Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Файлы: 1 файл

84___.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

прилагательные: грустный,  печальный,  коварный,  безжалостный, ненасытный.

глаголы: шипеть, злиться, воспламеняться.

4.2. Обучение детей построению  полных и выразительных ответов   по описанию картинок по вопросам  воспитателя.

4.3. Продолжать работу по улучшению  звукопроизношения. Предшествующая работа:

1. Чтение произведений.

2. Знакомство с пословицами.

3. Отгадывание загадок.

4. Встреча с пожарными – командирами.

5. Наблюдение за пожарной машиной  и встреча с пожарными-бойцами.

6. Дидактическая игра "Угадай  профессию".  В уже имеющуюся  дидактическую  игру включить картинку с изображением пожарного.  К ней подобрать соответствующие атрибуты: огнетушитель, ведро с водой, песок, лопату,  топор, пожарную машину с цистерной, выдвижную лестницу, противогаз, рукав.

Подготовка воспитателя: плакаты, макеты групповой комнаты, своей комнаты,  чистоговорка.  фломастеры,  карандаши, бумага, три подноса,  мяч.

Групповая комната оформляется  плакатами о причинах пожара.

 

Ход занятий:

- Дети,  по словам отгадайте,  пожалуйста,  о чем мы будем  сегодня разговаривать?  (Мы будем говорить о пожарных,  об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду).

- Чтобы нам четко, красивыми  предложениями рассказать, каким добрым, полезным, гостеприимным бывает огонь, и когда он злой.  безжалостный, коварный, потренируем язычок. Проговорим чистоговорку.  Почему она так называется? Говорим чисто - чисто, понятно? (Выделение интонацией слова).

Дети проговаривают два раза с воспитателем:

ШИ-ШИ-ШИ - загорелись камыши.       ШИ-ШИ-ШИ - ты пожар туши.

ШИ-ШИ-ШИ - побежали малыши,         Тушим, тушим, мы пожар потушим.

- Ребята, найдите плакат, где с  бабушкой случилась беда (вот  этот плакат,  здесь дом сгорел, сидит бабушка, ей холодно,  одежда сгорела, котику тоже  холодно, негде спать и нечего  есть);

- Ребята,  а какое у нее настроение?  (грустное,  печальное. плохое);

- А котик как на нас смотрит? (испуганно, глаза у него большие);

- Пожалеем бабушку с котиком.  Погрустим. (Кто-то подойдет, погладит котика, кто-то потрогает седые волосы старушки);

- Ребята,  какую пословицу можно сказать, когда видим такую картину: пламя все съедает на своем пути? ("Красный петух" прошелся);

- Молодцы, ребята. Почему случилась  беда? (Бабушка свечку оставила. Грелся  у обогревателя, забыл его выключить);

- Вспомним еще пословицу об  огне.  (Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Упустишь огонь - не потушишь);

- Посмотрите на плакаты.  Какой  бывает огонь?  (Разный, удивительный.  волшебный,  безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый,  хороший,  полезный,  верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий);

- Молодцы,  дети. Найдем на плакатах  тех, кто спасает людей от  пожара (Дети подошли к плакатам, где работают пожарные. Пожарные спасают людей);

- Во что одеты пожарные? (Пожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги);

- Чем тушат пожар?  (Пожарные  машины заливают огонь водой,  вода в цистернах,  бочках, вода побеждает огонь);

- А какую загадку вы знаете об огне? (Все ест - не наестся,  а пьет - умирает.  Шипит и злится,  а воды не боится. Висит - молчит, а перевернешь-шипит и пена летит);

- Вот  у меня книжечка-памятка  "Малышам об огне" разобрана  по листочку,  возьмите себе по одному,  встаньте красиво и  расскажите,  как нельзя делать.

  • Сам костер не разжигай,

И   другим не позволяй:

Даже крошка огонек

От пожара недалек.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может делать зла.

Не бери из печки жар,

Ведь и он хранит пожар.

Уголек хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

 Пусть включает только взрослый 

 Наш надежный, старший друг.


 

                                               игра: «Найди ответ»

- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-ответ);

- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг  на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?

ИГРА: «Как делать нельзя».

- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите  так:

сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.

                                           ИГРА: "Найди выход"

- Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым будет в коридоре. Посмотрите друг у друга. Верно ли дан ответ?

- Нарисуйте план своей комнаты.  Как вы будете выходить, если  в комнате дым? Укажите стрелочкой. (Проверяю у всех ребят).

                                             "Физминутка"

- Показываю иллюстрации к сказке  К. Чуковского "Путаница". Откуда  эта картинка? (Из сказки К.  Чуковского "Путаница") ;

- Что сделала бабочка? (Море потушила);

- Мы будем бабочками. Повторяйте  за мной:

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать-

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

 Дидактическая игра: "Слушай внимательно"

- Задаю вопрос,  а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

- Кто, услышав запах гари, сообщает  о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым,  закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем   утром вечером и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички  незаметно прячет спички?

-Кто из вас шалит с огнем?  Признавайтесь честно в том.

-Кто костров не разжигает  и другим не разрешает?

-Молодцы ребята, поработали мы  хорошо, спасибо вам.

- Какое у вас настроение? (Хорошее)

-Покажите настроение. (Все улыбаются)

     Тема: Что  нужно делать при пожаре  (для  5 лет)

                   Программное содержание

Знать и соблюдать ППБ. Вызвать  у детей чувство неприятия  к нарушителям, воспитывать бдительность.

Большую помощь в изучении детьми ППБ  оказывают  родители: помогают заучивать  стихи о пожаре,  запоминают пословицы,  поговорки, составляют рассказы по плакатам из серии «Огонь и люди». 

                                       Цикл занятий:

1. Беседа о правилах поведения при пожаре:

- в случае пожара следует  немедленно покинуть опасное  место и позвать взрослых;

- если дома есть младшие дети, необходимо позаботиться о них  -забрать с собой и пробираться  к выходу;

- если есть дома телефон,  позвонить по "ноль один", затем родителям на работу или соседям и друзьям родителей.

2. Викторина "Береги свой дом  от пожара".

3. Итоговая  беседа  на  тему  "С  огнем играть опасно - это всем должно быть ясно".

4. Дидактическая игра "Занимательная  шкатулка".

Цель игры: продолжить знакомство детей с профессией пожарного, уточнить понятия о первичных средствах  пожаротушения,  активизировать словарный запас, совершенствовать память, мышление, быстроту реакции.

 

Ход игры:  ребенок  вынимает из шкатулки  картинку,  показывает изображенный на ней предмет,  рассказывает, как им пользоваться. Затем читает отрывок из произведения о пожарных.  За каждый правильный ответ ребенок получает карточку с флажком или фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

 

Тема: Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (для детей 5-7 лет)

Цикл занятий:

1. Знакомство детей с пожарным  щитом в детском саду. 

Рассказ воспитателя о первичных средствах пожаротушения.

2. Дидактическая игра "Помоги  пожарному".

3. Аппликация  и лепка на тему "Осторожно, огонь!»

4. Знакомство детей с пожарным  автомобилем (выезд боевого расчета пожарной части в детский сад).

5. Сюжетное рисование  на тему "Пожарные машины тушат  огонь".          Программное содержание:  знать назначение  пожарных  автомобилей, рассказать о  боевой одежде,  снаряжении пожарного-бойца,  о средствах связи   (в форме свободного диалога и наводящих вопросов ).

Активизация словаря: боец, огнетушитель, струя, автоцистерна. насос, лом,  багор,  сигнальные огни, звуковой сигнал (сирена), пожарный рукав.

Ход встречи с боевым расчетом на пожарной машине

Перед встречей воспитатель  проводит с детьми небольшую  беседу  о том, как  нужно  себя  вести  во время приема гостей из пожарной части. Объясняет детям цель встречи с боевым расчетом.

Во время встречи дети наблюдают, как пожарный в считанные секунды надевает защитный костюм и занимает свое место в машине.  Командир отделения объясняет и показывает необходимый инвентарь для тушения пожара, подводит детей к пониманию того, что с огнем играть опасно, что маленькие дети не должны брать в руки спички,  включать электроприборы и газовые плиты. Иначе может случиться пожар. Далее командир говорит о том,  что  профессия  пожарного  требует от человека таких качеств как смелость,  ловкость,  находчивость, мужество. Заостряет внимание детей, на том, что каждый должен знать номер телефона пожарной охраны - 01. Тогда диспетчер получит вызов, и пожарная машина примчится на помощь и выручит  из  беды. Затем  командир  вместе с детьми отвечает на вопросы воспитателя:

- А теперь расскажите,  какие  машины помогают пожарным в  борьбе с огнем. ( Пожарные машины  с водой,  пеной,  с механическими  лестницами, насосом).

Командир отделения показывает оборудование пожарной машины,  его  работу. В пожарной машине имеются лестница, насос, рукава,  радиостанция для связи со штабом по тушению пожаров и другими  машинами.

Еще на машине есть сигнальные огни –  маячки – и звуковой сигнал - "сирена".  Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу. В специальных отсеках машины лежат пожарные рукава со стволами,  из которых сильной струёй бьет вода.  Есть также лестница,. которая поднимается до     5-го этажа и выше.

- Раньше во время пожара огонь  уничтожал целые улицы и даже  города. Подумайте, почему случались такие сильные пожары? ( Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома все были деревянные,  горели быстро. У пожарных было всего две бочки с водой, топоры и ломы.  Воды было мало даже для тушения  одного  дома.  И часто пожарным  приходилось  в первую очередь поливать водой соседние постройки, чтобы  не дать огню перейти на другой дом или улицу ).

- Дети,  почему  машина красная?  ( Красная потому,  чтобы издалека  было видно, что едет пожарный автомобиль.  Чтобы уступили  дорогу.  Красный цвет - цвет огня ).

Бойцы еще  раз показывают,  с какой  силой бьет струя, как разбирается и складывается лестница,  как работают световой и звуковой сигналы, как работает радиостанция. В конце встречи дети фотографируются на руках пожарного возле машины

Примерное распределение учебного времени по темам и формам проведения занятий с детьми от 4 до 5 лет

 

№ п/п

Наименование темы

Формы проведения

Количество часов

1

 

 

 

2

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

 

7

 

8

Ознакомление детей с уголком  противопожарной безопасности в детском саду.

 

Экскурсия в пожарную часть.

 

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».

 

Драматизация сказки «Кошкин дом» и стихотворения «Спичка-невеличка».

 

Чтение отрывка из произведения

Б. Житкова «Что я видел».

 

Проведение литературной викторины и спортивной игры «Пожарные на учении».

 

 Спортивный досуг «Пожарная  дружина»

 Музыкальный досуг «Не шали  с огнем»

Занятие-экскурсия к пожарному щиту

 

 

Занятие-экскурсия

 

Беседа

 

 

 

Театрализованное представление

или спортивный досуг

 

Урок

 

 

                Занятие-игра

 

 

 

Развлечение

 

Развлечение

1 уч. час

 

 

 

2 уч. часа

 

1 уч. час

 

 

 

1 уч. час

 

 

1 уч. час

 

 

              2 уч. часа

 

 

 

2 уч. часа

 

2 уч. часа


 

Занятие № 1

 

Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УГОЛКОМ ПОЖАРНОЙ            

 БЕЗОПАСНОСТИ В  ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

 

Программное содержание: Дать детям понятие о противопожарном уголке в дошкольном учреждении, о его назначении и ознакомить с предметами, которые имеются в уголке. Расширить знания о способах тушения пожара.

Наглядные пособия: противопожарный щит в детском саду.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей  на противопожарный щит.

— Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет? (Все  эти предметы предназначены для тушения пожара.)

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности