Социальное пространство воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:48, реферат

Краткое описание

Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность. Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.

Социальное  пространство – это  совокупность социальных отношений, ежедневно  разворачивающихся  перед человеком  или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.

Слагаемые социального пространства:

-   семья

-   детский сад.

-   двор

-   школа

-   спортивная секция

-   клуб

-   студия

-   студенческая или  производственная  группа

-   т.д.

Также слагаемые социального  пространства можно  разделить на: социальные группы и социальные институты (соответственно: микросреду и макросреду). При этом следует учитывать, что современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство человека.

Разнообразие  микрогрупп вписано  в общий контекст социальных отношений. Современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, стремительно расширяет социальное пространство человека. Стираются границы между миром взрослых и детей: дети становятся полноценными участниками жизненных процессов.

Разнообразие  социальных отношений  содержит в себе:

- исторический опыт (традиции, материальные ценности, искусство, мораль, наука);

- достижения общечеловеческой  культуры;

- прогноз новых  отношений.

Всё это – социальная ситуация развития человека (в  индивидуальном варианте).

В социальном пространстве человек

-   проявляет и утверждает  своё «Я».

-   обретает свою  социальную сущность.

Социальные  институты осуществляют следующие функции: 1) организационная; 2) воспитывающая; 3) профессиональная; 5) стимулирующая. Реализация названных функций даёт возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на человека. На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения, на основе личных симпатий и привязанности – личные.

Что значит осуществлять воспитание в социальном пространстве?

          1. Признать все  сферы жизни ребёнка.  Разновариантные  системы социальных  отношений должны  быть  объединены  единой воспитательной  идеей.

          2. Признать все  группы в социальном  пространстве ребёнка.

Самое существенное качество группы – уровень  её социально-психологической  зрелости.

1. Группа-конгломерат  (люди ранее не  были знакомы,  они оказались  (были собраны)  на одном пространстве  и в одно время.  Здесь взаимодействия  и взаимоотношения  поверхностны и ситуативны.)

2. Номинальная группа ( ей приписываются  определённые извне  цели, виды деятельности, условия взаимодействия  с другими и  т.д.)

3. Группа- ассоциация (начало  единой жизнедеятельности  группы, первые ростки  коллективообразовния).

4. Группа-кооперация (реальная и успешно действующая организационная структура, высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества. Общение и отношения носят деловой характер. Направленность и психологическая совместимость – вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия).

5. Группа-автономия  (отличает высокое  внутреннее единство, идентификация себя  с группой («моя  группа»), процессы  обособления, эталонизация, внутренняя слитность). Данная группа  может перейти  в «групповой эгоизм»,  характеризующийся  корпоративной направленностью, закрытостью группы от других. Это т. наз. Группа-корпорация, или «лжеколлектив».

6. Группа-коллектив  (отличает высокий  уровень развития, сплоченность, интегративная  деятельность, коллективистская  направленность). Данная  группа – органичная часть более широкой общности.   

Круг  общения современного европейца – это  примерно 150 человек, лишь 5 из которых  – хорошие друзья. Интернет-сайты, форумы, чаты создают ощущение невероятно широкого круга контактов  и большой легкости общения. Однако число близких друзей в виртуальном мире такое же – в среднем не превышает пяти. Ученые связывают этот факт с логикой эволюционного развития: заводить друзей – затратное предприятие, в которое нужно вкладывать много энергии. Которая и без того нужна нам, чтобы выжить.

Объект: социальное пространство

Предмет: воспитательный процесс

Цель: изучить социальное пространство воспитательного процесса.

Задачи: 1)изучить теоретической основы данного вопроса

              2)раскрыть особенности  социального пространства воспитательного процесса 

1.1. Семья в социальном пространстве. Принцип и содержание семейного воспитания.

        Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. 

         Семья – важнейший  институт социализации  личности. Именно  в семье человек  поучает первый  опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: 

- в результате целенаправленного  процесса воспитания; 

- по механизму социального  научения. 

         В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение, связанное с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других. 

       Семейное воспитание  – это сложная  система. На него  влияют наследственность  и биологическое  (природное) здоровье  детей и родителей,  материально-экономическая  обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. 

       Каковы задачи  семьи? В общем  они состоят в  том, чтобы: 

- создать максимальные  условия для роста  и развития ребенка; 

- стать социально-экономической  и психологической  защитой ребенка; 

- передать опыт  создания и сохранения  семьи, воспитания  в ней детей  и отношения к  старшим; 

- научить детей  полезным прикладным наукам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 

- воспитать чувство  собственного достоинства,  ценности собственного  “я”. 

Семейное  воспитание имеет  и свои принципы. Наиболее общие из них: 

- гуманность и милосердие  к растущему человеку; 

- вовлечение детей  в жизнедеятельность  семьи как её  равноправных участников; 

- открытость и доверительность  отношений с детьми; 

- оптимистичность  взаимоотношений  в семье; 

- последовательность  в своих требованиях  (не требовать  невозможного); 

- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. 

      Кроме этих принципов  есть ряд частных,  но не менее  значимых для семейного  воспитания: запрещение  физических наказаний,  запрещение читать  чужие письма и  дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады. 

     Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возрасту к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают детям знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни 

       В семейном воспитании  важное место занимает  забота о здоровье  ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво. 

     В интересах физического  воспитания родители  должны приучать  детей с раннего  детства регулярно  делать утреннюю  физзарядку, вовлекать  их в различные  подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.). И во всем этом главное — пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь получится что-то хорошее. Парнишка, пока мал, будет курить тайком, а потом — и не боясь.  

      Воспитание детей  в семье необходимым  компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится школьником, долг родителей — создать надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий детей в предметных и других кружках в школе или внешкольных учреждениях — с учетом их интересов, склонностей и состояния здоровья. 

      Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения. 

Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса