Оценка инвестиций в высшее образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:37, реферат

Краткое описание

Исследованы факторы развития рынка образовательных услуг, места в этом процессе новых информационных технологий. Проанализировано формирование в системе образования новых экономических механизмов. Выделены основные пути совершенствования управления образованием в условиях развития рыночных отношений. Раскрыта институциональная сущность новых типов организационных структур в системе высшего, университетского образования: университетов дистанционного образования; консорциумов университетов; телеуниверситетов; виртуальных классов и виртуальных университетов.

Оглавление

Введение
Глава 1 Роль экономических методов анализа инвестиций в управлении современным образованием
1.1. Теория человеческого капитала как основа экономического анализа инвестиций в образование
1.2. Значение анализа эффективности затрат как метода оценки инвестиций в образование
Глава 2 Методы оценки инвестиций в сферу образования
2.1 Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста
2.2. Оценка эффективности инвестиций в сфере образования
2.3 Различия в заработках и спрос на образование. Паутинообразная модель
Заключение

Файлы: 1 файл

начало реферата попытка 2.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Рисунок 2.2. Рынок для выпускников высших учебных заведений с учетом изменений в спросе

     Для анализа взаимосвязей между доходами от образования и числом специалистов на рынке труда рассмотрим простую  модель рынка труда (рис. 2.2).

     Кривая  предложения труда S на рис. 2.2 направлена вверх, так как с ростом заработной платы специалистов с высшим образованием увеличивается количество желающих получить его и, соответственно через некоторое время, растёт число специалистов.

     Кривая  спроса D наклонена вниз, так как  с уменьшением заработной платы  растет спрос на специалистов. Если данная сфера применения труда быстро расширяется, как, например, число коммерческих банков и прием на работу в них бухгалтеров и финансистов в России в 1991 – 1995 гг., то кривая спроса на специалистов данного профиля сдвигается вправо – вверх, до D2, что сопровождается ростом и заработной платы и их численности. Но поскольку подготовка специалистов происходит с запаздыванием, так как на получение образования уходит 4 - 5 лет, резкое повышение заработной платы банковских служащих не сопровождается быстрым ростом их предложения на рынке труда. Более того, быстрое увеличение спроса на финансовое образование (как это было в России в первой половине 90-х годов) может привести в последующие годы к перепроизводству банковских работников.

     Неспособность системы высшего образования  быстро реагировать на изменения спроса на специалистов может стать причиной возникновения циклов на рынке труда, состоящих из бумов и спадов. Например, первоначальная нехватка банковских служащих привела к росту их заработной платы и спроса на услуги образования по финансовым дисциплинам. Затем, через 5 - 6 лет, пришедшие на рынок труда молодые специалисты создали избыток предложения работников с высшим образованием по финансам и банковскому делу. Заработная плата банковских служащих снизилась, и привлекательность получения данной профессии упала, что уменьшило спрос на этот вид образования. Но большая часть студентов, уже обучающихся по специальности “Финансы и банковское дело”, скорее всего, будет продолжать учебу, и избыточное предложение на рынке труда финансистов сохранится еще несколько лет. Однако со временем число учащихся по данной специальности студентов будет все уменьшаться, и приток финансистов труда на рынок окажется ниже спроса на них. Результатом станет новое повышение заработной платы банковских служащих и новый виток роста спроса на этот вид образования. Описанный циклический процесс изменения заработной платы и числа специалистов, предлагающих свои услуги на рынке труда финансистов, иллюстрируется на рисунке 2.3.

     Исходное  состояние (N, W) - в точке А0, затем произошел сдвиг кривой спроса на финансистов от D до D1. Это привело к повышению заработной платы от уровня Wдо Wи достижению равновесия рынка труда в точке А1, в которой пересекаются предложение финансистов Nи новая кривая спроса на них D1. После расширения подготовки финансистов предложение их услуг на рынке труда повышается до N1. В результате заработная плата финансистов снижается до уровня W2,что приводит через несколько лет к сокращению подготовки финансистов и их нехватке на рынке труда. Снижение предложения до уровня Nвлечет повышение заработной платы финансистов до уровня большего W*. что создает дополнительные стимулы для расширения их подготовки.

     После нескольких таких циклических колебаний  достигается новая точка равновесия на рынке труда с заработной платой Wи числом финансистов на рынке труда N*.

     В данном случае амплитуда колебаний  заработной платы и числа специалистов постепенно уменьшается, а процесс  достижения равновесия заканчивается. Данный график процесса приспособления рынка к сдвигу кривых спроса (или предложения) называют паутинообразной моделью. Для достижения равновесия в паутинообразной модели необходимо, чтобы кривая спроса была менее крутой, чем кривая предложения. В ином случае амплитуда колебаний будет с каждым циклом увеличиваться и рынок труда никогда не придет к равновесию. Такая ситуация "хаоса" может возникнуть на рынке товаров с неэластичным спросом, когда "рынок идет вразнос" при небольших нарушениях первоначального рыночного равновесия.  

Рисунок . 2.3. Рынок труда финансистов: паутинообразная модель  
 
 

     Заключение

     Очевидно, что российская система образования  по-прежнему в большинстве своем  излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточно гибка в современных  условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

     Проведенный в данной работе анализ основных методов оценки эффективности инвестиций в образование представляет собой теоретическую основу для выработки стратегии и политики управления инвестициями в современную образовательную систему.

     Исследованы факторы развития рынка образовательных  услуг, места в этом процессе новых  информационных технологий. Проанализировано формирование в системе образования  новых экономических механизмов. Выделены основные пути совершенствования управления образованием в условиях развития рыночных отношений. Раскрыта институциональная сущность новых типов организационных структур в системе высшего, университетского образования: университетов дистанционного образования; консорциумов университетов; телеуниверситетов; виртуальных классов и виртуальных университетов.

     Процессы  формирования и развития новой образовательной  системы активизируются во многих странах. От управления этими процессами зависят  судьбы социально-экономического развития в грядущем информационном веке.

     Список  использованной литературы

  1. Агранович.М.А, /Агранович М.А// «Инвестиции в человека» - Российская газета - Неделя №4589 от 14 февраля 2008 г. 
  2. Баранчикова Н.А, /Баранчикова Н.А//«Как измерить отдачу от инвестиций в обучение»- «Деловой квартал», апрель 2006
  3. Беккер Гэри. Человеческий капитал. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - N 11-12.
  4. Беккер Гэри. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. - 1993. - Т. 1. - Вып. 1.
  5. Беккер Гэри. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1993. - Сер. 5. - Вып. 3.
  6. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. -  
    С.-Петербург: Судостроение. - 1998. - Гл.5, 6.
  7. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Коннов В.А., Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. - СПб.: СПбУЭФ,1993.
  8. Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. - СПб.: СПбУЭФ,1995.
  9. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.
  10. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб:. СПбУЭФ,1995.
  11. Жирков С.Ф Оценки эффективности инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Вестник Ассоциации выпускников КГТУ. Выпуск 9.Красноярск КГТУ.2003.с 63
  12. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. – 1993. - № 3. - 11.
  13. Капелюшников Р.И., Албегова И.М., Леонова Т.Г., Емцов Р.Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. – 1993. - № 9-10. С.3-14.
  14. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2010. - 558 с.
  15. Тихонов А.Н.. Абрамешин А.Е.. Воронина Т.П., Ивзнников АД. Управление современным образованием социальные и экономические аспекты М-Наука.2005.
  16. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: МГУ, 1996.

Информация о работе Оценка инвестиций в высшее образование