Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:42, реферат
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Воспитатель. Дети, посмотрите, чем закрыты лицо и голова пожарного?
Ответы детей. На лице — маска. На голову надета каска-шлем. Воспитатель. Правильно, чтобы предохранить голову от ударов упавших горящих предметов, надевается каска-шлем. А на лицо надет противогаз. Зачем пожарному противогаз?
Дети. Чтобы не задохнуться в дыму горящего дома.
Воспитатель. Обратите внимание на одежду, обувь, перчатки. Подумайте, какую роль они выполняют?
Дети. Они защищают пожарного от огня, от ожогов на пожаре. Перчатки нужны, чтобы не обжечь руки.
Воспитатель. Правильно, дети, все вещи служат пожарному защитой в работе: костюм защищает тело, перчатки — руки, шлем — голову, противогаз защищает лицо и дает возможность видеть и дышать даже в густом дыму.
Обратите внимание, дети, в каком образцовом порядке хранится боевая одежда пожарных, противогазы. Скажите, почему необходим такой порядок?
Ответы детей. Потому что по сигналу тревоги пожарным нужно быстро взять свои вещи и противогаз. Нужно все складывать аккуратно, чтобы не искать, где что лежит.
Воспитатель. Правильно, дети! Ведь пожарным очень нужна быстрота, скорость. А быстрота всегда зависит от порядка!
Пожарный. Следующие комнаты — это комнаты отдыха и физ-подготовки. Здесь находится караул в ожидании сигнала тревоги. Здесь есть кровати, на которых отдыхают после тяжелой работы пожарные, столы с играми, шахматы, шашки, домино, а также более «тяжелые» предметы: гантели, штанга, гири, шведская стенка, бильярд. Ведь чтобы быстро потушить пожар, нужно быть сильным, здоровым, ловким, выносливым. И эти спортивные снаряды помогают пожарным быть всегда сильными и выносливыми.
Дети осматривают снаряды, пытаются их поднять, рассматривают бильярдный стол, шары, кий.
Пожарный. Дети, у вас бывают занятия? Дети. Да, бывают, по 3 занятия в день.
Пожарные. И у нас бывают! А занятия проходят в учебном классе.
Дети входят в большую комнату. Вдоль стены стоят кубки, вымпелы, висят в рамках под стеклом грамоты.
Пожарный. Дети, все эти награды заслужили пожарные нашей части, а также весь коллектив. Мы очень гордимся ими и бережем.
В свободное от работы время мы смотрим телевизор, читаем газеты, журналы, очень любим бывать здесь.
Воспитатель. Дети, посмотрите сюда! На этой большой и красивой доске много фотографий пожарных. Это — Доска почета! На ней помещают фотографии лучших пожарных части. Среди них я вижу и знакомые лица. Посмотрите, может, и вы кого-нибудь узнаете.
Пожарный. Слышите сигнал тревоги? Не волнуйтесь, это учебная тревога, и звучит она для вас. Чтобы вы запомнили: если где-то звучит сирена пожарной машины — значит, кто-то попал в беду, и пожарные мчатся на помощь пострадавшим людям.
Воспитатель. Дети, вы сейчас познакомились с жизнью и работой пожарных, послушали их рассказы о машинах, пожарах, и крепкой братской дружбе этих людей, их взаимовыручке, готовности в любую минуту прийти на помощь людям. Как вы думаете, какими должны быть пожарные?
Дети. Добрыми, сильными, честными, мужественными, смелыми. Должны очень любить людей!
Воспитатель. Да, дети, именно такие люди и работают в пожарных частях. Умные, честные, добрые, сильные, мужественные.
Пожарный. Дети, работа у нас очень трудная, а можно ли ее облегчить? Вы ведь можете нам помочь!
Дети. Мы не будем играть со спичками и шалить с огнем. И тогда не будет пожаров.
Дети рассказывают правила пожарной безопасности.
Пожарный. Вот теперь я уверен, что никто из вас не будет играть со спичками и огнем, что тогда не будет несчастий в ваших домах.
Воспитатель. Давайте поблагодарим всех пожарных за заботу о нас, за все хорошее, что они делают людям, спасая их имущество и даже жизнь.
Дети прощаются с пожарными и приглашают их к себе в детский сад на утренник.
Задание на дом: Составьте небольшой рассказ об экскурсии в пожарную часть.
Занятие № 2
Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ.
Цель: Углубить знания детей о средствах предупреждения пожара, о работе пожарных по охране жизни людей.
Наглядные пособия: комплект знаков пожарной безопасности, пожарные извещатели.
Во время экскурсии
С детьми проводится беседа о том, как работает огнетушитель. В конце занятия воспитатель задает детям вопросы по теме, называет несколько пословиц, предлагая объяснить их значение, напоминает, что пожарная охрана вызывается по телефону «01».
Задание на дом: Нарисуйте пожарный щит. Для чего он предназначен?
Выучить стихотворение «Пожары»:
Он чиркнул спичку невзначай
и пальчики обжег.
Малыш успел лишь крикнуть: «Ай» —
как красный петушок
Скакнул по шторам, над ковром
и вспыхнул в комнате костром.
Тема: Беседа «ОГОНЬ ДОБРЫЙ И ОГОНЬ ЗЛОЙ».
Программное содержание: дать короткое объяснение о том, как люди начали пользоваться огнем, какую пользу он приносит и что может быть причиной пожара.
Наглядные пособия: литературные произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Воспитатель разъясняет, что в старину люди не умели добывать огонь. Случилось так, что во время грозы от молнии загорелось дерево. Пока оно горело, люди грелись, готовили еду. А когда огонь погас, то зажечь его никто не смог.
Позднее люди научились добывать огонь при помощи трения одной палки о другую, высекать из камня.
Огонь удовлетворял потребности людей. Сила огня очень велика, ею пользуются для запуска ракет, космических кораблей. Огонь также может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может нанести значительный материальный ущерб и привести к гибели людей.
Огонь может принести людям травмы в виде ожогов. Их трудно залечивать, после них остаются следы ожоговых травм. Вы, наверняка, знаете, когда дотронешься до горячего чайника или открытого огня, то очень больно. Когда огонь попадает на тело на несколько секунд, то это место начинает краснеть, а затем может появиться волдырь. Впоследствии он лопается, причиняя сильную боль. Рана долго не заживает. (Продемонстрировать последствия пожара по картине «Он играл с огнем».)
Пожар может возникнуть, когда оставляют без присмотра включенные электроприборы, бросают непотушенный окурок, горящую спичку или тлеющий уголь.
Задание на дом: Ответьте на вопрос: «Почему огонь может стать врагом?»
Занятие № 4
Тема: ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С. Я. МАРШАКА «РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ».
Программное содержание: Обогащать понятие детей о героизме людей, который они проявляют при пожаре. Закрепить знания об опасности, которая угрожает людям на пожаре. Привить детям интерес к работе пожарных.
Наглядные пособия: С. Я. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». В нем рассказывается о том, как во время пожара парень спас девочку.
После чтения произведения следует провести с детьми беседу о его содержании.
— Что увидел парень из окна трамвая?
— Почему другие люди не могли помочь девочке? (Горел верхний этаж высотного здания.)
— Почему парень помог девочке? (Он был ловкий и смелый.)
— Легко ли было парню добраться до окна?
— Как работали пожарные во время пожара? Задание на дом: Расскажите про парня, который спас девочку. Какой это человек?
Занятие № 5
Тема: РИСОВАНИЕ ПО СТИХОТВОРЕНИЯМ С. Я. МАРШАКА «ПОЖАР» И «РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ».
Программное содержание: Научить детей творчески передавать в своих рисунках содержание известных им стихотворений, выработать у них понятие о причине пожаров и их последствиях.
Наглядные пособия: иллюстрации к стихотворениям «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое».
Ход занятия.
Воспитатель дает детям задание сделать рисунки по стихотворениям С. Я. Маршака «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое».
После выполнения задания воспитатель
просматривает рисунки и
Задание на дом: Придумать к каждому рисунку небольшой рассказ.
Дополнение. На эту или примерную тему (сюжет о пожаре) можно провести с детьми занятие по аппликации.
Занятие № 6
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ
О ПОЖАРЕ.
Программное содержание: Закрепить знания детей об опасности, которая возникает при пожаре, о самоотверженной работе пожарных, о героизме людей, проявленном при тушении пожара. Развивать в детях умение устно рассказывать о своих рисунках.
Наглядные пособия: рисунки детей по стихотворениям С. Я. Маршака «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое».
Воспитатель предлагает детям организовать выставку рисунков по стихотворениям С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и «Пожар». Дети рассматривают рисунки и отвечают на вопросы воспитателя.
— К какому стихотворению С. Я. Маршака сделана эта иллюстрация? Какой эпизод ты в ней привел? Почему этот момент тебя больше всего заинтересовал?
На выставку дети могут пригласить своих родителей, братьев или сестер.
Занятие № 7
Тема: Игра «СПИЧКИ НЕ ТРОНЬ, В СПИЧКАХ - ОГОНЬ».
Наглядные пособия: костюмы пожарных.
Дети одной старшей группы под марш проходят по залу, за ними входят дети другой группы. Садятся.
Воспитатель. Дорогие ребята! Мы сегодня с вами собрались в зале, чтобы еще раз поговорить о правилах осторожного обращения с огнем, о людях, которым приходится бороться с огнем.
Ведущий. Пожарные! ...Сколько вас, героев, совершивших подвиг в борьбе с огнем...
Дети. 1-й. Пограничники охраняют землю от незваных пришельцев. Летчики берегут небо. А пожарные? Им доверено беречь и небо, и землю, и лес, и дом — все, где мы живем и чем пользуемся.
2-й. Ребята! А может ли огонь быть нашим другом?
Все. Может!
2-й. Может ли огонь быть нашим грозным врагом?
Все. Может!
3-й. Знают все: человек без огня не живет ни единого дня! При огне, как при солнце, светло! При огне и зимою тепло!
4-й. Посмотрите, ребята, вокруг: нам огонь — повседневный друг! Но когда мы небрежны с огнем, он становится нашим врагом...
5-й. Человеку друг — огонь, только зря его не тронь! Если будешь баловаться, то беды не миновать! От огня не сдобровать!
6-й. Знайте, в гневе он сердит: ничего не пощадит. Уничтожить может школу, поле хлебное, твой дом. И у дома все кругом! И взметнувшись до небес, перекинется на лес.
7-й. Гибнут в пламени пожара даже люди иногда... Это помните всегда!
Все. Это помните всегда!
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня к нам на праздник прибыла пожарная команда «Огонек». (Трое детей в костюмах пожарных входят в зал под марш и хлопки детей.)
1-й. Друзья! От нашей маленькой бригады, от «Огонька» — большой привет! Признаться вам мы очень рады, что мест почти свободных нет... приятно то, что «Огонек» всю детвору сюда привлек.
2-й. Скажем прямо — все знают артистов, космонавтов, врачей, хоккеистов... О нас вспоминают тогда, когда в доме случится беда.
3-й. Вахта серьезная — мы это знаем, богатство страны от огня охраняем.
Песню «Мы идем в огонь» поют взрослые, дети подпевают, пожарные маршируют на месте. Трое пожарных, обращаясь к детям:
Правила, пожарные, без запинки знайте, Правила, пожарные, строго соблюдайте!
1-й пожарный. Правило первое касается каждого, Правило это — самое главное! И на улице, и в комнате Вы о нем, ребята, помните!
Все. Спички не тронь, в спичках — огонь!
Ведущий. Огонь — не игрушка, запомните каждый: вот что, ребята, случилось однажды.
Дети: 1-й. Две лисички взяли спички. К морю синему пошли, Море синее зажгли.
2 девочки-лисички выполняют
2-й. Море пламенем горит,
3-й. «Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите»!
Ведущий. Долго, долго крокодил море синее тушил. Пирогами и блинами, И сушеными грибами. (Крокодил выполняет движения.)
Прибегали два курчонка, поливали из бочонка. (Курочки бегают и поливают из бочонка.)
Приплывали два ерша, Поливали из ковша. (Ерши плывут с ковшами.)
Прибегали лягушата, Поливали из ушата. (Лягушата прыгают с ведром.)
Ведущая. Тушат, тушат — не потушат, Заливают — не зальют. Тут бабочка прилетела, крылышками помахала, Море стало потухать и потухло. (Макет костра убирается.)
Ведущая. Вот обрадовались звери, засмеялись и запели, Ушками захлопали, ножками затопали. (Общая пляска зверей.)
2-й пожарный. Правило второе
легко запомнить можно: с
Кошка под музыку мурлычет, гладит фартук, уходит, оставляя утюг. Звучит тревожная музыка.
Ведуший. Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом! (Ставит макет огня у домика.) Кошка выскочила, глазки выпучила. (Кошка бегает, машет руками.)
Бежит курочка с ведром — заливает кошкин дом! (Помогает заливать из ведра и пожарный.)
Кошка курочке. Спасибо пожарным, а то бы беда! Пожарные нас выручают всегда!
3-й пожарный. Правило третье: Топишь печь — за ней следи, Никуда не уходи!
Ведущий. Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила:
Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности