроса на них. Результатом станет новое повышение заработной платы банковских служащих и новый виток роста спроса на этот вид образования. Описанный циклический процесс изменения заработной платы и числа специалистов, предлагающих свои услуги на рынке труда финансистов, иллюстрируется на рисунке 2.3.
Исходное состояние (N0 , W0 ) - в точке А0, затем произошел сдвиг кривой спроса на финансистов от D до D1. Это привело к повышению заработной платы от уровня W0 до W1 и достижению равновесия рынка труда в точке А1, в которой пересекаются предложение финансистов N0 и новая кривая спроса на них D1. После расширения подготовки финансистов предложение их услуг на рынке труда повышается до N1. В результате заработная плата финансистов снижается до уровня W2,что приводит через несколько лет к сокращению подготовки финансистов и их нехватке на рынке труда. Снижение предложения до уровня N2 влечет повышение заработной платы финансистов до уровня большего W*. что создает дополнительные стимулы для расширения их подготовки.
После
нескольких таких циклических колебаний
достигается новая точка
В
данном случае амплитуда колебаний
заработной платы и числа специалистов
постепенно уменьшается, а процесс
достижения равновесия заканчивается.
Данный график процесса приспособления
рынка к сдвигу кривых спроса (или предложения)
называют паутинообразной
моделью. Для достижения равновесия
в паутинообразной модели необходимо,
чтобы кривая спроса была менее крутой,
чем кривая предложения. В ином случае
амплитуда колебаний будет с каждым циклом
увеличиваться и рынок труда никогда не
придет к равновесию. Такая ситуация "хаоса"
может возникнуть на рынке товаров с неэластичным
спросом, когда "рынок идет вразнос"
при небольших нарушениях первоначального
рыночного равновесия.
Рисунок
. 2.3. Рынок труда финансистов: паутинообразная
модель
Заключение
Очевидно,
что российская система образования
по-прежнему в большинстве своем
излишне теоретизирована и
Проведенный в данной работе анализ основных методов оценки эффективности инвестиций в образование представляет собой теоретическую основу для выработки стратегии и политики управления инвестициями в современную образовательную систему.
Исследованы
факторы развития рынка образовательных
услуг, места в этом процессе новых
информационных технологий. Проанализировано
формирование в системе образования
новых экономических
Процессы формирования и развития новой образовательной системы активизируются во многих странах. От управления этими процессами зависят судьбы социально-экономического развития в грядущем информационном веке.
Список использованной литературы