Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:42, реферат
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Хорошим подспорьем в работе с
детьми будут разработки игровых
занятий, включающих физкультурные
упражнения на ловкость и реакцию ребенка.
В этой работе помогут следующие материалы:
- литературные произведения на противопожарную тематику;
- праздничные сценарии на тему: "Берегите лес от пожара";
- сценарий спортивного праздника с противопожарной атрибутикой;
- папка "01 " - материалы для работы с родителями;
- выставка детского рисунка "Огонь - друг, огонь - враг";
- стенд "Юные друзья пожарных";
- детские иллюстрации по ППБ;
- устное народное творчество о пожаре (пословицы, поговорки, загадки).
Обучение детей с
1. Повествование должно идти
от лица детей, что позволяет
говорить с ними простым,
2. Необходимо использовать
3. Содержание литературного
4. Литературную часть предпочтительно использовать многовариативно:
- как художественное
- как содержание занятий;
- как драматизацию;
- как отдельные правила;
- как материал
для изодеятельности.
Следует отметить,
что все подобранные материалы, пособия, разработки помимо
преследования основной цели - формирования
целостного представления о пожарной
безопасности - решают также задачи других
направлений в работе с детьми: воспитание
культуры поведения на улице, в доме, на
природе, расширение кругозора (знакомство
с предметами бытовой техники, химии, работой
предприятий), закладывание основ экологического
воспитания.
Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели - формирование целостного представления о пожарной безопасности.
КОМПЛЕКС ЗАДАЧ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Задачи |
Подзадачи |
Формы решения задач |
1.Иметь представление о труде пожарных. |
1.Формировать интерес к труду пожарных 2. Иметь представление: - о работе боевого расчета - о пожарной технике - о работе госпожнадзора 3.Формировать представление о действиях боевого расчета, тактике тушения пожара 4.Показать взаимосвязь 5.Показать взаимосвязь операти |
1.Чтение литературы 2.Экскурсии в пожарную часть 3.Беседа инспектора 4.Оформление выставки 5.Проведение музыкальных и спортивных развлечений 6.Дидактические игры 7.Создание условий для |
2.Формировать чувство |
1.Знать свойства и качества предметов с точки зрения их пожарной опасности (горимости) 2.Знать свойства огня 3.Уметь правильно обращаться с огнем 4.Формировать определенное |
1.Экспериментирование по выдел 2.Чтение литературы с последую 3.Творческий рассказ типа: "Как бы поступил ты...", "Закончи рассказ", "Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец" |
3.Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности |
1.Знать причины пожаров 2.Знать основные правила |
1.Дидактические игры 2.Проведение викторин, развлекательных занятий 3.Аппликатирование 4.Оформление выставки 5.Составление рассказов по плакатам 6.Иллюстрирование правил пожарной безопасности 7.Чтение литературы. 8.Заучивание стихов на противопожарные темы 9.Сюжетно-ролевые игры в "дом" и "пожарную часть" 10.Изготовление предупредительных плакатов для группы, детского учреждения, для дома |
4.Уметь вести себя в случае пожара |
1.Уметь ориентироваться в прос 2. Выделять на плане выход из помещения 3.Знать первые действия при пожаре 4. Знать порядок действий при пожаре |
1.Создание специальных ситуаци 2.Работа с планами на 3.Сюжетно-ролевая игра «дом» |
1. Чтение стихотворения С.
2. Драматизация "Кошкин дом".
3. Рассматривание плакатов, иллюстраций на противопожарную тематику.
4.Заучивание русской
5. Рассматривание памятки "Детям об огне".
1. Чтение рассказа Т.Фетисова "Куда спешат красные машины".
2. Демонстрация пожарной техники
с последующей изодеятельность
3. Знакомство с пожарной техникой,
экипировкой бойцов через
4. Чтение с пересказом рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки".
5. Беседа по плакатам. Цель: определить
причины пожара, ущерб от него,
описать эмоциональное состояни
6. Чтение стихотворения С.Маршака "Пожар".
7. Серия занятий по знакомству с правилами поведения в случае пожара.
8. Оформление родительского
9. "Осторожно с огнем!". Познавательное занятие.
10. Оформление группы наглядной агитацией.
11. Развлечения в течение года: "Путаница", "Кошкин дом", "Жил на свете слоненок".
12. Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию", "Разложи по порядку", "Собери картинку".
13. Серия разнообразных занятий по знакомству и работе с планом, схемой.
14. Оформление стенда "План эвакуации из группы, из моей комнаты".
15. Создание специальных
16. Подвижная игра "Огонь, вода и едкий дым". Изготовление специальных атрибутов к игре.
17. Встреча с инспектором
18. Чтение стихов на
19. Чтение сказки А. Шевченко "Как ловили уголька" и "Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака.
20. Пересказ произведения Л.
Перспективное планирование для старшего дошкольного возраста
Сентябрь
1. Оформление выставки детского творчества по пожарной безопасности.
2. Аппликатирование плаката "Не забудьте отключить".
3. Спектакль "Прогулка по лесу". При подготовке к нему разучить песню "Картошка" Л. Шаинского, повторить правила пожарной безопасности.
4. Чтение стихотворения на
1. Познавательное занятие "
2. Познавательное занятие "Взаимодействие пожарных подразделений", чтение стихотворения.
3. Познавательное занятие "
4. Встреча с командиром боевого расчета.
5. "Действия при пожаре". Создание специальных ситуаций.
6. Спортивный праздник с
1. Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности "Правила пожарной безопасности - твои и мои".
2. Создание специальных ситуаций. "Твои первые действия при пожаре"
3. Иллюстрирование причин пожара "Отчего происходят пожары". Использование плакатов.
3. Викторина "Берегите жилище от пожара".
1. Встреча с инспектором
2. Викторина "Чтобы не было пожара".
3. Создание специальных ситуаций "Эвакуация из помещения".
4. Чтение стихотворений на
1. Оформление альбома о труде пожарных, иллюстрирование загадок.
2. Приглашение гостей из пожарной части. Подготовить концерт "Ночью и днем - осторожно с огнем!». Подготовить монтаж из стихов, драматизацию.
1 . Познавательные занятия «Знакомство с электричеством».
2. Чтение стихотворений на противопожарную тематику.
1. Познавательное занятие "Пожар
в лесу" (с последующей
2. Экскурсия в пожарное депо для знакомства с пожарной техникой, оборудованием. Чтение стихотворения на противопожарную тематику.
3. Оформление выставки художественной литературы "Писатели – о пожаре".
4. Спортивный праздник "Смелые пожарные".
5. Чтение произведений на
1. Познавательное занятие "
2. Закончи сказку "Птичка-невеличка и большой пожар".
3. Конкурс детского рисунка "Я и огонь" (с последующим награждением). Организовать просмотр детских рисунков в пожарной части или в соседней школе.
1. Познавательное занятие "
2. Летний праздник с включением тем по пожарной безопасности.
3. Викторина "Почемучка в гостях у юных пожарных" (с элементами народного творчества, разучиванием частушек).
На протяжении всего года в работе с детьми используются дидактические игры типа "Найди ответ", "Разложи по порядку", "Домино", «Лото» (см. в «Дополнительных материалах»).
Конспекты занятий с детьми
Тема: «Спички - не игрушка, огонь не забава» (для 5 лет).
1. Образовательная задача: выявить и закрепить знания детей о пожаре: причины пожара, первые действия при пожаре, порядок действий на пожаре.
2. Развивающая задача:
2.1. Развивать внимание, память, фонематический слух.
2.2. Учить работать с планом
- ориентироваться в
2.3. Выделять и называть видимые и скрытые признаки предметов.
2.4. Учить следовать словесной инструкции воспитателя.
3. Воспитательная задача:
3.1. Воспитывать уверенность в своих действиях.
3.2. Учить сопереживать, чувствовать себя компетентным.
3.3. Поддерживать интерес к устному народному творчеству.
4. Словарная работа:
4.1. Обогащение словаря:
существительные: боец, командир, каска, фонарь, огнетушитель, рукав, обогреватель, топор, защитная одежда.
Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности