Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:12, доклад
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.
Сегодня мы поговорим о мониторинге как показателе качественного процесса воспитательной работы в условиях реализации инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .
Кочешкова Е.В.
старший воспитатель МДОУ №57
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.
Сегодня мы поговорим о мониторинге как показателе качественного процесса воспитательной работы в условиях реализации инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
Мониторинг процесса воспитания в ДОУ… Начнем, пожалуй, с трёх простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря – каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель мониторинга?
Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы образования , органов управления образованием , то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в образовательных учреждениях. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания.
Аспекты интересующей нас проблемы, а именно мониторинга воспитанности, нашли отражение в работах В.А. Караковского, Н. Л . Селивановой, П.В. Степанова, И.В. Никишеной, З.И. Васильевой, А.А. Орлова, А.С. Белкина.
В работе « Дошкольное образование : ориентиры и требования к обновлению содержания» Н. Михайленко и Н. Короткова выделяют диагностическое сопровождение воспитательного процесса как возможность обнаружения и решения наиболее острых проблем процесса воспитания.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л .И. Новикова и Н. Л . Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития и воспитания.
На основе
научных идей отечественных и
зарубежных педагогов-психологов была
разработана структура
Иными словами, в качестве инновационного подхода к воспитательной работе в ДОУ нами рассматривается разработка четкого механизма диагностирования проблем воспитательного процесса, что дает возможность эффективного совершенствования процесса воспитания в ДОУ и перехода на прогнозирование результатов развития воспитательной системы, в апробации вариативной модели мониторинговой деятельности воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Для решения задач данного исследования использовали комплекс теоретических и эмпирических методов.
Была выдвинута гипотеза: если разработать чёткий механизм диагностирования проблем воспитательной работы, то возможно эффективное совершенствование воспитательного процесса и переход на прогнозирование развития воспитательной системы.
Проанализировав методические разработки ведущих педагогов и психологов: В.П. Батинаса, Л .И. Божович, Е.Н. Степанова, О.И. Боголюбова, изучив психолго-педагогическую литературу по проблеме мониторинга воспитательного процесса в ДОУ, взяв за основу свою практическую деятельность с детьми, педагогами и родителями мы пришли к выводу о необходимости создания единой системы мониторинга для всех участников педагогического процесса. Такая система не ограничивается педагогической функцией, а выполняет психолого-педагогическую и социально-педагогическую функции. Так как влияет на воспитанников не только через занятия, развлечения, а также через включение в окружающую среду; через отношения, складывающиеся между детьми, педагогами и родителями; через психологический климат в коллективе.
Творческой группой была разработана программа мониторингового исследования воспитательного процесса. Задачи программы таковы: отбор мониторингового инструментария, составление алгоритма мониторингового исследования, оценка результатов и создание банка данных, определение путей повышения эффективности воспитательного процесса. Программа совмещает в единое целое повышение знаний педагогов, создание единой системы мониторинга, предусматривает создание условий для творческого преобразования воспитательной среды ДОУ.
Одним из важнейших этапов диагностического процесса является подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания дошкольников, так как на нём определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания детей дошкольного возраста. Для исследования эффективности воспитательной системы детского сада были выделены четыре основных предмета мониторинга: первое, это личность самого дошкольника - главный показатель эффективности процесса воспитания; второе, это детский коллектив - одно из важнейших условий развития личности ребенка; третье, это профессиональная позиция педагога - еще одно из важнейших условий развития личности ребенка; четвертое, это организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.
Организация работы позволяет прогнозировать ее эффективность на всех уровнях:
для ребёнка –
определение зоны актуального и ближайшего
развития на основе социально-психолого-
для педагога – создание единой целостно-смысловой базы педагогической деятельности, оптимизация и индивидуализация целостного педагогического процесса на основе аксиологического подхода;
для родителей – создание благоприятных условий для обеспечения прав детей на равные стартовые возможности, полноценное и качественное дошкольное воспитание и образование ;
для системы управления – целенаправленная деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень (выбор содержания форм и методов управления ).
Для проведения
диагностического исследования был
подготовлен диагностический
Использование каждой из них происходило в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре того или иного метода диагностики.
Субъектами диагностического исследования помимо старшего воспитателя являлись педагог-психолог, педагоги дополнительного образования , воспитатели ДОУ. Была создана так называемая служба мониторинга.
Для повышения
объективности и изучения динамики
развития объекта в процессе организации
диагностики соблюдалась
После обработки результатов данные исследования заносились в таблицы, графики, диаграммы, позволяющие получить целостное представление о состоянии системы.
Результаты диагностики выявили ряд проблем в личностном развитии дошкольников, сформированности детского коллектива, построении развивающей среды.
Обсуждение
результатов диагностики
По результатам диагностического исследования был разработан план мероприятий по устранению негативных факторов, выявленных в ходе мониторинга; создано «дерево целей» для решения приоритетных проблем качества воспитания, создана модель личностно-профессионального развития педагогов (модель педагога).
Преобладающие виды деятельности в рамках авторской системы мероприятий, направленных на устранение недочетов включают в себя: работу с детьми и педагогами, взаимодействие с семьёй и социумом.
Была разработана система работы воспитателя с детьми и родителями в междиагностический период, которая включала в себя цели и задачи, методы и формы работы.
Мной была разработана план-программа методической работы с педагогами, родителями, социумом в междиагностический период и собран пакет документов, содержащий мероприятия по оказанию консультативной поддержки педагогам, родителям; разработан макет методических материалов, позволяющих контролировать результаты эксперимента; разработаны основные направления преобразования предметно- развивающей среды ДОУ.
Работа в данном режиме была направлена совершенствование воспитательного процесса в дошкольном учреждении на основе анализа диагностики.
Таким образом, результативность деятельности по повышению эффективности воспитательной работы в ДОУ на основе разработанной системы мониторинга очевидна. Она заключается в следующем:
* повысился уровень личностного роста, воспитанности дошкольников;
* наблюдалась
сформированность у педагогов
научных представлений о
* наблюдалась
теоретическая и
*отмечена эмоционально-
Был отработан механизм диагностирования воспитательной деятельности, создан и апробирован примерный пакет инструментария для определения эффективности воспитательного процесса в ДОУ: диагностика педагогических процессов и управление ими осуществлялось с помощью научно-обоснованных параметров; диагностика носила системный характер, осуществлялась периодично, выявила наличие динамики конечных результатов деятельности ДОУ и отдельных ее звеньев; намерения, получаемые в ходе диагностики на основе оценочных данных, обеспечили четкую и оперативную постановку педагогического диагноза о состоянии и результатах воспитательного процесса, эффективности управления им, в выборе содержания форм и методов управления .