Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:48, реферат
Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.
Введение
Актуальность. Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.
Слагаемые социального пространства:
- семья
- детский сад.
- двор
- школа
- спортивная секция
- клуб
- студия
- студенческая или производственная группа
- т.д.
Также слагаемые социального пространства можно разделить на: социальные группы и социальные институты (соответственно: микросреду и макросреду). При этом следует учитывать, что современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство человека.
Разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст социальных отношений. Современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, стремительно расширяет социальное пространство человека. Стираются границы между миром взрослых и детей: дети становятся полноценными участниками жизненных процессов.
Разнообразие социальных отношений содержит в себе:
- исторический опыт (традиции, материальные ценности, искусство, мораль, наука);
- достижения общечеловеческой культуры;
- прогноз новых отношений.
Всё это – социальная ситуация развития человека (в индивидуальном варианте).
В социальном пространстве человек
- проявляет и утверждает своё «Я».
- обретает свою социальную сущность.
Социальные институты осуществляют следующие функции: 1) организационная; 2) воспитывающая; 3) профессиональная; 5) стимулирующая. Реализация названных функций даёт возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на человека. На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения, на основе личных симпатий и привязанности – личные.
Что значит осуществлять воспитание в социальном пространстве?
1. Признать все сферы жизни ребёнка. Разновариантные системы социальных отношений должны быть объединены единой воспитательной идеей.
2. Признать все группы в социальном пространстве ребёнка.
Самое существенное качество группы – уровень её социально-психологической зрелости.
1. Группа-конгломерат (люди ранее не были знакомы, они оказались (были собраны) на одном пространстве и в одно время. Здесь взаимодействия и взаимоотношения поверхностны и ситуативны.)
2. Номинальная группа ( ей приписываются определённые извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими и т.д.)
3. Группа- ассоциация (начало единой жизнедеятельности группы, первые ростки коллективообразовния).
4. Группа-кооперация (реальная и успешно действующая организационная структура, высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества. Общение и отношения носят деловой характер. Направленность и психологическая совместимость – вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия).
5. Группа-автономия (отличает высокое внутреннее единство, идентификация себя с группой («моя группа»), процессы обособления, эталонизация, внутренняя слитность). Данная группа может перейти в «групповой эгоизм», характеризующийся корпоративной направленностью, закрытостью группы от других. Это т. наз. Группа-корпорация, или «лжеколлектив».
6. Группа-коллектив (отличает высокий уровень развития, сплоченность, интегративная деятельность, коллективистская направленность). Данная группа – органичная часть более широкой общности.
Круг общения современного европейца – это примерно 150 человек, лишь 5 из которых – хорошие друзья. Интернет-сайты, форумы, чаты создают ощущение невероятно широкого круга контактов и большой легкости общения. Однако число близких друзей в виртуальном мире такое же – в среднем не превышает пяти. Ученые связывают этот факт с логикой эволюционного развития: заводить друзей – затратное предприятие, в которое нужно вкладывать много энергии. Которая и без того нужна нам, чтобы выжить.
Объект: социальное пространство
Предмет: воспитательный процесс
Цель: изучить социальное пространство воспитательного процесса.
Задачи: 1)изучить теоретической основы данного вопроса
2)раскрыть особенности
социального пространства
воспитательного процесса
1.1. Семья в социальном пространстве. Принцип и содержание семейного воспитания.
Семья – это социально-педагогическая
группа людей, предназначенная
для оптимального удовлетворения
потребностей в самосохранении (продолжении
рода) и самоутверждении (самоуважении)
каждого её члена. Судьбоносная
значимость семьи в
развитии личности растущего
человека общеизвестна.
Семья – важнейший
институт социализации
личности. Именно
в семье человек
поучает первый
опыт социального
взаимодействия. На
протяжении какого-то
времени семья вообще
является для ребенка
единственным местом
получения такого опыта.
Затем в жизнь человека
включаются такие социальные
институты, как детский
сад, школа, улица. Однако
и это время семья остается
одним из важнейших,
а иногда и наиболее
важным, фактором социализации
личности. Социализация
в семье происходит
по двум параллельным
направлениям:
-
в результате
-
по механизму социального
научения.
В свою очередь, сам
процесс социального
научения также идет
по двум основным направлениям.
С одной стороны, приобретение
социального опыта идет
в процессе непосредственного
взаимодействия ребенка
с родителями, братьями
и сестрами, а с другой
стороны, социализация
осуществляется за счет
наблюдения особенностей
социального взаимодействия
других членов семьи
между собой. Кроме того,
социализация в семье
может осуществляться
посредством особенного
механизма социального
научения, который получил
название викарное научение,
связанное с усвоением
социального опыта за
счет наблюдения научения
других.
Семейное воспитание
– это сложная
система. На него
влияют наследственность
и биологическое
(природное) здоровье
детей и родителей,
материально-экономическая
обеспеченность, социальное
положение, уклад жизни,
количество членов семьи,
место проживания, отношение
к ребенку. Всё это органично
переплетается и в каждом
конкретном случае проявляется
по-разному.
Каковы задачи
семьи? В общем
они состоят в
том, чтобы:
-
создать максимальные
условия для роста
и развития ребенка;
-
стать социально-экономической
и психологической
защитой ребенка;
-
передать опыт
создания и сохранения
семьи, воспитания
в ней детей
и отношения к
старшим;
-
научить детей
полезным прикладным
наукам и умениям, направленным
на самообслуживание
и помощь близким;
-
воспитать чувство
собственного достоинства,
ценности собственного
“я”.
Семейное
воспитание имеет
и свои принципы.
Наиболее общие из
них:
-
гуманность и милосердие
к растущему человеку;
-
вовлечение детей
в жизнедеятельность
семьи как её
равноправных участников;
-
открытость и доверительность
отношений с детьми;
-
оптимистичность
взаимоотношений
в семье;
-
последовательность
в своих требованиях
(не требовать
невозможного);
-
оказание посильной
помощи своему ребенку,
готовность отвечать
на вопросы.
Кроме этих принципов
есть ряд частных,
но не менее
значимых для семейного
воспитания: запрещение
физических наказаний,
запрещение читать
чужие письма и
дневники, не морализировать,
не говорить слишком
много, не требовать
немедленного повиновения,
не потакать и др. Все
принципы, однако, сводятся
к одной мысли: детям
рады в семье не потому,
что дети хорошие, с
ними легко, а дети хорошие
и с ними легко оттого,
что им рады.
Содержание семейного
воспитания охватывает
все направления. В семье
осуществляется физическое,
эстетическое, трудовое,
умственное и нравственное
воспитание детей, изменяясь
от возрасту к возрасту.
По мере сил родители
и близкие в семье дают
детям знания о природе,
обществе, производстве,
профессиях, технике;
вырабатывают некоторые
интеллектуальные навыки;
наконец, воспитывают
отношение к миру, людям,
профессии, жизни
В семейном воспитании
важное место занимает
забота о здоровье
ребенка, его физическая
подготовка, закаливание,
развитие силы, ловкости,
быстроты, выносливости.
Здоровый, физически
развитый человек способен
более успешно заниматься
умственным и физическим
трудом, у него обычно
хорошее, бодрое настроение,
и он, как правило, доброжелателен
к окружающим, готов
прийти на помощь, острее
воспринимает красоту
и сам стремится все
делать красиво.
В интересах физического
воспитания родители
должны приучать
детей с раннего
детства регулярно
делать утреннюю
физзарядку, вовлекать
их в различные
подвижные игры, спортивные
занятия, вместе заниматься
доступным туризмом.
Важно по совету врача
приучать ребенка к
закаливанию, учить
самого заботиться о
своем здоровье, не допуская
дурных привычек (курение,
употребление алкогольных
напитков, токсичных
препаратов и т. п.). И
во всем этом главное
— пример родителей.
Если отец курит, но
запрещает курить сыну,
вряд ли здесь получится
что-то хорошее. Парнишка,
пока мал, будет курить
тайком, а потом — и
не боясь.
Воспитание детей
в семье необходимым
компонентом включает
умственное развитие.
Первые обращения матери
к еще бессловесному
младенцу уже закладывают
начала умственного
воспитания. Дальнейшее
обучение речи, рассказывание
сказок, чтение книжек,
стимулирование и поощрение
детской любознательности,
ответы на вопросы ребенка,
соответствующие разъяснения
и т. д. — все это отвечает
интересам развития
мышления, памяти, внимания,
воображения, служит
важной задаче подготовки
к обучению в школе.
Когда же ребенок становится
школьником, долг родителей
— создать надлежащие
условия для его продуктивных
занятий, тактично помогать
в случае затруднений.
И здесь особое значение
приобретают неуклонное
развитие любознательности
и пытливости, самостоятельности
мышления, ориентировка
на непрерывное образование,
приучение к чтению
художественной литературы,
периодической печати.
Положительную роль
в этом отношении играет
поощрение занятий детей
в предметных и других
кружках в школе или
внешкольных учреждениях
— с учетом их интересов,
склонностей и состояния
здоровья.
Родители должны много
внимания уделять нравственному
воспитанию детей, поскольку
в повседневной жизни
постоянно и неизбежно
возникают разнообразные
проблемы, связанные
с поведением, взаимоотношениями
между людьми. Именно
в семье дети главным
образом постигают азбуку
нравственности, усваивают,
что такое хорошо и что
такое плохо, учатся
проявлять доброжелательность
к людям, оказывать посильную
помощь. По мере взросления
ребенка моральные требования
к нему значительно
возрастают и углубляются.
Нравственное воспитание
в семье предполагает
формирование любви
к родному краю, своему
Отечеству, гуманности,
чувства товарищества,
честности, справедливости,
ответственности. И
здесь играют большую
роль не только и не
столько специальные
беседы и разъяснения,
сколько организация
всей жизни ребенка
в соответствии с принципами
общечеловеческой морали,
повседневная практика
надлежащего поведения.
Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса