Мониторинг как средство контроля воспитательного процесса в системе качественного дощкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:12, доклад

Краткое описание

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.
Сегодня мы поговорим о мониторинге как показателе качественного процесса воспитательной работы в условиях реализации инновационной деятельности в дошкольном учреждении.

Файлы: 1 файл

МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВЕННОГО.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

МОНИТОРИНГ  КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВЕННОГО    ДОШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ .

Кочешкова Е.В.

старший воспитатель МДОУ №57 

Управление  современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.

Сегодня мы поговорим о мониторинге как показателе качественного процесса воспитательной работы в условиях реализации инновационной деятельности в  дошкольном  учреждении.

Мониторинг процесса воспитания в ДОУ… Начнем, пожалуй, с трёх простых вопросов: нужно  ли это, кому это нужно и зачем  это нужно? Иначе говоря – каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель мониторинга?

  Мониторинг  воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.

  Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы  образования , органов  управления   образованием , то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в образовательных учреждениях. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания.

     Аспекты интересующей нас проблемы, а именно мониторинга воспитанности, нашли отражение в работах В.А. Караковского, Н. Л . Селивановой, П.В. Степанова, И.В. Никишеной, З.И. Васильевой, А.А. Орлова, А.С. Белкина.

В работе « Дошкольное   образование : ориентиры и требования к обновлению содержания» Н. Михайленко и Н. Короткова выделяют диагностическое сопровождение воспитательного процесса как возможность обнаружения и решения наиболее острых проблем процесса воспитания.

  Излагая свое понимание  воспитания и его сущности, В.А. Караковский,  Л .И. Новикова и Н. Л . Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития и воспитания.

  На основе научных идей отечественных и  зарубежных педагогов-психологов была разработана структура поэтапной  деятельности диагностики и мониторинга  процесса воспитания в нашем  дошкольном  учреждении. Данная структура является основой актуального педагогического опыта.

  Иными словами, в  качестве  инновационного подхода к воспитательной работе в ДОУ нами рассматривается разработка четкого механизма диагностирования проблем воспитательного процесса, что дает возможность эффективного совершенствования процесса воспитания в ДОУ и перехода на прогнозирование результатов развития воспитательной системы, в апробации вариативной модели мониторинговой деятельности воспитательного процесса в  дошкольном  учреждении.

  Для решения  задач данного исследования использовали комплекс теоретических и эмпирических методов.

     Была  выдвинута гипотеза: если разработать чёткий механизм диагностирования проблем воспитательной работы, то возможно эффективное совершенствование воспитательного процесса и переход на прогнозирование развития воспитательной системы.

     Проанализировав методические разработки ведущих педагогов  и психологов: В.П. Батинаса,  Л .И. Божович, Е.Н. Степанова, О.И. Боголюбова, изучив психолго-педагогическую литературу по проблеме мониторинга воспитательного процесса в ДОУ, взяв за основу свою практическую деятельность с детьми, педагогами и родителями мы пришли к выводу о необходимости создания единой системы мониторинга для всех участников педагогического процесса. Такая система не ограничивается педагогической функцией, а выполняет психолого-педагогическую и социально-педагогическую функции. Так как влияет на воспитанников не только через занятия, развлечения, а также через включение в окружающую среду; через отношения, складывающиеся между детьми, педагогами и родителями; через психологический климат в коллективе.

  Творческой  группой была разработана программа  мониторингового исследования воспитательного процесса. Задачи программы таковы: отбор мониторингового инструментария, составление алгоритма мониторингового исследования, оценка результатов и создание банка данных, определение путей повышения эффективности воспитательного процесса. Программа совмещает в единое целое повышение знаний педагогов, создание единой системы мониторинга, предусматривает создание условий для творческого преобразования воспитательной среды ДОУ.

  Одним из важнейших этапов диагностического процесса является подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания дошкольников, так как на нём определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания детей  дошкольного  возраста. Для исследования эффективности воспитательной системы детского сада были выделены четыре основных предмета мониторинга: первое, это личность самого дошкольника - главный показатель эффективности процесса воспитания; второе, это детский коллектив - одно из важнейших условий развития личности ребенка; третье, это профессиональная позиция педагога - еще одно из важнейших условий развития личности ребенка; четвертое, это организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

  Организация работы позволяет прогнозировать ее эффективность на всех уровнях:

  для ребёнка определение зоны актуального и ближайшего развития на основе социально-психолого-педагогического мониторинга. Выработка дифференцированного индивидуального подхода в целостном педагогическом процессе ДОУ;

  для педагога создание единой целостно-смысловой базы педагогической деятельности, оптимизация и индивидуализация целостного педагогического процесса на основе аксиологического подхода;

  для родителей  создание благоприятных условий для обеспечения прав детей на равные стартовые возможности, полноценное и качественное  дошкольное  воспитание и  образование ;

  для системы   управления целенаправленная деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень (выбор содержания форм и методов  управления ).

  Для проведения диагностического исследования был  подготовлен диагностический инструментарий, создан пакет диагностических методик (использовались методики  Г .А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, В.С. Юркевич «Древо желаний», П. Торренса, методики программы «Азбука общения»). В соответствии с названными критериями они разделены на три группы:

  • методики для изучения процесса и результатов развития личности дошкольника;
  • методики диагностики детского коллектива;
  • методики изучения профессиональной позиции педагога;
  • рекомендации к проведению экспертизы организационных условий.

Использование каждой из них происходило в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  процедуре того или иного метода диагностики.

Субъектами диагностического исследования помимо старшего воспитателя  являлись педагог-психолог, педагоги дополнительного   образования , воспитатели ДОУ. Была создана так называемая служба мониторинга.

Для повышения  объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации  диагностики соблюдалась поэтапность  и периодичность деятельности. Поскольку  было необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные и конечные результаты.

После обработки  результатов данные исследования заносились в таблицы, графики, диаграммы, позволяющие  получить целостное представление  о состоянии системы.

  Результаты  диагностики выявили ряд проблем в личностном развитии дошкольников, сформированности детского коллектива, построении развивающей среды.

  Обсуждение  результатов диагностики проводилось  на заседаниях педагогического совета и совещаниях. Это позволило каждому  педагогу иметь представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности. Чтобы каждый педагог сумел определить своё место и роль в обновлении процесса воспитания дошкольников. Также об основных результатах диагностического исследования были проинформированы и родители.

По результатам  диагностического исследования был  разработан план мероприятий по устранению негативных факторов, выявленных в  ходе мониторинга; создано «дерево  целей» для решения приоритетных проблем  качества  воспитания, создана модель личностно-профессионального развития педагогов (модель педагога).

Преобладающие виды деятельности в рамках авторской  системы мероприятий, направленных на устранение недочетов включают в  себя: работу с детьми и педагогами, взаимодействие с семьёй и социумом.

Была разработана  система работы воспитателя с  детьми и родителями в междиагностический период, которая включала в себя цели и задачи, методы и формы  работы.

Мной была разработана  план-программа методической работы с педагогами, родителями, социумом в междиагностический период и собран пакет документов, содержащий мероприятия по оказанию консультативной поддержки педагогам, родителям; разработан макет методических материалов, позволяющих контролировать результаты эксперимента; разработаны основные направления преобразования предметно- развивающей среды ДОУ.

Работа в данном режиме была направлена совершенствование  воспитательного процесса в  дошкольном  учреждении на основе анализа диагностики.

Таким образом, результативность деятельности по повышению  эффективности воспитательной работы в ДОУ на основе разработанной  системы мониторинга очевидна. Она  заключается в следующем:

* повысился уровень  личностного роста, воспитанности дошкольников;

* наблюдалась  сформированность у педагогов  научных представлений о современных  подходах к реализации воспитательной  деятельности на основе мониторинга;

* наблюдалась  теоретическая и методологическая  готовность педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению воспитательного процесса на основе результатов диагностики в ДОУ;

*отмечена эмоционально-психологическая  удовлетворенность участников исследовательской  деятельности.

  Был отработан  механизм диагностирования воспитательной деятельности, создан и апробирован примерный пакет инструментария для определения эффективности воспитательного процесса в ДОУ: диагностика педагогических процессов и  управление  ими осуществлялось с помощью научно-обоснованных параметров; диагностика носила системный характер, осуществлялась периодично, выявила наличие динамики конечных результатов деятельности ДОУ и отдельных ее звеньев; намерения, получаемые в ходе диагностики на основе оценочных данных, обеспечили четкую и оперативную постановку педагогического диагноза о состоянии и результатах воспитательного процесса, эффективности  управления  им, в выборе содержания форм и методов  управления .

Информация о работе Мониторинг как средство контроля воспитательного процесса в системе качественного дощкольного образования