Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Файлы: 1 файл

84___.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Дети: Печку, Леночка, не тронь. Жжется, Леночка, огонь! (Уходит.)

Ведущий. Только мать ушла с крылечка, Лена села перед печкой, В щелку красную глядит, А в печи огонь гудит. Приоткрыла дверцу Лена — соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол, Стены дымом заволок, лижет пол и потолок. (Ребенок-огонь бегает, кружится, скачет около печки.)

Но пожарные узнали, где горит, в  каком квартале. В пять минут автомобили до пожара докатили. Заклубился дым угарный, гарью комната полна. На руках Кузьма-пожарный вынес Лену из огня. Он, Кузьма, пожарный старый — 20 лет тушил пожары. 40 душ от смерти спас. Бился с пламенем не раз. Ничего он не боится, надевает рукавицы, смело лезет по стене, каска светится в огне. Пламя ежится и злится, убегает, как волчица. А струя издалека гонит пламя с чердака. Вот уж бревна почернели, злой огонь шипит из печки.

Огонь. Пощади меня, Кузьма, я не буду жечь дома!

Кузьма. Замолчи, огонь коварный, —  говорит ему пожарный, — покажу тебе Кузьму! Посажу тебя в тюрьму! Оставайся только в печке, в старой лампе и на свечке!

Пожарные. Поработали недаром! Славно справились с пожаром!

Ведущий. Помни о правилах, ночью  и днем  - будь осторожен с огнем!

Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы будете хором мне отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Но будьте очень внимательны.

— Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре?... (Ответ детей.)

— Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!»... (Ответ детей.)

— Кто из вас шалит с огнем  утром, вечером и днем?... (Ответ детей.)

— Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?... (Ответ детей.)

— Кто костров не разжигает и другим не разрешает?... (Ответ детей.)

— Кто от маленькой сестрички  прячет, дети, дома спички?... (Ответ детей.)

— Признайтесь мне в том. Кто из вас шалит с огнем?...

Ведущий. Автомобиль пожарный исправно службу служит: любой пожар... Что  сделает?

Все. Потушит!

Ведущий. Вы, ребята, не устали? Может, отдыхать пора?

Дети. Нет!

Ведущий. Хорошо, пусть в этом зале продолжается игра! Внимание! Внимание! Игра-соревнование. «Кто быстрее добежит до стула, наденет форму пожарного».

Ведущий. Дорогие ребята! Время  наше подошло к концу. Мы не только играли, мы еще раз повторили и  хорошо запомнили пословицу:

Что спички для нас — не игра, не забава,

Что шалость с огнем до добра не ведет!

Все повторяют. Под музыку марша  выходят из зала.

 

 

Занятие № 8

 

Тема: СЦЕНАРИЙ ДЕТСКОГО УТРЕННИКА «И МАЛЫМ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОРА, ЧТО СПИЧКИ - СТРАШНАЯ ИГРА!»

Наглядные пособия: детские рисунки  о пожаре, спички, альбом плакатов «Юным пожарным».

Исполнители: Коля, Саша, Вова, Петя, Таня, Маша, Оля и доктор.

На сцену выходят Коля, Саша и  Таня.

Коля. Я знаю, где спички лежат  у мамы, Теперь эти спички (достает и показывает) вот здесь, в кармане. Скорее на улицу я побегу И что-нибудь (напевая, убегает) по-до-жгу!

Саша. Пойдем погуляем и мы с тобой. У меня (достает из кармана папиросу) — вот видишь? Я большой!

Саша и Таня уходят вслед за Колеи. Появляются Вова, Оля и Маша.

Оля. Плохое затеяли шалуны. Игры со спичками очень страшны. Ребята, наверное, и не догадываются, чем кончаются такие забавы.

М а ш а. А я для них специально нарисовала. (Показывает участникам утренника несколько рисунков, на которых нарисованы различные моменты пожара. Рисунки могут быть взяты из альбома «Юным пожарным».) Каждая шалость с огнем кончается бедой, пожаром.

Оля. Однажды четырехлетний мальчик  баловался со спичками и сжег дом. А девочка пяти лет, играя со спичками, сожгла колхозную скирду соломы.

Вова. Я недавно прочитал в газете о смелом поступке ученика Саши Вереды. Это было в городе Белая Церковь. Мама ушла на базар и оставила дома двух малышей. Они хотели выгладить платья и включили в розетку электрический утюг. Включили и забыли о нем. Утюг стоял возле занавески, и когда он раскалился, занавеска начала тлеть. А потом вспыхнула. Начался пожар. Комната наполнилась дымом. Дети испугались и забились под кровать. Они бы задохнулись в дыму, если бы не проходил поблизости школьник Саша Вереда. Он увидел, что из окна валит дым. По водосточной трубе он забрался на балкон второго этажа, разбил окно и проник в комнату. Ему было трудно, но он выключил утюг, нашел перепуганных детей, вынес их на балкон, потом залил пламя водой.

Оля. А разве, кроме спичек, нет  других игр? Ребята! Кто умеет отгадывать загадки?

Оля задает присутствующим пять-семь несложных загадок, победители получают призы: открытки или значки.

Маша. Давайте послушаем, кто из вас умеет читать стихи или  петь. Ну, кто первый? Исполнитель тоже получает приз.

Два-три участника утренника  читают стихи, поют, танцуют, играют на баяне и т. д. (Детей надо заранее подготовить.) Проводят подвижную несложную игру с группой желающих, участники получают открытки или значки. Неожиданно за сценой раздается крик.

Саша. Скорее! Люди! Сюда! Сюда! Спасите  мальчика! Беда! Беда!

Через сцену пробегают Таня, Петя, Оля с ведрами и доктор. Потом  они возвращаются и ведут Колю и Сашу. У Коли забинтована голова и рука. Саша весь в саже и зеленке.

Петя. Сейчас детвора, у сарая играя, Костер развела — и не стало  сарая... А все началось неожиданно так: Светлана закинула мяч на чердак. Валерка — Светланкин давнишний дружок, Полез на чердак и нашел коробок. — Мальчишки, наверно, украдкой курили, — подумал Валерка, — и спички забыли. Валерка в карман положил коробок, Скатился по лесенке, как колобок. Отдал Свете мяч и сказал детворе:

— Давайте костер разведем во дворе! — Давайте! — захлопала Света  в ладоши. — Влетит нам за это, — промолвил Сережа. — Огонь не игрушка. Пожар может быть. Ребята, не надо костер разводить! Но Света на это совсем, как мальчишка, Сказала с усмешкой: — Ты просто трусишка! Один только Митя стоял и молчал: Его бы Валерка и слушать не стал. За Митю решает сестренка Светлана, Ей скоро 5 лет! А ему спорить рано! Сережа остался. А Митя и Света Пошли в глубь двора за Валериком следом. В тени за сараем, присев у костра, Глядит на огонь, чуть дыша, детвора.

Доктор. А пламя все выше, а  пламя все жарче, Костер разгорается ярче и ярче... Огонь подобрался к сараю и ближе, Огонь перебрался по стенке на крышу, Шершавые доски лизнул раз-другой — И факелом вспыхнул сарай дровяной. Валерка на землю швырнул коробок И первым пустился бежать со всех ног. А Света и Митя за ним наутек.

Саша. Это все из-за Колиных спичек и моей папироски. Мы с Колей в  сарае сидели  И заживо чуть не сгорели (плачет).

Доктор. Запомните, Светы, Валерки  и Мити: С огнем никогда и  нигде не шалите!

Таня (поднимая над головой коробок спичек и держа одну спичку перед собой).

Ростом спичка-невеличка. Не смотрите, что мала. Эта маленькая спичка Может сделать много зла.

Саша, Коля, Таня, Петя, Вова, доктор и Оля (хором).

Крепко помните, друзья, что шалить с огнем нельзя! Шалить с огнем  нельзя!!!

                                  

Занятие № 9

Развлечение «Огонь-друг и огонь-враг»

 

ЦЕЛЬ: расширять,уточнить и закрепить  знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию у детей сознательного соблюдения правил осторожного обращения с огнем, осмысленных действий во время возникновения пожара.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа с детьми, инсценировка, подвижные игры, рассказ  работника пожарной охраны.

В оформлении зала используются рисунки  и плакаты на противопожарную тематику.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в зал, встают около стульчиков.

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Знают взрослые, знают дети:

В самых дальних концах земли;

Люда, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли,

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека.

1ребенок.     Чуть стемнеет, вспыхнет повсюду электрических  лампочек чудо!

2 ребенок.    Поутру, чтобы  все были сыты, ставим пищу  в духовки и плиты.

3 ребенок     Хлеб и булки огонь выпекает и от холода нас защищает.

4 ребенок.     И до дальних  звезд от Земли мчит космические  корабли.

Воспитатель.  Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.

Но бывает огонь и другим -

Не согреет ладошек он ваших.

Превращает все в пепел и дым.

И жесток он, и  грозен, и страшен. Ребята, в этом году мы ходили на экскурсию  в пожарную часть, читали много книг и рисовали. Давайте посмотрим ваши рисунки и вспомним, какие произведения об огне  пожаре мы с вам читали. /Рассматривание детских рисунков на противопожарную тематику/.

Дети садятся на стульчики.

 

ИНСЦЕНИРОВКА

ВЕДУЩИЙ. Жили-были спички. Тонкие, стройные, с коричневыми  головками. Они спокойно лежали в  коробке и почти всегда молчали, потому что это были примерные спички. Но вот однажды в коробке разгорелся спор.

1-я спичка. Я - самая главная.  Я могу вскипятить молоко, сварить  суп, пожарить картошку, погреть воду.

2-я спичка. Ну и что? Я тоже  все это могу сделать. А еще  я могу дать людям тепло.

3-я и 4-я спички. И я! И  я!

5-я спичка.   Эй вы, замолчите.  Суп сварить и молоко вскипятить, тепло давать - кто это не умеет? А вот я...я могу дом поджечь, вот что! Не смотрите, что я маленькая! 1-я спичка

1-я спичка.  Эй ты, хвастунишка!  Да кто тебе позволит дом поджечь?

5-я спичка.     А вот позволит. Позволит!

Ведущий.     А вы знаете, она действительно подожгла дом. Вот как это было. /Ставится стол. стул. На столе бумага, карандаши/. Около  ходит мальчик.

Однажды мальчик Сережа остался  дома один. Он ходил по комнате и  не знал, чем заняться. Вдруг он увидел спичечную коробку. Он вынул спичку и чиркнул ей о коричневый край коробка. Спичка  ярко вспыхнула и зажгла1 остальные спички в коробке. /Спички встают и размахивают красными косынками. От неожиданности Сережа роняет спичку на пол. А там лежали Сережины рисунки. Бум ага загорелась сразу. /Спички бегают вокруг Сережиного стола, берут Сережины рисунки, оставляют обрывки черной  бумаги.                  

СЕРЕЖА. Мама! Мама!

ВЕДУЩИЙ.      Хорошо, что  Сережу услышали соседи, они   взломали дверь и вывели Сережу из комнаты. А вовремя подоспевшие пожарные спасли дом. /Спички уходят/.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Что же произошло  из-за Сережиной игры со спичками?

 Ответы детей   - Вспыхнул  пожар. Сгорело много вещей,  Сережины игрушки и рисунки!

ВОСПИТАТЕЛЬ.   Ребята, вот что может произойти, когда дети берут в руки спички. Дети, а что нужно сделать, если вдруг появился огонь?

Ответы.      Сказать об этом взрослым.

Позвонить в пожарную охрану! Выбежать на улицу.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А как это сделать?

ОТВЕТ.  Позвонить по номеру 01 и назвать себя, сказать свой адрес, сказать, что случилось.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте скажем хором  такое правило: "Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 01".

А теперь скажите, как нужно правильно  вызвать   пожарную команду по телефону / вызывает 2-х детей/.

Дети, у нас в гостях сегодня  инспектор  пожарной охраны, который  расскажет вам о правилах пожарной безопасности. /Беседа с использованием плакатов на противопожарную тематику. Игры по желанию детей /"Пожарные на учениях"/.

 

Занятие № 10

 

       Спортивный  праздник «Юные пожарные» 

 

Вход команд под марш, во главе колонн капитаны и знаменосцы.

Ведущий. Сегодня  мы собрались в этом зале на спортивный праздник "Юные пожарные". Судить наши соревнования будут гости из пожарной части, инспектора Татьяна Анатольевна и Алевтина Николаевна.

— Командам приготовиться  к сдаче рапортов. Капитанам сдать  рапорта (капитаны команд "Знамя" и "Искра" сдают ведущему рапорта).

— А сейчас команды  познакомят нас со своими девизами.

Девиз команды "Знамя":

Пусть мы маленького роста, только рост здесь ни причем.                                        Мы всегда готовы взрослым  помогать в борьбе с огнем.

Девиз команды "Искра":

Будь осторожен  с огнем –

Предупреждаем всех строго!

Пускай все  реже с каждым днем

Звучит пожарная тревога.

Ведущий.  Знаменосцам  внести знамя! (Дети в формах пожарных вносят знамя. После команды «вольно» ведущий предлагает детям спеть  песню "Хорошо у нас в саду"). (Затем дети выполняют упражнения с мячами и лентами).

Ребенок. Чтобы  с пожаром бороться умело,

                 Знать каждому нужно пожарное  дело!

                 Пожарные навыки всем пригодятся, затем,

                 Чтобы знать, как с огнем  обращаться.

                 А если порою случится беда,

                  Знания эти помогут всегда!

 Эстафета I. "Сороконожка". Участвуют все  дети.

 ВЕДУЩИЙ.       

 Вы, ребята, не устали

           Может, отдыхать пора?

  Хорошо, пусть  в этом зале продолжается игра.

 

                          Внимание! Внимание!

                          Игра – соревнование!

Эстафета 2. С  мячами. (Дети, отбивая мяч, продвигаются вперед. Последний надевает костюм пожарного и разворачивает  рукав).

Ведущий. А сейчас болельщики прочитают стихи о правилах пожар- ной безопасности и о труде пожарных (дети читают стихи).

Аттракцион  с кеглями "Чья команда наберет  больше". (Проводится три раза, участвуют  обе команды в полном составе).

Ведущий. Пока участники соревнования отдыхают, я загадаю болельщикам загадки:

1. Все ест  - не наедается, а пьет - умирает. (Огонь)

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности